В Геленджике завершился третий фестиваль современного российского кино «Маяк». Мы уже рассказывали о ярких фильмах программы, удостоенных наград: «Здесь был Юра» Сергея Малкина, «Фейерверки днем» Нины Воловой и «Картины дружеских связей» Сони Райзман. Сейчас предлагаем обзор остальных участников основного конкурса, а также первых двух серий сериала Или Малаховой «Маяк».
«Мой сын»
Режиссер: Вячеслав Клевцов
Продажная адвокатка Катя (Юлия Снигирь) внезапно оказывается покинутой мужем, который уезжает, оставляя ей их старшего сына Лёшу (Леон Кемстач), школьника старших классов. Несмотря на внутреннюю тревогу, Катя старается показывать спокойствие, даже во время консультации у психотерапевта (Никита Тарасов). В то же время ей поручают важное задание — закрыть на 8 лет видеоблогера-правдоруба, который нанес вред сыну влиятельной фигуры (один из вопросов фильма — почему обращение к прокурору заменено на это). И как назло, жертва оказывается тренером пасынка и фактическим отцовским авторитетом для Лёши. Мальчик решительно встает на защиту несправедливо обвиненного, что приводит к трагическому исходу — убийству по неосторожности. Когда Лёша убегает, скрываясь от правоохранительных органов, у Кати просыпаются истинные материнские чувства.
«Мой сын» — фильм с настолько сложной судьбой, что его продюсеры отказались рассказывать прессе детали нелегкого производства. Этот факт говорит о многом — в частности, о том, что на фестивале режиссер не присутствовал, а сценарист Евгений Баранов, несмотря на свой приезд и нахождение в зале, отказался участвовать в Q&A. Также известно, что художник-постановщик Елена Окопная присоединилась к проекту лишь в последний момент.
Изначально фильм выполнен в стиле холодной криминальной драмы, но по мере развития сюжета история превращается в разнородные лирические зарисовки. Они показывают бесприютность героини (её дом — вечная стройка), чувство одиночества и стремление воссоединиться с собой и дорогим сердцу пасынком, изображённым через забылае пшеничное поле, которое сверкает в солнечных лучах. Такая калейдоскопическая структура оказывается довольно сложной для восприятия.
«Присутствие»
Режиссер: Аполлинария Дегтярёва
Демонстрационный период — август 2020 года, разгар пандемии коронавируса. Девушка (Анастасия Алексеева), опасаясь инфекции, скрывается в своей квартире, заедая страх доставкой, и отчаянно ждет возвращения мужа (Дмитрий Хоютанов) из командировки, постоянно переписываясь с ним. Постепенно к звонкам в телефоне добавляются странные звуки — шепот, залетающий из окна или детский плач из вентиляции. И далее ситуация усугубляется: предметы в доме начинают двигаться сами по себе, в ванной появляется черная земля, а в зеркале она замечает образ давно умершей матери (Валентина Романова-Чыскыырай). Чем дольше героиня остается одна, тем сложнее ей отличить реальные события от видений.
«Присутствие», дебют Аполлинарии Дегтярёвой, возникло из проекта «Дух огня» на стадии питчинга. Идея — создать герметичный DIY-ужас с минимумом декораций и небольшим актерским составом, была поддержана Дмитрием Давыдовым, признанным специалистом якутского кино, отлично умеющим работать с ограниченными бюджетами. В этом смысле «Присутствие» не исключение: на очень скромные средства режиссерка воспроизводит стилистические приёмы своих любимых хорроров, отличающихся медленным развитием событий и созерцательной атмосферой. Тут присутствуют отсылки к «Звонку» и «Паранормальным явлениям», а этнический колорит Якутии, за который ценится кино Республики Саха, появляется лишь на пятой десятой минуте, когда сюжет совершает неожиданный кульбит, подобный шьямалановским киноэкспериментам.
«Огненный мальчик»
Режиссер: Надежда Михалкова
Это ещё одна история о матери и сыне, развивающаяся в чрезвычайно неправдоподобных условиях. Главная героиня — Анна Максимовна (Юлия Высоцкая), крупная чиновница в сфере молодежной политики, депутат первого, второго и третьего созывов, которая решается баллотироваться на переизбрание в качестве руководителя фракции. Ее сын, Максим (Денис Косиков), давно отошёл от внимания матери и отдыхает в клубах. Там он на автомате отдаёт зажигалку парню (Богдан Голощук), который тут же совершает самосожжение. Чтобы защитить сына от обвинений — ведь он единственный, кто пытался потушить трагедию — и свои шансы на переизбрание от провала, Анна отправляет Максима в отдалённую деревню без мобильной связи. Там его ждут либо родственники, либо мамины батраки — в роли которых выступают актрисы Анна Михалкова (выдающаяся игра) и Александр Устюгов. Под воздействием посттравматического стрессового расстройства Максим начинает встречаться с молодой рыжеволосой продавщицей сельского магазина (Елизавета Ищенко), которая помогает ему избавиться от чувства вины и пережитого шока.
Фильм Надежды Михалковой отлично показывает завязку и обладает хорошим актёрским составом. Тема вины за смерть, случившуюся при равнодушии окружающих, по настроению напоминает «Кислоту» Александра Горчилина. Однако отношения матери и сына раскрыты минимально, и зрителю приходится додумывать их чувства и мотивы. Кроме того, у героини Анны Максимовны наблюдается гипертрофированная паранойя, что оправдано развитием сюжета. Основной акцент делается не на реалистичном спасении виновного сына, а на метафизической истории его духовного исцеления. Вторая половина фильма превращается в размышления о прощении, образах и философских диалогах, что делает повествование менее динамичным и, пожалуй, менее увлекательным.
«Хорошая жизнь»
Режиссер: Татьяна Рахманова
Восьмилетний Дима (Михаил Каширин) летом проводит вместе с отцом (Кирилл Тепляков) и матерью (Серафима Гощанская) на подмосковной даче: вместе ходят на речку, учатся французскому, занимаются ручным ремеслом. Неожиданно идиллия разбивается, когда мать обнаруживает разбитую любимую голубую чашку. Обвинив в случившемся остальных членов семьи, она отправляется в город проводить старого знакомого — летчика. Огорчённые беспочвенными обвинениями, отец и сын также решают не оставаться дома и, собрав необходимое в рюкзаки, отправляются в путешествие по окрестностям.
После успешного дебюта «Королевство», в котором было много элементов «Республики ШКИД», Татьяна Рахманова снова обращается к советской детской литературе. На этот раз она занимается адаптацией произведения Аркадия Гайдара «Голубая чашка», хотя и в свободной интерпретации. В отличие от оригинала, героиню заменяют мальчиком, что придает деревенской одиссее оттенки рассуждений о маскулинности. О ней говорит через свою речь отец сыну, а режиссёр — напрямую зрителю. Несмотря на то, что фильм подан с точки зрения ребёнка, с сюрреалистическими вставками, режиссер явно нацелена и на более взрослую аудиторию. Внимание к ПТСП у отца, звуки пролетающих самолётов, визуальные отсылки к Калатозову и группа женщин, которые не понимают, куда пропали все мужчины, — всё это служит сигналами для тех, кто чувствителен к этим темам.
«Над вечным покоем»
Режиссер: Светлана Проскурина
Еще один конкурсный фильм, построенный вокруг темы «мамми ишшьюз», который, пожалуй, наиболее радикально показывает безусловную материнскую любовь. Главная героиня — Рита (Маша Леонова), работница сельского социального обслуживания, щедро отдающая себя одиноким пожилым людям. Ее сердце настолько велико, что она решает взять на воспитание сына своей подруги, Пашку — мальчика с явным расстройством аутистического спектра. Вместе с тем у Риты есть взрослый сын Серёжа (Егор Абрамов), который по-прежнему живет с ней и нигде не работает. Жизнь героини текла размеренно, пока однажды Серёжа в ходе агрессивной игры случайно не убивает Пашку, ударив его камнем. С этого момента Рита превращается в человека, загнанного в угол: ей приходится спрятать тело мальчика в собственном погребе под полкой с вареньем и каждый день скрывать ужасную правду, сталкиваясь с горем матери Пашки и настойчивым вниманием односельчан, для которых ребенок словно испарился.
Фильм Проскуриной сочетает в себе мрачную атмосферу, напоминающую о «Грузе 200», и глубокую религиозно-философскую основу, отсылающую к «Преступлению и наказанию» Достоевского. Зритель становится свидетелем мучительного внутреннего конфликта доброй женщины, оказавшейся в неразрешимой моральной дилемме. Эффект оксюморона в картине во многом достигается благодаря тонкой и сильной игре Маши Леоновой, для которой эта роль стала первой главной. Ее исполнение включает выразительные монологи и эмоциональное перевоплощение, отражающее безумное отчаяние героини.
В фильме появляется полицейский, сотрудник с оттенками Порфирия Петровича, который будто догадывается о вовлечённости Риты в исчезновение ребенка, но неоднократно отгоняет её из участка, предупреждая не вмешиваться. Серёжа, слабовольный и растерянный, периодически впадает в безумие — то ли от содеянного, то ли от невозможности вынести постоянное соседство с телом под полом. Можно было бы предположить, что со временем страх и вина уйдут, но даже после закрытия дела мать и сын остаются связаны тяжёлой тайной. Символично одна из сцен, которая напоминает: на земле, ставшей прахом, ничто не может прорасти.