Только мы с вами наслаждались золотой осенью, как она подошла к своему закономерному финалу. Можно только пожалеть, что столь красочный осенний период длится так недолго, но что поделать, таковы законы мироздания. Сейчас мы вступаем в "серый период безвременья", поэтому и подборка полотен будет соответствовать духу этого периода. Однажды подобный сюжет уже рассматривался на канале, поэтому публикую ссылку для тех, кто подзабыл или еще не был здесь в конце 2023-го года:
Теперь, когда с необходимыми вступлениями покончено, можно отправляться в живописное путешествие по позднеосенним реалиям. Начнем наш путь с картины Константина Константиновича Первухина (1863-1915), ставшей его дебютом на выставках Товарищества передвижников.
Интересную историю, связанную именно с этим полотном, нам поведали искусствоведы:
Первухин жил тогда в Москве у своего дяди, который говорил, что не признает племянника настоящим художником, пока его картины не купит Третьяков. Наверное, под тяжестью такого аргумента Константин Первухин даже не поверил, когда увидел на своей «Осени...» записку «Приобретено Третьяковым». Решив, что это чья-то глупая шутка, сорвал листок с надписью, а через какое-то время вновь увидел его на своей картине. Оказалось, что в самом деле пейзаж был куплен Третьяковым.
Любопытно, что на тот момент у него не было законченного художественного образования, он только лишь посещал Академию художеств в качестве вольнослушателя. Возможно по этой причине Первухин не мог поверить, что его картину приобрел известный меценат и знаток живописи.
Далее у нас идет картина Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), глядя на которую невольно вспомнились его слова:
Моей главной, единственно непрерывно преследуемой целью в искусстве живописи всегда служила красота, эстетическое воздействие на зрителя, очарование красками и формами.
Да, конечно, очарование красок здесь вряд ли присутствует, но что поделать, раз таков сезон?.. Впрочем, и в этом можно найти некоторую эстетику и красоту, не так ли, уважаемые читатели? Но точно можно сказать, что художник замечательно передал этот осенний миг, навевающий на ностальгические воспоминания и философские рассуждения.
Следующая картина при беглом взгляде наверняка напомнит искушенному читателю Юлия Клевера, и это немудрено, ведь подпись ее автора, так же как и позабытого Семена Федорова, аферисты закрашивали, "переподписывали" и продавали как полотно мастера закатов.
Автор картины - Алексей Матвеевич Прокофьев (1859-1925) известен в большей степени любителям открыток, нежели специалистам по живописи. Но подробнее об этом я расскажу вам в следующей статье, ибо сейчас как раз готовится публикация об очередном позабытом русском живописце. Всем любителям подобных сюжетов будет интересно, уверен.
Следующий живописец, как и картина, выделяется из стройного ряда сегодняшних полотен, ибо Лукиан Васильевич Попов (1873-1914) был специалистом не по пейзажу, а по жанровой живописи. Соответственно именно картину в этом жанре мы с вами и рассмотрим:
Родительская забота на фоне увядающей природы - если нужно быть лаконичным, то я бы обозначил картину именно так. Для художника родительство имело особое значение, но об этом я расскажу вам подробно в другой раз, а мы тем временем продолжим.
Далее представлю вам картину уже упомянутого в статье, и совсем недавно подробно рассмотренного художника Семена Федоровича Федорова (1867-1910). Чахлая природа с видимыми останками золотого прошлого, нависающий тяжелый серый небосвод с узким закатным просветом вдали - вся суть поздней осени выражена в этом полотне:
Помните как у классика - "зимы ждала, ждала природа"?.. Вот и здесь, мне кажется, природа замерла и ждет и, скорее всего, ждать осталось уже немного. Но вечер тих, хоть и холоден во всех смысла этого слова, и в этой тишине тоже можно найти определённое очарование.
А на следующей картине, природа уже "дождалась" - снег уже выпал, хоть и не смог закрепиться на вновь созданном "плацдарме", но это уже дело совсем недалекого времени, ибо время, отведенное осени, явно истекает на акварели Ричарда Александровича Берггольца (1865-1920).
Живописец уже попадал в поле зрения автора и картины Берггольца появлялись в заметках и одной из статей, которую, пожалуй, уместно упомянуть в данной публикации:
Следующим живописцем будет автор знаменитого полотна "Видение отроку Варфоломею" Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942).
В его картинах мы наконец-то видим некоторое разнообразие красок в виду того, что показан не столь поздний осенний период. Впрочем, по меланхолии и тягостным (или, быть может, философским) думам они вполне подходят под сегодняшний сюжет.
А на следующих полотнах мы увидим именно позднюю осень с доминантным преобладанием серо-коричневых тонов. Наверняка многие ценители живописи и без подписи и прочих пояснений узнали бы манеру Юлия Юльевича Клевера (1850-1924), художника, безусловно смелого и удачливого, как вы помните из моей статьи о нем.
Довольно-таки мрачные пейзажи, не так ли, уважаемые читатели? Дабы немного сбить этот унылый настрой, приведу еще одно полотно живописца, настраивающее на более философско-романтический лад:
На этом мы с вами заканчиваем с дореволюционной живописью и переходим к советскому периоду. Откроет эту веху Алексей Николаевич Князев (1894-1953), обучение которого прервала мобилизация на фронт Первой мировой войны. Но он вернется в свои родные края (Вятская губерния/Кировская область) и будет плодотворно трудиться на поприще искусства не только как живописец, но и как преподаватель и организатор художественных объединений.
Далее рассмотрим картину художника более известного краеведам, нежели широкой публике. Причем краеведам далекого российского региона, но довольно известного своими природными богатствами. Речь идет о Якутии, и о художнике Льве Михайловиче Габышеве (1923-1975).
Следующим живописцем у нас будет Василий Афанасьевич Петухов (1914-1980) и его, я бы сказал, крайне поздняя осень. Наверняка каждый из вас видел подобные деньки хоть раз в жизни, ощущал этот промозглый воздух, напитанной влагой, раскисшую дорогу; видел чахлую листву на деревьях и свинец на низком небосводе, до которого, кажется, можно допрыгнуть, если взять достаточный разбег:
Более умиротворяющие сцены мы наблюдаем на картинах Юрия Петровича Кугача (1917-2013). Мне лично художник запомнился своей пронизывающей картиной "Возвращение", однажды представленной на канале в подборке картин ко Дню Победы. О ваших же ассоциациях и воспоминаниях всегда призываю вас высказываться в комментариях.
На первой картине из представленных остатки золотой осени еще налицо, а вот на второй перед нами уже классический серый ноябрь, когда в лесу порадовать красками нас могут только лишь хвойные деревья:
Завершать сегодняшнюю публикацию будут работы Алексея Михайловича Грицая (1914-1998) - советского мастера пейзажа, считавшего, что "самое хорошее ощущение бывает перед чистым холстом", ведь именно в нем "воплотятся лучшие мечты и замыслы".
А закончить публикацию хотелось бы другой цитатой художника:
Искусство, как айсберг. Самое главное скрыто внизу. А то, что мы видим, это всего лишь толчок к пониманию, к раздумью, к раскрытию сути. Хочется стремиться именно к этому.
Замечательные слова для размышления, не так ли?.. Надеюсь вам сегодня было интересно, спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".