Найти в Дзене
я живу в Донецке

Как мы с 2014 года ездили на ту сторону

Как мы жили с 2014 года, когда вдруг оказались запертыми на очень ограниченной территории самопровозглашённой республики, можно прочесть в этой подборке на моём канале: Сегодня немного о том, как с того момента дончане ездили на ту сторону линии разграничения. Итак, в конце мая того самого нашего судьбоносного года мы лишились возможности куда-либо самолётом улететь. К слову, моим соседям очень повезло. Они смогли вылететь из нашего отличного международного аэропорта имени Сергея Прокофьева в Грецию, отдохнуть на побережье Эгейского моря и благополучно вернуться обратно. А кто-то успел только улететь, а обратно добираться уже из Днепропетровска. В июле 2014 года прекратил работу также, как и аэропорт, реконструированный к футбольному чемпионату Евро-2012 железнодорожный вокзал Донецка. Тогда из города по нескольким трассам могли выехать только те, у кого были личные автомобили. Нередко с риском остаться без них. В лучшем случае... Через некоторое время основной стала дорога на Мариупо

Как мы жили с 2014 года, когда вдруг оказались запертыми на очень ограниченной территории самопровозглашённой республики, можно прочесть в этой подборке на моём канале:

До и после. Как мы жили в самопровозглашённой республике | я живу в Донецке | Дзен

Сегодня немного о том, как с того момента дончане ездили на ту сторону линии разграничения.

Итак, в конце мая того самого нашего судьбоносного года мы лишились возможности куда-либо самолётом улететь. К слову, моим соседям очень повезло. Они смогли вылететь из нашего отличного международного аэропорта имени Сергея Прокофьева в Грецию, отдохнуть на побережье Эгейского моря и благополучно вернуться обратно.

А кто-то успел только улететь, а обратно добираться уже из Днепропетровска.

В июле 2014 года прекратил работу также, как и аэропорт, реконструированный к футбольному чемпионату Евро-2012 железнодорожный вокзал Донецка.

Тогда из города по нескольким трассам могли выехать только те, у кого были личные автомобили. Нередко с риском остаться без них. В лучшем случае...

Через некоторое время основной стала дорога на Мариуполь.

С нашей стороны контроль её вели ополченцы, с другой те, что говорили с нами не по-русски...

В один из дней августа 2014-го мне удалось выехать по Мариупольской трассе в "отпуск", чтобы в конечном итоге всё-таки оказаться с родными людьми в совершенно чужом городе:

А зимой в начале 2015-го уже открылись пункты пропуска на линии разграничения. И через них всеми правдами-неправдами проложили маршруты наши отважные перевозчики.

Как им это удалось, история умалчивает. Многое могут рассказать водители, с одним из которых тогда мне впервые удавалось попасть на ту сторону через блокпосты на дорогах.

Самое яркое впечатление: мы остановились где-то посреди полей на какой-то второстепенной дороге ранним утром, подъехав к самому открытию блокпоста, а на той стороне стоят машины с запотевшими стёклами. В них остались ночевать на обочине люди, которые не успели проехать до закрытия пункта пропуска.

Они постепенно просыпаются и, поёживаясь на морозе, идут к кое-как установленному напротив деревянному туалету.

Со временем пунктов пропуска стало побольше, но очереди перед ними никак не сокращались.

Некоторые подъезжали на социальных, то есть бесплатных, автобусах. Некоторые на собственных автомобилях или на автобусах перевозчиков.

Дончане ездили на ту сторону к родственникам, за товаром, перевозили вещи. Ездили и в деловые поездки.

Добраться из Донецка до Киева микроавтобусом можно было за двенадцать часов. Неудобно. Тяжело.

Но люди ездили. В том числе и старики за своими пенсиями:

Каждый раз картинка создавалась на пунктах пропуска апокалиптическая. Длинный поток людей, длинная очередь машин, бетонные блоки на дороге, предприимчивые местные жители, которые продают чай-кофе, пирожки и бутерброды, отсутствие нормальных туалетов, которые чаще всего заменяли придорожные кусты, предупреждающие таблички на обочинах.

Но люди ездили. Чаще всего пожилые женщины к детям и внукам. Потому, как только пересекали эту самую линию разграничения, все они начали звонить своим родным. "Сыночек, доченька, внучек, внученька",- слышалось то и дело в салоне автобуса.

Если хотите поддержать автора, подпишитесь на этот канал и делитесь ссылками на публикации