Найти в Дзене

История, которую я долго не решалась рассказать

История, которую я долго не решалась рассказать.

Пару лет назад у меня появилась клиентка.

После разбора гардероба она пригласила меня на чай и попросила работать с ней целый год.

У меня не было такой услуги.

Я взяла время, посчитала, сформировала программу, назвала стоимость, и мы начали работать.

Год был классным.

Обновляли гардероб, собирали образы для важных мероприятий.

Каждый раз не просто отзыв, а восторг: «Лена, вы крутая! Дети заметили, как я изменилась! Я стала выглядеть современно!»

Работали с января по декабрь.

В конце декабря я поздравила её с Новым годом.

И... всё. Я не написала про продолжение - не люблю навязываться.

Она тоже ничего не спросила.

💭 Хотя осенью уточняла, буду ли я в городе, не уезжаю ли, потому что хочет продолжить работу и дальше.

Спустя полгода мне приходит сообщение:

«Елена, верните половину стоимости. Вы не выполнили то-то и то-то».

Потом - досудебная претензия.

Я была ошарашена.

Не понимала, что происходит.

При этом до претензии она писала: «Как жаль, что мы перестали работать».

🌀 Тогда у меня был сложный период, много фоновых стрессов. Мне было очень страшно. Я жила в состоянии постоянной тревоги.

Знаете, что помогло собраться?

Турецкие сериалы.

Да, серьёзно.

Я смотрела какой-то сериал, где в каждой серии у героев случается катастрофа.

Из которой, кажется, нет выхода.

Но они не сдаются. Не прячутся.

Они просто принимают новые вводные и со спокойной головой, холодным расчётом начинают себя защищать.

Они никогда не дают себя в обиду.

И я подумала: а почему я складываю руки при каждой новой хрени?

Да, сложных ситуаций становится больше. Но значит, надо учиться не падать духом.

Я собралась, составила ответ (спасибо нейросетям за помощь со структурой).

Инцидент исчерпан:

«Елена, я не буду с вами судиться. Желаю всего хорошего. Просто мне непонятно, почему вы перестали со мной работать».

Я тоже в свою очередь не поняла такого поведения, честно скажу. Но уточнять и продолжать работу с испорченными отношениями я не стала. Я не умею работать без души.

📍 Мои выводы из этой истории:

С клиентами нужно говорить максимально прозрачно.

Не надеяться, что «и так понятно».

Не бояться показаться навязчивой.

Если работа заканчивается - взять обратную связь:

«Как вам? Продолжаем? Или на этом всё?»

Чтобы не было подвисших вопросов.

Чтобы не было претензий через полгода.

Чтобы не было ощущения, что кто-то кого-то бросил.

Я всегда говорила, что у меня нет принципов, а теперь появился - ясность вместо недосказанности.

Кто бы мог подумать, что турецкий сериал поможет не хуже психолога 😅

P.S. фото из vogue с рекламой часов, но посмотрите, каким привлекательным может быть образ даже из простейших вещей, если объединить их хотя бы одной характеристикой - в данном случае, голубым цветом