Найти в Дзене

Две грани таланта Елизаветы Бём: акварельные рисунки

Добрый день! В этой статье продолжение рассказа о творчестве удивительной художницы. Ведь творчество Елизаветы Бём можно разделить на два периода, они же две грани ее таланта. С полюбившейся силуэтной техникой Елизавете Меркурьевне пришлось распрощаться в 1896 году из-за ухудшающегося зрения. Однако это дало толчок творчеству художницы и положило начало новому интереснейшему периоду, о котором мы сейчас и поговорим. Но кроме этого я расскажу вам историю одного подарка. Когда мы говорим о творчестве Бем, о нашем хрестоматийном восприятии её работ, то прежде всего на ум приходят акварельные открытки, пронизанные лиризмом и добротой. Акварелями Елизаветы Меркурьевны невозможно не восхищаться. Однако даже самые взыскательные критики согласятся, что она непревзойденный мастер-акварелист, создатель оригинального стиля поздравительных открыток, который впоследствии копировался и переосмыслялся современниками и художниками последующих эпох. Именно эти открытки принесли Елизавете Меркурьевне ши

Добрый день! В этой статье продолжение рассказа о творчестве удивительной художницы. Ведь творчество Елизаветы Бём можно разделить на два периода, они же две грани ее таланта.

С полюбившейся силуэтной техникой Елизавете Меркурьевне пришлось распрощаться в 1896 году из-за ухудшающегося зрения. Однако это дало толчок творчеству художницы и положило начало новому интереснейшему периоду, о котором мы сейчас и поговорим. Но кроме этого я расскажу вам историю одного подарка.

Когда мы говорим о творчестве Бем, о нашем хрестоматийном восприятии её работ, то прежде всего на ум приходят акварельные открытки, пронизанные лиризмом и добротой. Акварелями Елизаветы Меркурьевны невозможно не восхищаться.

Однако даже самые взыскательные критики согласятся, что она непревзойденный мастер-акварелист, создатель оригинального стиля поздравительных открыток, который впоследствии копировался и переосмыслялся современниками и художниками последующих эпох.

-2

Именно эти открытки принесли Елизавете Меркурьевне широкую известность и любовь. Сюжеты, по сути, брались там же: идеализированная крестьянская жизнь, маленькие миловидные богатыри и боярышни.

Трогательные поздравительные открытки художницы на тему Рождества и Пасхи не могут оставить зрителя равнодушным. На них мы редко встречаем излюбленные художницей пословицы и поговорки. Однако и здесь нас встречает волшебный немного оторванный от реальности ласковый мир детства. Именно эти сюжеты оказались востребованы и сегодня, что объясняет популярность Елизаветы Меркурьевны и в наши дни.

Е. М. Бём запечатлела огромное количество детских образов в нарядах былых эпох, помещала своих героев в эпоху парчовых нарядов, расписных теремов и златоглавых соборов. Она одной из первых начала реализовывать русский стиль в акварели. Славу Елизавете Меркурьевне принесли небольшие сценки в русском стиле, ее работы участвовали в различных выставках.

-3

У художницы была своя характерная техника, – она тонировала бумагу, делая у нее неровные края, создавая иллюзию пергамента, чаще всего использовала охристый колорит, акварель совмещала с белилами, золотом, серебром, придавая этим некоторую декоративность, писала в достаточно свободной, легкой манере.

Е.М. Бём рисовала отдельные типы и целые группы, действующими лицами являлись дети, наряженные то в пышные старинные боярские костюмы, то в доспехи богатырей, или одежду простых крестьян. Практически все композиции она снабжала пословицами и поговорками, часто на одну и ту же поговорку у нее существует несколько разных композиций.

Начало ХХ века является знаковым для художницы. Начинает выпускаться большой тираж почтовых открыток под её именем, с последующим переизданием. Именно эти наборы открыток появляются в столицах европейских стран: Берлине, Лондоне, Париже и Вене.

-4

Произведения нашей соотечественницы покоряли ценителей искусства, получая медали в Мюнхене и Милане. Также работы Елизаветы Бем пользовались популярностью в Америке, что позволяет говорить о мировой славе русской художницы.

Безоблачную, полную успеха и востребованности жизнь всё же нарушила личная трагедия – в 1904 г. умер любимый муж Елизаветы Меркурьевны. Людвиг Францевич был для художницы товарищем, полностью разделявшим её взгляды на жизнь и с восторгом относившимся к ее призванию.

Однако, несмотря на горькую утрату работа продолжалась и продолжалась успешно. Художница пользовалась успехом на протяжении всей своей творческой жизни, хотя в последние годы работала не так плодотворно.

-5

Жизнь Елизаветы Меркурьевны Бём оборвалась 25 июля 1914 года. До начала Первой мировой войны оставалась всего неделя. Вместе с ней ушло чистое, немного наивное, трогательное искусство.

Сегодня перед нами две тарелки с рисунками Елизаветы Бём, изготовлены они на фабрике Кузнецова. Эту парочку подарил мне муж. Для нас это очень знаковые предметы. Ведь первый год нашей совместной жизни мы провели в разных странах и ежевечерних телефонных разговорах. Поэтому этот подарок и стал символом нашей семейной жизни и семейной реликвией!