Найти в Дзене

Две грани таланта Елизаветы Бём: силуэтная живопись

Вспомнила я сегодня свою детскую чашечку и решила, что стоит показать и остальные свои предметы, выполненные в технике «силуэт», а ещё и рассказать об авторе этих необычных рисунков. Силуэт это одна из редчайших техник иллюстрации детских книг. Искусство силуэта зародилось в Китае, где издавна любили рисовать однотонные изображения — так называемые китайские тени. Также искусство силуэта было очень развито в Древней Греции, в XVIII веке эта техника стала заново популярной во Франции и там же получила сегодняшнее название. «Силуэт» на самом деле — фамилия Этьена де Силуэта, политического деятеля середины XVII века. Он был настолько скуп, что карикатуру на него сделали в виде силуэта (дешёвого и простого по сравнению с обычным портретом, заказанным у живописца), — с тех пор такие картины и стали называть силуэтами. Из Франции они пришли в Россию и на протяжении всего XIX века оставались очень популярными; ими увлекались и любители, и профессионалы. Техника была разной: силуэты вырезали и

Вспомнила я сегодня свою детскую чашечку и решила, что стоит показать и остальные свои предметы, выполненные в технике «силуэт», а ещё и рассказать об авторе этих необычных рисунков.

Силуэт это одна из редчайших техник иллюстрации детских книг.

Искусство силуэта зародилось в Китае, где издавна любили рисовать однотонные изображения — так называемые китайские тени. Также искусство силуэта было очень развито в Древней Греции, в XVIII веке эта техника стала заново популярной во Франции и там же получила сегодняшнее название.

«Силуэт» на самом деле — фамилия Этьена де Силуэта, политического деятеля середины XVII века. Он был настолько скуп, что карикатуру на него сделали в виде силуэта (дешёвого и простого по сравнению с обычным портретом, заказанным у живописца), — с тех пор такие картины и стали называть силуэтами.

-2

Из Франции они пришли в Россию и на протяжении всего XIX века оставались очень популярными; ими увлекались и любители, и профессионалы. Техника была разной: силуэты вырезали или рисовали, обязательно используя контрастный фон.

В России увлечение силуэтом связано по времени с приходом к власти Екатерины II. При дворе императрицы работал парижский силуэтист Сидо и немецкий рисовальщик Антинг. Но ко второй половине XIX века интерес к силуэту несколько угас.

И только соприкоснувшись с детской книгой, силуэт неожиданно для всех обрёл новое дыхание… В основном, это произошло благодаря Елизавете Бём.

-3

Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве — Эндаурова), родилась 24.02.1843 в Петербурге, происходила из старинного рода.

Елизавета Бём родилась в столице, но детство провела в родовом поместье Эндауровых в Ярославской губернии. Туда, на природу, родители художницы переехали жить, когда ей было шесть лет. С 14 лет девочка занималась в Школе поощрения художников (1857-1864), которую окончила с золотой медалью. Училась у И.Крамского, П.Чистякова, А.Бейдмана.

Как силуэтист Елизавета Меркурьевна стала активно работать с 1875 года, когда принялась за «издание своих первых книг силуэтов, литографируя их сама и на камне». Казалось бы, даме скорее пристало изготовлять силуэты лёгким и привычным способом — вырезанием из чёрной или тонированной бумаги.

Но художница избрала свой путь, так как только возможности литографии, рисования на камне, позволяли ей не только сразу выпускать свои книги небольшими тиражами, но делать тончайшую проработку всех деталей, которая была бы невозможна при вырезании ножницами.

Бём же сделала нечто новое: она свои силуэты стала литографировать! Художница рисовала на каменной плите, затем незакрашенная область вытравливалась кислотой, плита натиралась типографской краской, и иллюстрация отпечатывалась. Получался тираж.

-4

Она тщательно вырисовывала пёрышки птичек и кудряшки на головке деревенской девочки, шерсть собаки и кружева на платьях кукол — мельчайшие подробности делали графику Елизаветы Бём необычайно тонкой, душевной, живой, по ним можно было понять то недоговорённое, что оставалось скрыто от зрителя внутри её силуэтов.

Заказы на силуэты поступали из других стран, где рисунки русской художницы были весьма популярны, а один издатель из Парижа даже предлагал эксклюзивный договор, но Елизавета Меркурьевна отказалась, ведь иначе она не смогла бы ничего издавать на родине.

Художница поддерживала движение и идеи народников, ратовавших скорее за просвещение народа, чем за резкие революционные действия. Именно поэтому она оформляла и богатые издания, и грошовые книжки «Библиотеки свободного воспитания» И.И. Горбунова-Посадова.

Большую часть жизни художница посвятила созданию детских книг.

-5

Созданные Елизаветой Бём тончайшие, душевные, живые силуэты навсегда остались в истории русской иллюстрированной книги.

Но, как оказалось, рисунки в технике силуэт очень хорошо «прижились» и ещё на одном хрупком материале - на фарфоре. Кузнецовы были очень хорошими коммерсантами, они прекрасно чувствовали интересы своих покупателей. Именно поэтому, на их фабриках стали выпускать продукцию с рисунками в технике силуэт.