Премию не дали и Трампа понесло. С 1 ноября вводятся дополнительные 100%-е пошлины против Китая и ограничивается экспорт ПО, а ещё Венесуэла ожидает возможного вторжения. Но сейчас про Китай.
США и КНР находятся в состоянии вялой торговой войны практически с момента инаугурации Трампа, однако как с Европой не получилось и Си не приполз на коленях умолять о торговой сделке. Поэтому на уровне посредников было заключено временное торговое перемирие, которое после очередного продления как раз в ноябре и завершается.
Казалось, что всё постепенно идёт к мягкой капитуляции США, ведь если уже понятно, что торговой сделки не будет, то проще тихо отменить пошлины или договориться о незначительных уступках со стороны Пекина, чтобы Трамп почесал ЧСВ, но де-факто уступил сохранив лицо. 31 октября и 1 ноября в Южной Корее пройдёт саммит АТЭС, на нём уже запланирована встреча Трампа и Си, где вопрос с торговой войной и должен был решиться.
Трамп, кстати, заявил, что встречу он не отменял и на саммит поедет, однако не уверен, что встреча с Си состоится. Он всё ещё рассчитывает, что Китай уступит, но если нет, то и встречи скорее всего не будет.
Вчера Пекин выпустил постановление, которое жёстко ограничивает экспорт редкоземельных металлов и магнитов, что и стало поводом для подрыва Трампа. Впервые эти ограничения были введены в апреле как раз в ответ на пошлины Трампа, но похоже, что или де-факто не применялись, или не были особо жёсткими. CGTN говоря о новом постановлении использует формулировку «расширяет и разъясняет», там есть два ключевых момента:
▪️Западные предприятия ВПК не могут получить лицензию;
▪️Лицензирования требует всё производство если в нём используется продукция или технологии из Китая.
Иными словами теперь нельзя купить у Китая магниты, сделать из них какие-нибудь генераторы, а потом перепродать их военным. Вся цепочка поставок должна пройти лицензирование в Пекине.
КНР контролирует около 60% добычи редкоземельных металлов и 90% рынка производства неодимовых магнитов. А они нужны для производства мощных электромоторов, включая те, что используются в БПЛА или электромобилях. В июне Ford уже вынужден был сокращать производство, когда из-за первых экспортных ограничений возник дефицит магнитов, то есть как-то ограничения применялись, возможно недолго. Но дело, конечно, не в электромобилях, Китай фактически закрыл доступ к рынку электродвигателей для всего западного ВПК.
И это не все «недружественные действия». Антимонопольные органы КНР сегодня начали расследование против Qualcomm, а также вводится дополнительный портовый сбор для кораблей из США. Последнее, правда, является зеркальным ответом на действия самого Трампа, но всё же сразу три ножа в спину в один день — не случайность.
В общем на торговом фронте случилась резкая эскалация, Китай начал наступление, Трамп пытается контратаковать, и всё это за 2,5 недели до запланированной встречи лидеров, от которой все ожидали разрядки.
Вопрос, на который я пока не нашёл ответа, потому что все заняты обсуждением курса Биткоина: если Китай прямо заявляет, что цель новых ограничений — запрет на применение китайских технологий и товаров в военной и других чувствительных сферах, не отразится ли это теперь на поставках комплектующих для БПЛА и на СВО? Даже при собственном производстве моторчиков, которое есть, для него всё равно нужны неодимовые магниты, 90% из которых делает Китай. И если действительно Китай закроет не то, что для Украины, а и для России — чтобы было честно — экспорт комплектующих для FPV, то это всё равно однозначно в плюс для России. Без БПЛА Украина войну проиграет.