Найти в Дзене
АиФ – Нижний Новгород

Издалека долго течёт река Вобля. Откуда на наших картах смешные названия

Оглавление
   Туристы любят фотографироваться на фоне забавных табличек, а жизнь в городах и весях от этого к лучшему не меняется.
Туристы любят фотографироваться на фоне забавных табличек, а жизнь в городах и весях от этого к лучшему не меняется.

Мост через Жраку, дорога на Большое Содомово, прописка на Мысе Доброй Надежды — это всё не эпизоды комедийного фильма, а российская реальность. Откуда на географических картах берутся такие названия, что об этом думают местные жители и не переименовать ли все подобные населённые пункты во что-то посерьёзнее и поприличнее? Разбирался nn.aif.ru.

Блины Съедены, Рай потерян

Глядя на карту Рязанской области, всегда можно найти повод улыбнуться. На весёлые названия рязанцы когда-то были мастера. До сих пор специалисты по топонимике вспоминают хутор под названием Блины Съедены. Из глубины лет пришла легенда о происхождении такого названия: якобы приехал на хутор парень жениться, а невесты не видел. Как полагается, его будущая родня первым делом стала потчевать блинами. Тот угощение съел, а потом суженая откинула с лица фату. Невеста оказалась рябой. Но отступать было поздно — блины-то уже съедены. Так и закрепилось это название за хутором в Шацком районе. Правда, сейчас его уже нет — последние жители покинули местечко в 1980-х годах.

Но в том же Шацком районе живёт и процветает село Снова-Здорово. Легенд по поводу происхождения много. Кто говорит, что два соседа-помещика всегда встречались на пути здесь и здоровались. Есть версия, что заплутавший путник в поисках дороги постоянно давал круг и заезжал в это село — уже устал здороваться...

Как бы там ни было, люди в Снова-Здорово живут себе спокойно и не ропщут. На вопрос, откуда они, им приходится отвечать: «Из Снова-Здорова».

В рейтинге самых смешных названий России, составленном когда-то одним из туристических сервисов, на пятом месте оказалось рязанское село под названием Добрые Пчёлы. Ещё более смешными составители сочли топонимы Чуваки, Мошонки, Варварину Гайку и Большой Смердяч.

Добрые Пчёлы — довольно большое село в Захаровском районе. О происхождении названия местные жители говорят просто — когда-то их предки занимались бортничеством. Видимо, местные пчёлы встречали их с добром.

Есть на рязанских картах сёла Шарик, Пеньки, Нагиши и Пузос, деревни Собакино и Кукуй, реки Жрака и Вобля, озеро Морской глаз... К сожалению, некоторые забавные названия уходят — вымирают деревни, и исчезает с карты историческое имя.

Была когда-то в регионе деревня Потерянный Рай. Находилась она в Путятинском районе. Но около 50 лет назад жизнь в этом населённом пункте прекратилась. Деревня оправдала название — рай оказался окончательно потерян...

Неожиданно для российской глубинки звучит африканское название «Мыс Доброй Надежды». Это деревня в Сасовском районе. Название, говорят, связано с именем мореплавателя, руководителя двух кругосветок, уроженца рязанской земли Василия Головнина.

Краеведы рассказывают, что судно, которым управлял Головнин, попало в плен у Мыса Доброй Надежды в момент дипломатического разлада. Команда и корабль пробыли там год, потом экипажу удалось бежать. В память о счастливом спасении родственники вице-адмирала назвали своё имение Мысом Доброй Надежды. Деревня и сегодня довольно населённая, и к её названию люди относятся очень трепетно. Ведь не каждый в нашей стране может похвастать регистрацией на Мысе Доброй Надежды!

Судьба Шалавы

В Ярославской области есть населённые пункты, которые на слуху у многих любителей экзотики. Туда едут специально сфотографироваться с табличками.

Например, в Даниловском округе стоит село Бухалово. В 2019 году оно вошло в список населённых пунктов с самыми чуднЫми названиями. Но местные жители во многом не рады такой сомнительной славе. «Мало кто задумывается, например, что Бухалово произносится с ударением на первый слог. Это историческое место, а проезжие только смеются», — сетует жительница Даниловского округа Наталья.

И действительно, Бухалово существовало ещё во времена Ивана Грозного, а название, по одной из версий, пошло от птиц семейства цаплевых, которые раньше густо заселяли эту территорию. Бухало — выпь, и нет здесь никакого «алкогольного» подтекста.

Между прочим, про ту же выпь говорят жители Бухолово Владимирской области. Село возникло в XVIII веке, в церковно-приходских книгах оно упоминается и с буквой «а», и с букой «о» в середине слова. До сегодняшнего дня оно дошло в последнем варианте. Сейчас Бухолово — микрорайон города Владимир, и его жителям частенько приходится объяснять приезжим, что их предки на самом деле не злоупотребляли алкоголем. А ещё во Владимирской области есть Долбино, Харино, Лихая Пожня...

Российская слава досталась и деревне Шалава в Гаврило-Ямском округе Ярославской области. До ближайшего городка от Шалавы пять километров по трассе, в самой деревне — всего пара улиц и «убитая» дорога. Кто-то надеялся, что известность поможет, и однажды в Шалаве появятся хорошие дороги и общественный транспорт, но пока ничего этого нет.

Переименовать — и все дела?

Нижегородец Виталий приобрёл участок в посёлке Пионерский в Борском районе Нижегородской области. Но основан Пионерский точно не во времена образования и расцвета пионерского движения. Виталий узнал у местных, что раньше местечко называлось Малое Сукино. «То есть я теперь сукинец! Или сучанин?» — смеётся он.

Дачник стал дальше узнавать историю деревни. Оказалось, в этих местах существовали просто Сукино, Большое Сукино и Малое Сукино. У местных жителей есть несколько версий, почему эти деревни некогда получили своё исторические названия. Говорят, когда в Сукине закладывали первый дом, мимо бежала собака женского пола. Но откуда тогда ещё два топонима? Собака и там побегала? По другой версии, животные здесь вовсе ни при чём, а название деревень происходит от слова «сук»...

Но в 1930-х началась очередная борьба с неблагозвучными топонимами. Так Большое Сукино стало Вязовкой, Малое Сукино — Пионерским, а главное Сукино переименовали в Свободное.

История, как известно, повторяется. В 2023 году на государственном уровне вновь намеревались покончить с оскорбительными географическими названиями. Рязанские Шалава, Бухалово, псковские Попки, а также десятки других сёл и деревень днями напролёт обсуждались в СМИ. Но таблички и ныне там...

Овраг с крапивой виноват

Краевед, исследователь фольклора и этнографии Нижегородского Поволжья Николай Морохин:

— В первые переписные книги, необходимые в том числе для налоговых сборов, населённые пункты вносились с названиями, какие бытовали у местных. На картах названия деревень стали публиковать на рубеже XVIII-XIX веков.

Книги с перечислением всех населённых пунктов тех или иных губерний впервые начали выходить в 1860-1870 годах. Вот тут все и увидели, как и что у нас называется. Причём, часто за официальным названием в скобках значились по два-три, бывших в ходу у населения.

Кстати, неофициальные названия у городов и весей есть и в наши дни. Так, Дзержинск Нижегородской области в народе часто называют Дуст, посёлок Сухобезводное — Сухач, Дальнее Константиново 977 ;— ДК.

Что касается неблагозвучных названий, иногда деревни и 8ca ми наделяли помещики. Например, в нынешнем Лукояновском районе Нижегородской области есть деревня Крапивка. Ранее она носила название Новые Пичингуши. Помещик переписывал мордовское население деревни, но люди старались уклониться от переписи, опасаясь увеличения оброка. Узнавая о приезде переписчика, они прятались в овраге с крапивой. Помещика такое поведение крепостных обидело, так село стало Крапивкой.

Где-то население имело скверную репутацию и неблагозвучное название своего населённого пункта получало от соседей.

Библейские названия, вроде Большого и Малого Содомова Нижегородской области, связаны со старообрядцами. Те считали, что все, кроме них, живут неправильно: у иноверцев якобы царили сплошной содом и гоморра!