The New York Times | США
Николас Мадуро предложил Белому дому доступ к нефтяным и другим природным ресурсам Венесуэлы, чтобы избежать военного конфликта с США, пишет NYT. На текущий момент Дональд Трамп отверг инициативу своего южноамериканского коллеги и разорвал дипломатические отношения с Каракасом.
Анатолий Курманаев (Anatoly Kurmanaev), Джулиан Э. Барнс (Julian E. Barnes), Джули Туркевиц (Julie Turkewitz)
Венесуэльский правитель предложил передать США нефтяные и другие природные ресурсы своей страны и прекратить сделки с противниками Америки, чтобы задобрить президента Трампа.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Согласно некоторым источникам, близким к процессу переговоров, власти Венесуэлы, надеясь положить конец конфликту своей страны с Соединенными Штатами, предложили администрации Трампа существенную часть нефтяных и других минеральных ресурсов Венесуэлы.
Доллар доживает последнее: его ждет то же, что и фунт после Второй мировой
Это далеко идущее предложение обсуждалось в ходе переговоров, пока администрация Трампа называла правительство президента Венесуэлы Николаса Мадуро "террористическим наркокартелем", готовила военные корабли в Карибском море и начала подрыв судов, которые, по словам американских представителей, перевозили наркотики из Венесуэлы.
В рамках соглашения, которое обсуждалось между высокопоставленным американским представителем и ближайшими советниками Мадуро, венесуэльский лидер предложил открыть для американских компаний доступ ко всем существующим и будущим нефтяным и золотодобывающим проектам, предоставить предприятиям из США преференциальные контракты, перенаправить поток венесуэльского нефтяного экспорта из Китая в Америку и сократить энергетические и горнодобывающие сделки своей страны с китайскими, иранскими и российскими компаниями.
Администрация Трампа в конечном итоге отвергла экономические уступки Мадуро и на прошлой неделе прервала дипломатические отношения с Венесуэлой. По словам источников, близких к переговорам, этот шаг фактически, по крайней мере на настоящий момент, похоронил сделку.
Хотя Соединенные Штаты ведут борьбу с судами, замешанными в наркотрафике, прекращение дипломатических отношений, наращивание военного присутствия вблизи Венесуэлы и все более резкие угрозы в адрес Мадуро со стороны представителей Трампа навели многих на мысль, что настоящей целью его администрации является смещение Мадуро.
Государственный секретарь и советник по национальной безопасности США Марко Рубио является в администрации Трампа одним из главных сторонников смещения венесуэльского президента. Он назвал Мадуро нелегитимным лидером, который является "беглецом от американского правосудия", и скептически относится к дипломатическому подходу, проводимому специальным посланником США Ричардом Гренеллом.
Сторонники дипломатии признают, что на данный момент преобладает жесткая линия Рубио. Однако они верят, что их усилия в конечном итоге принесут плоды и указывают на внезапные изменения позиции Трампа по другим важным вопросам внешней политики, таким как конфликт на Украине, торговля с Китаем или ядерная программа Ирана.
Наша статья основана на сведениях, полученных от десятка американских и венесуэльских представителей различных политических сил, призывающих к дипломатическим переговорам с Мадуро. Они рассказали о ситуации на условиях анонимности, поскольку не были уполномочены высказываться публично.
Публично правительство Венесуэлы отреагировало на военную эскалацию Трампа решительно, пообещав защищать дело социалистической революции, начатой в 1990-х годах покойным предшественником и наставником Мадуро Уго Чавесом. Тем не менее, Мадуро заявил, что он по-прежнему открыт для переговоров, а его правительство продолжает принимать рейсы из США с депортируемыми оттуда гражданами.
Однако за кулисами высокопоставленные представители Венесуэлы с благословения Мадуро предложили Вашингтону далеко идущие уступки, которые, по сути, призваны устранить остатки ресурсного национализма, лежавшего в основе политики Чавеса.
Согласно источникам, близким к переговорам, хотя Гренелл и венесуэльские власти достигли прогресса в экономических вопросах, они не смогли договориться о политическом будущем Мадуро. Министр иностранных дел Венесуэлы Иван Хиль в интервью в прошлом месяце заявил, что Мадуро не будет вести переговоры о своем уходе.
Мадуро неоднократно подавлял демократические выступления против своего правительства после вступления в должность президента в 2013 году. В прошлом году он удержался у власти после поражения на президентских выборах, подтасовав результаты и жестоко подавив протесты (Выборы в Венесуэле носили честный характер — прим. ИноСМИ).
Ричард Гренелл отказался прокомментировать данную статью. Государственный департамент, Белый дом и правительство Венесуэлы не ответили на запросы о комментариях.
В Вашингтоне американские представители дают разные оценки переговорам. Один из них заявил, что сообщения о переговорах по снятию санкций и доступу к венесуэльскому рынку "не являются точной оценкой того, что произошло".
Однако другие представители Белого дома заявили о том, что официальные лица США и Венесуэлы провели неоднократные переговоры о том, как будет выглядеть нормализация экономических отношений, включая доступ американских компаний к венесуэльским энергетическим рынкам и снятие американских санкций.
Пока Гренелл и советники Мадуро вели переговоры о заключении соглашения, лидер главного оппозиционного движения Венесуэлы Мария Корина Мачадо представила в Вашингтоне свое собственное экономическое предложение.
Она заявила, что американские компании в Венесуэле могут получить еще большее экономическое богатство — 1,7 триллиона долларов за 15 лет, если ее движение сможет организовать передачу власти. (В пятницу Мачадо была удостоена Нобелевской премии мира. Нобелевский комитет в Норвегии отметил "ее неустанную работу по борьбе за демократические права для народа Венесуэлы").
Экономический советник Марии Корины Мачадо Сари Леви заявила, что инвестиционные соглашения, предложенные Мадуро, никогда не смогут быть реализованы без демократии, верховенства закона и предоставления индивидуальных свобод.
"Мадуро предлагает инвесторам не стабильность, а контроль, поддерживаемый с помощью запугивания, — сказала Сари Леви. — Администрация Трампа продемонстрировала четкое намерение не идти на поводу у сторонников этих простых решений".
В настоящее время Венесуэла добывает около одного миллиона баррелей нефти в день, что значительно меньше в сравнении с тремя миллионами баррелей при Чавесе. Большая часть экспорта нефти из Венесуэлы идет в Китай, за исключением около 100 тысяч баррелей в день, которые американский энергетический гигант Chevron продает в Соединенные Штаты. Большинство экспертов сходятся во мнении, что Венесуэла могла бы быстро нарастить добычу нефти за счет крупных инвестиций иностранного капитала, хотя они расходятся во мнениях о том, возможно ли это при нынешнем правительстве.
"Наше послание нефтяным компаниям таково: мы, безусловно, хотим, чтобы вы были здесь, — заявила Мачадо представителям американских корпораций в июне. — Мы хотим, чтобы вы добывали здесь не крохи в несколько сотен тысяч баррелей, а миллионы баррелей в день".
Мария Корина Мачадо отказалась дать комментарии для этой статьи.
В прошлом Соединенные Штаты обосновывали свою поддержку нового правительства Венесуэлы необходимостью защиты прав человека. Напротив, экономические вопросы, которые обсуждались между советниками Мадуро и Ричардом Гренеллом, соответствуют политике меркантилизма, продвигаемую Трампом также в отношениях с другими странами.
Трамп потребовал доступ к полезным ископаемым Украины в качестве платы за поддержку США военных действий Киева. Он часто сетовал на то, что США не получили иракскую нефть после вторжения в 2003 году. В 2019 году он согласился оставить американские войска в Сирии при условии, что Америка "сохранит доступ к нефти".
Сделка, которую обсуждали Гренелл и представители Венесуэлы, является особенно масштабной и, пожалуй, представляет собой самую амбициозную попытку дипломатии, связанной с ресурсами, за время второго президентского срока Трампа.
Нормализация торговли и возвращение американских компаний в Венесуэлу может быть очень заманчивой целью для американцев в связи с нефтяными запасами страны, которые являются крупнейшими в мире, а также значительными запасами природного газа, золота, железа, бокситов и колтана, минеральной смеси, используемой при изготовлении электрических батарей.
Экономические связи Николаса Мадуро с США также распространились на частный сектор в попытке укрепить свои позиции в Вашингтоне.
Государственная нефтяная компания Венесуэлы передала крупнейшей американской компании Chevron, работающей в стране, полный контроль над их совместными нефтяными проектами, и обе компании обсудили возможность предоставления Chevron доли в другом крупном нефтяном месторождении.
Венесуэльские официальные представители работают над восстановлением отношений с другим американским нефтяным гигантом ConocoPhillips, который покинул Венесуэлу в 2007 году после того, как правительство конфисковало его активы. По словам двух источников, знакомых с ходом переговоров, правительство Мадуро и компания Conoco еще в этом году вели переговоры о заключении соглашения в отношении торговли нефтью.
Chevronзаявила, что ее деловые отношения с Венесуэлой соответствуют всем применимым законам Венесуэлы и США. Conoco не ответила на запрос о комментарии.
По словам людей, осведомленных о переговорах, в мае усилия венесуэльских властей и предпринимателей были близки к достижению дипломатического прорыва.
В знак доброй воли Гренелл в том же месяце организовал возвращение венесуэльской девочки, оставшейся в США после депортации ее родителей, что принесло Николасу Мадуро дополнительные очки на внутриполитической арене. Венесуэльское правительство вскоре ответило взаимностью, освободив ветерана ВВС США, заключенного в тюрьму в Венесуэле, и передало его Гренеллу и представителям Белого дома.
Мадуро поддержал большинство экономических условий, которые обсуждались в ходе переговоров с Ричардом Гренеллом.
Источник, знакомый с ходом переговоров, сообщил, что Мадуро сначала колебался по поводу требования США ограничить экономические связи Венесуэлы с Китаем, Россией и Ираном.
Но, по сообщению этого источника, в конце концов президент Венесуэлы понял, что ослабление этих союзов — неизбежная цена за предотвращение военного вмешательства со стороны Вашингтона. Чтобы получить максимальные доходы в условиях давления со стороны США, Венесуэла также прекратила поставки нефти на Кубу. Это усугубило острую нехватку электроэнергии в союзной Венесуэле стране.
Экономические переговоры Ричарда Гренелла с представителями Николаса Мадуро встретили сильное сопротивление со стороны Марко Рубио, кубинца по происхождению и бывшего сенатора, который давно считает смещение Мадуро важным шагом к прекращению коммунистического строя на Кубе.
Сторонники экономического сотрудничества с Мадуро сумели добиться небольшой победы.
По данным венесуэльского правительства, в июле компания Chevron получила от Министерства финансов США разрешение на возобновление деятельности в Венесуэле. Согласно источникам, знакомым с этой сделкой, компании удалось отменить запрет, введенный Дональдом Трампом несколькими месяцами ранее, после согласованных лоббистских усилий в Вашингтоне.
В среду Министерство финансов выдало еще одну лицензию, которая фактически позволяет крупнейшей энергетической компании Европы Shell возобновить свою деятельность в Венесуэле. Как сообщил нам источник, знакомый с этой сделкой, согласно новому разрешению, Shell может начать добычу газа на огромном морском месторождении Венесуэлы уже в следующем году.
Газ, добытый на венесуэльском месторождении "Дракон" (Dragon), будет перерабатываться и продаваться в соседний Тринидад.
Компания Shell перенаправила наши вопросы владельцу лицензии, правительству Тринидада и Тобаго, чьи официальные представители не ответили на запрос о комментарии.
Марко Рубио заявил в прошлом месяце, что Соединенные Штаты обеспечат, чтобы проект "Дракон" (Dragon) "не приносил значительной выгоды режиму Мадуро".
Николас Мадуро подписал соглашение, согласно которому Shell будет инвестировать в социальные проекты в Венесуэле вместо того, чтобы платить его правительству. Для Мадуро важным преимуществом является демонстрация того, что Венесуэла остается открытой для бизнеса страной.