ГОРОД ДРАКОНА
Пьеса
(Почти по Евг. Шварцу)
Пьеса «Город Дракона» была написана мною ещё в 1985 году, когда я работал учителем истории и обществоведения в английской спец. школе № 40, недалеко от станции метро «Войковская».
Со стыдом должен признаться, что я тогда так и не удосужился прочитать пьесу «Дракон» замечательного и любимого мною Е. Л. Шварца. Зато сюжет её подробно пересказал мне Игорь Васильевич Черников, который как раз ставил эту пьесу в своём школьном театре. Его рассказ произвёл на меня столь сильное впечатление, что вскоре я принялся за собственное произведение почти по тому же сюжету.
Добавлю ещё, что фильм «Убить Дракона» по мотивам пьесы Шварца к тому времени ещё не был снят (он вышел на экраны только в 1988 году). Но вот влияние другого фильма Марка Захарова и пьесы Гр. Горина — «Тот самый Мюнхгаузен» — в моём тексте, признаюсь, ощущается.
Насколько мне известно, пьеса «Город Дракона» была поставлена лишь однажды — всё тем же Игорем Васильевичем, который героически исполнил заглавную роль. Однако успеха она, увы, не имела и в репертуаре черниковского театра не удержалась.
Итак…
Действующие лица:
Странник
Дракон
Бургомистр
Секретарь-сопровождающий бургомистра
Врач-психиатр
Учёный-астрограф
Хозяин таверны
Садовник
Певица в таверне, его дочь
Музыкант
Санитары, женщины, сумасшедшие
Место действия — Город Дракона.
Время действия — 300-й год эры Дракона, последние дни последнего месяца.
Сцена 1-я
Бургомистр, его сопровождающий, врач-психиатр.
Бургомистр: Я думаю, пейзаж нужно доработать. Больше естественности. Деревья убрать, они навевают меланхолию. И потом, это небезопасно в случае стихийного бедствия. Могут пострадать люди. Вы фиксируете? Ну там, буря, ураган, пожары… В общем, отредактируйте. Главное — мысль: здоровье Города — превыше всего.
…Колокольню достроить. На полтора метра. Г-н Дракон несколько подрос. Орнамента не надо — это отвлекает. Теперь ещё вот что. Как у нас с небом?
Сопровождающий: Млечный путь не прорисовывается.
Бургомистр: Электрика уволить. Чтобы немедленно прорисовывался. Городу небезразлично — в каком состоянии у него небо над головой. Это просто возмутительно, что мне лично приходится вмешиваться во все дела!
Сопровождающий: Кипучая энергия и деловая сметка г-на бургомистра общеизвестны.
Бургомистр: Оставьте для предвыборной кампании. Что у нас ещё на сегодня?
Сопровождающий: Импровизированная встреча с горожанами по случаю ожидаемого полнолуния, торжественный обед…
Бургомистр: С десертом и сладостями?
Сопровождающий: Да, с десертом и сладостями, а также подготовка к празднованию Дня Дракона.
Бургомистр: Дела, дела… Кстати, а что думают в Городе относительно празднования Дня Дракона?
Врач-психиатр: В Городе ничего не думают, г-н бургомистр.
Бургомистр: А вот и плохо. Мне одному приходится отдуваться. Надо бы изобрести что-нибудь оригинальное…
Появляется Странник.
Кстати, а что это за субъект разгуливает между деревьями? Я лично его вижу впервые.
Врач: Приезжий. Как зовут и откуда прибыл, в точности неизвестно. В Городе всего несколько часов. Однако, похоже, баламутит. Прикажете зарегистрировать?
Бургомистр: Ну зачем же так сразу? Свежий человек. Приятно побеседовать. А зарегистрировать его мы всегда успеем. (Страннику) Эй, вы, милейший, подойдите сюда!
Странник: Вы мне?
Бургомистр: Вам, вам. Кому же ещё?
Сопровождающий: Несравненные душевные качества и чуткость г-на бургомистра вызывают искреннее восхищение сограждан.
Бургомистр: Откуда Вы прибыли, милейший?
Странник: Я мотаюсь по свету так давно, что мне, право, трудно ответить на Ваш вопрос.
Бургомистр: Вы много поездили?
Странник: Я обошёл почти все страны света. Знаете, искал душевного успокоения. В душе всё время что-то свербило: иди, иди… И вот мотаюсь по свету уже много лет.
Бургомистр: Вы ищете душевного успокоения? Похвально. Это весьма достойная цель. И Вы знаете, интуиция подсказывает мне, что у нас в Городе Вы его сможете найти. Как Вам понравился Город?
Странник: Я в Городе всего несколько часов и не успел его осмотреть как следует.
Бургомистр: О, он Вам должен понравиться. Но Вам нужен опытный гид. Вы наш гость, и я позволю себе позаботиться об этом.
Странник: Вы очень добры. Хотя в своих странствиях я привык обходиться без провожатых, доверяя собственным глазам.
Бургомистр: Похвально, похвально… И всё-таки опытный гид не помешает. (Сопровождающему) Который сейчас час?
Сопровождающий: Без пятнадцати пятнадцать.
Бургомистр: Прекрасное время.
Сопровождающий: Как и всё в нашем Городе, г-н бургомистр!
Бургомистр: Г-н учёный-астрограф сейчас как раз предаётся мудрствованиям после утреннего завтрака. Советую Вам пообщаться с ним. Умнейший человек.
Странник: Я Вам чрезвычайно признателен. Мне и самому хотелось задать несколько вопросов о Вашем Городе. К тому же общение с умными людьми, тем более учёными, всегда полезно.
Бургомистр: Прекрасно сказано, просто прекрасно. (Сопровождающему) Вы фиксируете? Судить по Городу по достойным людям — значит, познать сердце и мозг Города. (Страннику) Итак, г-н астрограф в Вашем полном распоряжении.
Странник: Спасибо.
Бургомистр: Всего самого наилучшего.
Странник уходит.
Ну-с, что скажете?
Врач: Склонность к шизофрении?
Бургомистр: Ну почему же, я не заметил.
Врач: А душевное неравновесие? Явное раздвоение личности? Какой-то лихорадочный блеск в глазах?
Бургомистр: Ну, может быть, в известной степени. Однако мне кажется, что при должной работе из него может выйти толк. Впрочем, нужен искусный огранщик.
Врач: В Вас умер великий исследователь-психиатр.
Бургомистр: Отчего же умер?
Сопровождающий: В Вас жив великий исследователь-психиатр, г-н бургомистр!
Бургомистр: Вот это можно зафиксировать.
Психиатр, как и бургомистр, должен быть всегда начеку. Эксперимент и ещё раз эксперимент. Возможности человеческой психики беспредельны. Мечущийся, неустойчивый разум, раздвоенность, бесцельное шараханье из стороны в сторону — но нужна огранка, шлифовка, может быть, даже неумолимый резец в твёрдой руке — и мы получаем цельную и сильную натуру, Личность с большой буквы, способную, двигаясь вперёд, смести все препоны со своего пути.
Наш Город — это будущее сегодня. Тысячи лет правители только и занимались тем, что подавляли проявления низких качеств людей — недовольство, мятежи, заговоры и восстания. Вереницы обречённых восходили на эшафот. Глупцы! Они боролись со следствием, а не с причиной. Обрубив ветки, не устранишь корни. Человек по природе зол и завистлив. Нужно изменить природу человека — и почва для недовольства будет ликвидирована. И эта великая истина открылась нам!
Врач: Великолепно!
Сопровождающий: Великолепно, г-н бургомистр!
Бургомистр (вытирая пот): Уф-ф… Отредактируйте и подготовьте для моей предвыборной речи. Что касается этого Странника, то у меня на его счёт есть некоторые особые соображения. В общем, он мне понравился.
Но дела, г-да, дела не ждут. Надо работать, работать, не покладая рук.
Все уходят.
Сцена 2-я
Учёный-астрограф. Появляется Странник.
Астрограф: Добрый день. А я вот уже восемь минут как поджидаю Вас. Вы ведь приезжий, не так ли? И Вас препоручили моему, в некотором роде, попечительству?
Странник: Но откуда это может быть Вам известно? Я только что разговаривал с Вашим бургомистром.
Астрограф: Я учёный. А учёный должен всё рассчитывать заранее. Я просчитываю варианты. Много вариантов. Несколько тысяч в минуту… примерно. Но зато я всегда наготове. В нужный момент извлекаешь из головы готовый вариант — и действуешь. Мы, учёные, всегда так поступаем.
Как Вам понравился Город?
Странник: Я здесь всего лишь несколько часов.
Астрограф: Я так и думал. В одном из вариантов. Итак, Вы не успели осмотреть Город. Тогда я Вам кое-что покажу.
Музыка. Огни. Движущиеся фигуры.
Голос за сценой: Город Дракона! Жемчужина цивилизации! Гармония человека и природы! Симфония разума! Я видел будущее — говорят гости нашего Города. Посетите Город Дракона!
Странник: Город Дракона! Какое странное название.
Астрограф: Это легенда. Дань романтике.
Триста лет назад в пещере на берегу Озера поселился Дракон. Ужасен был вид его. Из пасти шёл огонь, который испепелил всё вокруг. Ужас обуял людей. Окрестности Озера обезлюдели. И только один чужеземец посмел взглянуть в глаза Дракону. Этого оказалось достаточно, чтобы Дракон умер. А на берегу Озера возник Город.
Красивая легенда, не правда ли?
Странник: Страшная.
Астрограф: Не принимайте близко к сердцу. Обычный бродячий сюжет. Миф. Романтическая легенда, и ничего больше. Однако в честь Странника-избавителя ежегодно проводятся празднования Дня Дракона. Очередное как раз завтра. Красивейшее зрелище. Очень рекомендую посмотреть.
Странник: Благодарю Вас, непременно… Вы сказали: «в честь Странника-избавителя». Значит, именно Страннику удалось победить Дракона?
Астрограф: Совершенно верно.
Странник: Странник… Как и я.
Астрограф: Действительно, забавно.
Странник: Не знаю, может быть.
Астрограф: Однако в Городе есть ещё на что посмотреть.
Музыка снова усиливается.
Странник: Скажите, что это за люди в кожаных фартуках?
Астрограф: Санитары.
Странник: А что, в Городе много больных?
Астрограф: К счастью, нет. Здоровье Города — в надёжных руках, как любит говорить г-н бургомистр. Это санитары городской психиатрической клиники. Психиатрическая клиника Города — лучшая в мире. Вы знаете, у нас в Городе очень тщательно следят за психическим состоянием жителей. Все сумасшедшие официально регистрируются.
Появляется старик Садовник с корзиной цветов.
Садовник: Купите! Купите цветы! Самые свежие! Гладиолусы, гвоздики, тюльпаны! Купите!
Странник: Почему никто не покупает его цветы?
Астрограф: Слишком сильный запах. Это может вызвать расстройство обоняния, что пагубно скажется на здоровье. Торговля запахами запрещена в Городе официально.
Странник: Странно… Но если это так, то почему он свободно предлагает свой товар? И никто его не остановит?
Астрограф: Это официальный сумасшедший. А официальным сумасшедшим не возбраняется делать всё, что им угодно. Они существуют и как бы не существуют в Городе.
Странник: И что, он серьёзно болен?
Астрограф: Да, он не излечим. Тяжёлая форма маниакального расстройства. Но не волнуйтесь: он вполне безобиден. Всего лишь разгуливает со своими цветами по Городу.
Садовник (подходит): Купите цветы! Ведь они же красивы. Разве вы не чувствуете? Это гвоздика. Я сорвал её сегодня утром в своём саду. Купите гвоздику!
Астрограф: Dianthus caryophyllus. Отличается ядовитым красным цветом и резким запахом. В лабораторных условиях используется для получения гвоздичного масла. Долгое время находиться рядом не рекомендуется.
Странник: Жалкий старик.
Астрограф: Ну почему же, собственно, жалкий? Его подкармливает дочь. Певица в таверне. И, между нами говоря, весьма пикантная особа. Не то что, знаете, некоторые недотроги… В общем, Вы меня понимаете. Так что живёт-то он во всяком случае неплохо. Копается себе в саду каждый день, не думая о хлебе насущном. Не то что мы, грешные.
Странник: В Городе много странного.
Астрограф: Это с непривычки. Разум и целесообразность — единственный закон нашей жизни. Всё должно быть нормально. Нормально с точки зрения Разума. Разума с большой буквы. Там, в других странах, вы только приближаетесь к этому. Мы же достигли целесообразности, иными словами Гармонии. Всё, что Вам представляется странным, объясняется именно этим.
Странник: А Дракон?
Астрограф: А что Вам дался Дракон?
Я же Вам объяснял: легенда, и только. Людям нравится, что история Города красива и интересна. Приятно жить в городе с такой биографией. А потом есть праздник Дракона — он необычен. Это праздник настоящего искусства, а искусство мы поощряем. Оно взбадривает.
Вам ещё многое покажется необычным, г-н Странник. Но вникайте, вдумывайтесь, и Вы ощутите силу Разума. (Смотрит на часы.) Но теперь я должен спешить. В это время года рано темнеет. Скоро наступит вечер. А приближение сумерек — моё любимое время суток. Я покидаю Вас, но мы скоро встретимся, и я не прощаюсь.
Уходит.
Странник: Странный город, очень странный. И такое название! Город Дракона… Неужели это тот самый, неужели я нашёл его.
Слышится тихая прерывающаяся музыка. Затем появляется Музыкант.
Но что это за забавная музыка? (Музыканту) Скажите, что это Вы наигрываете?
Музыкант: Я? Ничего не наигрываю. Я ищу одну мелодию. Вы слышите её?
Странник: Да, кажется…
Музыкант: А я нет… Я ищу эту мелодию уже очень давно. И никак не могу найти.
Странник: Вы музыкант?
Музыкант: Был.
Странник: Почему был?
Музыкант: Я был музыкантом, но не мог заработать себе даже на хлеб. Люди не хотели слушать мою музыку. Точнее, не хотели слышать её. Им казалось, что я вожу пальцами по несуществующим струнам. Они видели движение рук и не слышали звуков. А те, кто не был глух от рождения, боялись прослыть безумцами. Меня освистывали, а некоторые даже забрасывали тухлыми помидорами. Вам не доводилось пробовать тухлые помидоры на вкус? Вам повезло, поверьте… Меня обвиняли в шарлатанстве. Я ведь официальный сумасшедший, Вы знаете это?
…Иногда, чтобы не умереть с голоду, я подрабатывал в балаганах или тавернах. Это были страшные минуты. Меня мутило, но я заставлял себя извлекать ту какофонию, за которую мне платили. Временами я тоже глох. И тогда мне нужна была моя мелодия. Но я никак не мог найти её… Вот и сейчас. Вы слышите?
Странник: Кажется… Что-то неуловимое.
Музыкант: А я вот никак не могу поймать её. Каждый раз, когда кажется, что она слышна, — она исчезает. Слышите?
Звучит другая музыка.
Чёрт возьми, кажется, наступает вечер. Я должен идти.
Странник: Куда же Вы?
Музыкант: Наступление сумерек — самое отвратительное время суток. Я не хочу оставаться здесь. Вот, кстати, и г-н учёный-астрограф.
Странник: А что он собирается делать?
Музыкант: Спросите у него сами. Вы — приезжий человек. Вам многое непонятно. Но я не хотел бы навязывать Вам свою точку зрения.
Уходит. Появляется учёный-астрограф. Он поднимается к светильникам и начинает поочерёдно включать их.
Странник: Что Вы делаете?
Астрограф: Вечер, г-н Странник. Пора зажигать звёзды.
Странник: Что это значит? Зачем?
Астрограф: Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
значит — кто-то хочет, чтобы они были?*
Помните? Прекрасно сказано.
______
* Вл. Маяковский. «Послушайте!»
Странник: Но как можно зажигать звёзды? На небе?! Я не понимаю!
Астрограф: Людям приятно, когда им становятся доступны такие сложные вещи как обращение звёзд и планет. Каждый день, в одно и то же время, с наступлением сумерек, я забираюсь на башню и включаю один за другим эти светильники. Люди видят это. «Ага, — говорят они, — г-н астрограф зажигает звёзды. Значит, наступил вечер. Значит, в мире ничего не случилось; в мире всё нормально, всё хорошо». А ведь это самое главное, чтобы людям было нормально. Чтобы ничего не мешало им заниматься своим делом.
Странник: Но небо ведь не крыша и не купол цирка. Небо огромно и бездонно, и каждая звезда удалена от нас на многие тысячи световых лет.
Астрограф: Абсурд, г-н Странник. Заявляю Вам как учёный-астрограф, это — заблуждение. Давным-давно отвергнутая наукой точка зрения. Небо — это сфера, или, как Вы изволили выразиться, купол. Диаметр его, конечно, чрезвычайно велик, но давно высчитан. И каждая звезда — всего лишь очень сильный прожектор. Так по крайней мере над нашим Городом. Эта сфера была построена ещё первым бургомистром Города много лет назад. И действует до сих пор. Сейчас так уже не строят, г-н Странник.
Странник: Но зачем? Кому это нужно?
Астрограф: В мире, г-н Странник, всё должно быть разумно. Везде должен быть порядок. А кто может поручиться за то, что творится за тысячи световых лет от нас?
Странник: Но Вы же учёный! Вы не должны верить в этот обман и, тем более, заставлять верить других!
Астрограф: Вот именно, я учёный, г-н Странник. Я верю только фактам. А факты — упрямая вещь. (Зажигает светильник.) Видите?
Итак, вечер, г-н Странник, вечер. Скорее вниз. Пора!
Уходят.
Сцена 3
Таверна. На сцене — Певица. Звучит песня*; во время исполнения которой появляется Странник.
________
* По замыслу автора, впрочем, разумеется, не обязательному, исполняется «Fox-trot» (на стихи Л. Н. Мартынова):
Почему одежды женщин в опушениях лохматых,
Будто бы сейчас не лето, но зима полярных стран?
Или женщины тоскуют о покровах волосатых
Прародительниц хвостатых —
Юных цепких обезьян?
Позабыт времён недавних героический обычай —
Мы деремся кулаками, избегая тонких шпаг.
Развлеченья наши — танцы — так похожи на лисичий,
На медвежий, на слоновый осторожный мерный шаг.
Пусть учёные зловеще говорят об атавизме,
Хорошо бы это было озвереть в лесной глуши! —
Лишь гримаса обезьянья отразилась в тонкой призме
Слишком тщательно гранённой человеческой души.
Потому что обезьянам уж недолго жить на свете,
Переловленные вымрут и медведи, и слоны,
И романтикой старинной кажутся нам звери эти,
Нам, невесело следящим бег стотысячной весны!
Странник: Вы хорошо поёте.
Певица: Я знаю.
Странник: И у Вас замечательный голос.
Певица: Мне уже говорили об этом. И не раз. И вообще, я Вам нравлюсь, так, да?
Странник: Да, очень.
Появляется Хозяин таверны.
Хозяин: С кем это ты там разговариваешь?
Певица: Так, очередной воздыхатель. Какой-то приезжий.
Хозяин: О, добро пожаловать! Любой посетитель, будь он приезжий или горожанин, — желанный гость в нашей Таверне. Двери нашей Таверны всегда открыты!
Странник: Благодарю Вас. (Садится. Певице:) Скажите, не о Вас ли мне говорили сегодня? Ваш отец, он…
Певица: Господи, как я ненавижу этих приезжих! Так и норовят сунуть свой нос куда не следует. Хамы и грубияны! Вы просто хам, сударь! (Отходит в сторону.)
Странник: Простите, пожалуйста. Я не хотел Вас обидеть.
Хозяин: Не обращайте внимания. Хотя, между нами, скажу Вам по-приятельски, слишком уж Вы напролом. Она вполне порядочная девушка.
Странник: Я не знал… То есть, я хочу сказать, у меня и в мыслях не было ничего дурного относительно её отца. Я не думал, что ей будет так неприятно.
Хозяин: Неприятно! Скажете тоже. Ну ладно-ладно. Что было, то было. Располагайтесь поуютнее, чувствуйте себя как дома. Что будете заказывать? Кружку горячего пунша?
Странник: Пожалуй.
Хозяин (Приносит): Нигде больше Вам не подадут такого пунша, как в нашей Таверне. Особенно в такой час. Час Дракона!
Странник: Час Дракона? Откуда такое название?
Хозяин: Так уж повелось. Вечер.
Странник: Скажите, а многое у Вас связано с именем Дракона?
Хозяин: Да почти всё. Вы находитесь в Городе Дракона, милейший. Город Дракона — жемчужина цивилизации! Симфония Разума! Вам ведь рассказывали легенду?
Странник: Да, но ведь Дракон умер.
Хозяин: Умер?.. Конечно, триста лет назад. А почему это так Вас волнует?
Странник: Просто интересно… Я давно интересуюсь… драконами. Не могли бы Вы, кстати, кое-что рассказать мне о нём? Как он выглядел? Ну, например, какого он был роста, сколько имел голов?
Хозяин: Роста? Это всем известно. Дракон был величиной вон с ту колокольню. Но выглядит-то он почти всегда обычно: роста среднего, примерно с Вас, худощавый… Вам, должно быть, известно, что Дракон волен принимать любое обличье?
Странник: Вы так говорите, будто сами видели его наяву.
Хозяин: Конечно, я часто вижу г-на Дракона. Обыкновенно по пятницам, к вечеру, он спускается в Город и заходит к нам в Таверну выпить кружечку горячего пунша.
Странник: Как?! Мёртвый?!
Хозяин: Ну что Вы, г-н Странник? Зачем? Вы нас обижаете, право.
Странник: Но Вы же сами сказали, что он умер!
Хозяин: Умер. Ну и что? У нас это случается. Но не будем же мы отказывать хорошему клиенту только потому, что он умер, к тому же триста лет назад. (Смеётся.)
Странник: Так… И Вы говорите, что он заходит к Вам в Таверну?
Хозяин: Да, у нас отличная Таверна.
Странник: По пятницам… Сегодня у нас что, пятница?
Хозяин: Да, сегодня пятница.
Странник: Что предшествует его появлению? Гром? Землетрясение?
Появляется Дракон, пока не видимый Страннику.
Хозяин: Да Вы у него сами спросите. (Дракону) Моё почтение, г-н Дракон.
Странник (оборачиваясь): Дракон?!
Дракон: Добрый вечер, хозяин!
Хозяин: Как всегда, кружечку горячего пунша? Ваш столик свободен.
Дракон (Певице): Привет, милочка! Что-нибудь споёшь? Жизнерадостное?
Певица: Я сегодня не в духе.
Дракон: Ах, какие мы нежные! А если я очень попрошу?
Хозяин: Г-н Дракон просит. Нужно уважить.
Дракон: Да, милочка.
Странник: Послушайте, Дракон, мне нужно поговорить с Вами. И, пожалуйста, оставьте в покое девушку.
Дракон: А это ещё кто?
Хозяин: Приезжий.
Дракон: А что ему надо?
Хозяин: Очень интересуется. Драконами.
Странник: Я хочу поговорить с Вами, Дракон.
Дракон: Ну ладно, садитесь. О чём же мы собираемся поговорить?
Странник: Вы знаете, я совсем запутался в этом Городе. Мне сказали, что Вы умерли. И вдруг я вижу Вас.
Хозяин: Зачем же так в лоб? У нас это не принято. Это бестактность с Вашей стороны. И, заметьте, уже не первая.
Странник: Может быть. Но мне нужно знать наверняка.
Дракон: Ха! Я бессмертен, да будет известно Вам.
Странник: Я так и думал. Больше того, я знал это!
Хозяин: Да какое, скажите, Вам дело до личной жизни г-на Дракона?
Странник: Я мотался по свету, я видел зло. Много зла в мире. Я спрашивал себя: откуда оно? Откуда оно в человеке, совершеннейшем создании природы? И потом я понял. Есть мир. Есть добро и зло. Добро — это человек, это плоды рук его, это взращенная нива и выкованный плуг. Это небо и реки, это птицы и зверь. И есть зло, есть тёмная сила. И это — Дракон.
Я искал душевного успокоения, но не находил его. Голос внутри меня властно знал: иди. Найди корень зла.
Я искал Дракона. Я, может, и попал в Ваш Город только поэтому. И Вы здесь. Живой и невредимый. Теперь, мне кажется, я многое понял в Городе. Я нашел Вас.
Дракон: Что за бред Вы несёте? (Хозяину) Это что, очередной сумасшедший?
Хозяин: Да на вид похож, а так, чтобы официально зарегистрировали, не слыхал.
Дракон: Зарегистрируют. У них это быстро. Ладно. Сидите, коли пришли. (Хозяину) И принеси нам ещё по кружечке, милейший. У них отличный пунш, угощаю.
Ну так что же? Чем Вам мешают драконы? Тем более, мёртвые?
Странник: Они несут зло.
Дракон: Зло — извечный спутник добра. Не будет одного — исчезнет другое.
Странник: Если исчезнет зло, добро восторжествует на свете.
Дракон: Зло неуничтожимо. Оно существует в каждом из нас. Я бессмертен-то потому, что живу в душах людей.
Странник: Вы лжёте. Человек никогда не может быть вместилищем зла. Это единственное существо в мире, наделённое разумом. И это делает его великим и прекрасным творением природы.
Дракон: Да что знаете о человеке Вы?
Странник: А Вы, что Вы можете знать о человеке. Дракон?
Дракон: Я? Да я создал этот Город. Я вдохнул в него жизнь. Я сотворил человека в нём. Да-да, представьте себе. Я — творец. Я — демиург!
И теперь я сижу в этой жалкой таверне и болтаю с Вами.
Странник: Я не верю Вам. Вы — Дракон, Вам подвластны подземные силы, но сотворить человека не в состоянии даже Вы. Зло не может породить добро.
Дракон: Да где Вы взяли добро? Что видели Вы в своих скитаниях по свету, милейший? Добро, совесть, честь — всё это давным-давно существует только в дешёвых балаганах, рассчитанных на детей до пяти лет и слезливых старух. Вы — фантазёр, если не хуже — не демагог и болтун!
Странник: А Вы?
Дракон: Я? Я бессмертен. Я вечен во времени и бесконечен в пространстве. Я просто сгусток материи и покуда существует она, существую и я. Я пережил столько, что уже перестал осознавать себя отдельно от окружающего меня бытия. Время сжалось, оно уплотнилось, стало маленьким и жалким, оно с трудом вмещает всё, что я помню
Человек… День его появления не запомнился мне. Он был всеяден. Он и остался всеяден. Это я запомнил… О, это существо заставило считаться с собой. Даже я сначала не принял его всерьёз. Жалкие черви, копошащиеся в глине, вечно голодные, ободранные, дерущиеся; жалкие черви — вот как я называл их.
О, я ошибался. Он не беззащитен. Он знает, чего хочет. И знает, чего может достичь, человек.
Сначала я насмехался. Я насмехался! Это значило, что я поверил в него. Над земляным червяком не насмехаются, его не замечают… Я насмехался, значит, я заметил, значит, я оценил. Это я понял.
Я стал наблюдать. Человек беззащитен, когда он один. Когда их много — они страшны. Они бросаются все, повинуясь какому-то невиданному инстинкту, и горе тому, что окажется на их пути. Они разворотили мир. Они выжигали лес, с корнем вырывали траву. Они нагромождали камни, старательно сваливая их один к одному, и жили в этих развороченных пустынях. Они вытаптывали землю, заливали её шлаком. Рушилось то, что дано нам всем.
И костры, костры…
Когда горит земля — это страшно. Страшно всем — зверь или птица бегут от огня. Природа стонет. Они жгли всё — деревья и камень. И жгли везде: под каждой кровлей — огонь. Пылал мир. Чёрный, зловещий дым — символ беды и страха — поднимался над миром.
Но это еще не всё. Они отняли последнее — небо. Сотни тысяч лет я глядел вверх. Я видел другие миры. Я глядел с тоской. Другие миры — они ведь непохожи на наш. А какие они, я не знал. Но теперь неба нет. Теперь взгляд мой разбивается о гладкий купол.
Я стал задыхаться.
Я понял свое бессилие. Перед человеком. Смешно? Я сдался… Да, я мёртв. Вы понимаете это?
Но самое смешное, что это — как зараза. Как отравление. Или опьянение. Я уже не могу без них.
Раз в неделю я спускаюсь к ним в Город. Выпить кружку горячего пунша? Чепуха! Я спускаюсь не за этим. Мне нужен глоток их отравленной вони — смеси дыма, гниющей пищи и расплавленного железа. Смог — это как наркотик. Вдохнёшь — и всё. И ощущаешь себя в своей собственной тарелке.
Тоска по другим мирам? Чушь. Бред. Глупо даже думать об этом, если твой собственный мир разумен и безупречен. Природа? Приспособление для своего организма, а организм — нарост на своём собственном органе пищеварения. Кружечка горячего пунша? Ничего нет лучше, это как раз то, что нужно.
…а потом приходишь в себя, и становится страшно. Ведь я — Дракон. Я символ зла. Символ всего самого чёрного, самого отвратительного на свете. Но как же я ничтожен по сравнению с человеком. Ведь я — только пустой звук, мной можно только пугать маленьких детей да рисовать меня в книжках. Больше я ни на что не гожусь. В этом мире.
Странник (после паузы): То, что Вы говорите, это чудовищно. Но, всё-таки, я не верю Вам.
Да, зло есть в человеке. Но не от него идёт оно. Исправить эту ужасающую нелепость я и хочу.
Дракон: Не многого ли Вы захотели?
Странник: Многого. И для того, чтобы этого добиться, я хочу сразиться с Вами. Пока останется зло на земле, пока жив в мире Дракон — зло не уничтожится и в людях. Вы должны умереть.
Я вызываю Вас на поединок, Дракон!
Дракон: Вы забываете, кто я. Я всё-таки — Дракон. Я бессилен перед людьми, это правда. Но Вас-то, одного, я уничтожу, поймите. Стоит мне только дохнуть, от Вас останется кучка пепла, и всё. Вы идёте на верную смерть. Я-то вечен.
Странник: Вот, теперь я слышу Ваш истинный голос. Таким и должен быть Дракон, я знаю, я так и думал!
Я вызвал Вас на поединок, Вы принимаете вызов?
Дракон: Вы смешны. Ради кого Вы стараетесь? Ради людей?
Странник: Да, ради людей.
Дракон: Ради бургомистра? Ради этой своры безумцев, которые запрятали в сумасшедшие дома всех более или менее здравомыслящих людей Города?
Странник: Ради людей. Вы — Дракон, Вам не понять этого.
Вы принимаете мой вызов? Или Вы струсили, Дракон?
Дракон: Ладно… Ну что же, Вы сами хотели этого. Я было пожалел Вас. Вы чем-то симпатичны мне, Странник. Но Вы правы. Я — Дракон. Мне не ведомы жалость и сострадание. В конце концов, надо почувствовать себя вновь Драконом.
Я принимаю Ваш вызов, милейший. Я убью Вас.
Странник: Где и когда мы с Вами сможем сразиться?
Дракон: Завтра они будут отмечать День Дракона. Знаете об этом?
Странник: Конечно.
Дракон: Тогда завтра. С наступлением вечера. Не пропустите этот час. Они называют его Час Дракона, глупцы. Вы знаете Скалу Дракона?
Странник: У Озера? Левее рыночных ворот?
Дракон: Да. Значит, на ней.
Завтра будет последний Праздник Дракона. Я давно готовился к нему. Я ухожу из Города, и на этот раз — навсегда. И я отмечу свой уход Вашей смертью. Вы всё-таки неплохой парень, и мне будет приятно, что я убью именно Вас.
Странник: Посмотрим.
Дракон: Итак, до встречи. Завтра, с наступлением вечера, на Скале Дракона.
Странник: До встречи.
Дракон: Если, конечно, не передумаете.
Уходят.
Хозяин Таверны: Боже мой, и всё это говорилось в моей Таверне.
Сцена 4-я
На сцене — секретарь (сопровождающий) бургомистра. Перебирает бумаги. Появляется Странник.
Странник: Я хотел бы видеть г-на бургомистра.
Секретарь: Г-н бургомистр занят важными городскими делами. Очень сожалею.
Появляются бургомистр и учёный-астрограф.
Бургомистр: А, г-н Странник, добрый вечер. Всегда рад Вас видеть. А мы как раз с г-ном учёным хозяйничали на кухне. Я ведь в душе немножко художник.
Секретарь: Демократизм г-на бургомистра не имеет прецедентов в истории Города.
Бургомистр: Присаживайтесь поудобнее. Приятная погода, не правда ли?
Странник: Отвратительная.
Бургомистр: Ну уж… У нас в Городе не может быть отвратительной погоды. Кстати, о Городе. Что произвело на Вас наибольшее впечатление?
Странник: Дракон.
Астрограф: Вы имеете в виду аллегорическую скульптуру на здании Городской ратуши?
Странник: Нет. Я имею в виду живого Дракона. Вы уверяли меня, что Дракон умер. А я видел его, живого и невредимого, чуть более полусуток назад.
Бургомистр: Где?
Странник: Здесь, недалеко, в Таверне.
Астрограф: Ну и что?
Странник: Как что? Дракон жив!
Бургомистр: Нет, Дракон мёртв.
Астрограф: И это вполне доказанный факт. Есть официальные данные. Есть медицинские справки, наконец. И они изданы. В шести томах. Так что можете почитать. Не верить им абсурдно. При случае я могу показать Вам могилу Дракона. Она в отличном состоянии. Туристы очень любят фотографироваться на фоне могильного холма.
Странник: Вы учёный, и Вы несете такую чепуху. Причём тут справки, когда я видел Дракона своими собственными глазами и даже разговаривал с ним.
Астрограф: Я — учёный, и я могу доверять только фактам. Фактам! Я Вам уже, помнится, говорил об этом. Наши органы чувств могут обманывать нас. Порой мы видим то, что нам хочется видеть, а не то, что есть на самом деле.
Бургомистр: Мало ли что Вы видели его своими собственными глазами? Ну и что? Померещилось, бывает. Я тоже разговаривал с г-ном Драконом. И не раз. Но я же не бегаю по Городу и не кричу: «Дракон жив!» Потому что я знаю: Дракон умер.
Астрограф: И все это знают, заметьте.
Бургомистр: А все не могут ошибаться.
Странник: Да вы здесь все сошли с ума.
Астрограф: Осторожнее в выражениях, г-н Странник! Психическое здоровье Города в надёжных руках, смею Вас заверить.
Бургомистр: Вы переутомились, друг мой. Напряжённая работа мысли сказывается. Вам нужно обратиться к врачу. Меня тревожит состояние Вашей психики.
Странник: Это вам нужен врач. И всем здесь.
Бургомистр: Пожалуй, всё-таки стоит пригласить доктора.
Секретарь: Врача! Быстрее!
Врач-психиатр (стремительно входя): Пациент невменяем. Вот медицинское заключение. Мое почтение, г-н бургомистр. Мое почтение, г-н астрограф. Сумасшествие, шизофрения тяжелой степени, потеря ориентации, галлюцинации, бред. Г-н Странник, Вам необходимо зарегистрироваться в официальной клинике. Часы приёма, г-н Странник. Моя визитная карточка.
Странник: Вы сговорились.
Бургомистр: Ну, не нужно расстраиваться, не нужно распускать нюни. У нас прекрасные врачи, Вас быстро вылечат, я уверен. А пока…
Врач: А пока полный душевный покой, тёплые обтирания. И никаких резких движений, пожалуйста. Всего доброго, г-н бургомистр. Г-н астрограф. До встречи, г-н Странник. (Уходит.)
Бургомистр (потирая руки): Ну вот… Впрочем, ладно. Теперь не мешало бы узнать, чего, собственно, Вы хотели? Какова, так сказать, цель визита?
Странник: Вы обвинили меня в сумасшествии, а теперь спокойно разговариваете со мной?
Бургомистр: Давайте поговорим без дураков, г-н Странник.
Выразительно смотрит на секретаря и учёного-астрографа. Те уходят.
Мне стало известно о том, что Вы хотите сразиться с Драконом.
Странник: Откуда Вы знаете?
Бургомистр: Не важно. Мне стало известно. Так это правда?
Странник: Да.
Бургомистр: Ну что ж… Это можно устроить. От лица Города я готов оказать Вам посильную помощь.
Странник: Когда?
Бургомистр: Да хотя бы сегодня. Вы готовы?
Странник: Готов. Поединок уже назначен — на сегодняшний вечер. Дракон принял мой вызов.
Бургомистр: Прекрасно. Осталось всего несколько часов. Скажите, Вы хотя бы приблизительно представляете силу Дракона?
Странник: Думаю, что да. Я давно готовился к этому бою. Может быть, всю жизнь. Я много читал о Драконах, об их повадках, об их змеиной изворотливости. И потом я видел его и говорил с ним.
Бургомистр: Должен Вас предупредить, что Дракон жесток. Он не знает жалости и пощады. Даже если Вы начнёте сражаться так, вполсилы, для виду — не надейтесь, что Дракон оценит это. Не ждите от него снисхождения. Он чудовищно злобен — уж поверьте мне на слово. Я-то знаю Дракона, как, быть может, никто.
Странник: Я буду драться всерьёз, а не для виду. Можете быть уверены.
Бургомистр: Это хорошо. Это очень хорошо… И Вы думаете, что Вам действительно под силу одолеть его?
Странник: Не знаю, наверное. Кто-то ведь должен сделать это. Дракон обречён. Рано или поздно — но он должен погибнуть. Иначе зачем всё?
Бургомистр: Прекрасно сказано, просто прекрасно… Итак, считайте, что Вы убьёте Дракона — того, кто тиранил Город в течение трехсот лет…
Странник: Да.
Бургомистр: …кто насаждал в нем зло, ненависть, обман…
Странник: Да.
Бургомистр: …кто заставлял нас всех лгать и лицемерить. Всех, всех, даже меня.
Странник: Да, я знаю это.
Бургомистр: Ну вот и прекрасно. Считайте, что договорились. От себя лично и от имени Города желаю Вам успеха. Искренне. Всё необходимое для поединка Вы сможете получить в Городском магистрате. Второе окошко налево. Вам там подскажут.
Странник: Спасибо. Но я бы хотел спросить: скажите, зачем был нужен этот фарс с психиатром?
Бургомистр: Я ждал этого вопроса. Считайте, что это шутка. Шутка художника, г-н Странник, и ничего больше. Но если говорить начистоту, то кто знает, что выйдет из поединка. Справка о Вашей невменяемости не помешает. Вы меня понимаете? Мы все тут немножечко бюрократы. Но поединок должен быть настоящим!
Странник: Поединок будет настоящим — это я обещаю Вам.
Уходит.
Бургомистр: Кто знает, кто знает…
Появляется учёный-астрограф.
Астрограф: Зачем Вам нужна эта комедия?
Бургомистр: Я всё-таки немного художник, чёрт подери! Сегодня Праздник Дракона, не забывайте об этом. Надо было найти изюминку. Пускай этот чудак схватится с ним по-настоящему. Городу нужны подлинные чувства, нервная разрядка. Не то мы все тут заплесневеем. И потом, кто знает, что у них там выйдет из поединка, а?
Астрограф: А Дракон?
Бургомистр: Этот старый балаганный шут? Они стоят друг друга. Мой Вам совет: не принимайте их всерьёз. Немного развлечёмся, и всё. И потом не забывайте: Дракон умер. (Смеётся.)
Итак, приближаются сумерки, г-н учёный. Вам уже пора.
Сцена 5-я
На сцене — Старик-садовник с цветами. Странник.
Садовник: Я видел Ваши глаза. Мне кажется, Вы должны любить цветы.
Странник: Не знаю… Но я охотно купил бы у Вас этот букет, хотя, боюсь, что у меня нет денег.
Садовник: Эти цветы Ваши. Правда, торговля запахами в Городе запрещена официально, и если кто-то увидит их у Вас в руках, Вас могут оштрафовать.
Странник: Это не страшно.
Садовник: Спасибо Вам.
Странник: За что Вы благодарите меня?
Садовник: Уже много лет я не могу продать ни одного букета, ни одного цветка.
Входит певица.
Певица: Привет, отец. (Страннику) Послушайте, говорят, что Вы всё-таки будете драться с Драконом. Это правда?
Странник: Правда. Поединок уже скоро.
Певица: Но зачем Вам это надо? Вы что, не понимаете, что они хотят только посмеяться над Вами?! Вас вырядят в средневековые одежды, вытащат на сцену, и весь Город будет потешаться, а эта свинья бургомистр — жирно потирать руки!
Садовник: Ну зачем же ты так грубо о г-не бургомистре?!
Певица: Помолчи, отец. Здесь идёт речь о более серьёзных вещах, чем твои цветочки.
Это будет не поединок, а фарс, комедия. Вас просто подставили!
Странник: Нет, поединок будет настоящим. Я хочу разбудить Город. Я разозлю Дракона, я заставлю его драться всерьёз.
Певица: Зачем?
Странник: Хотя бы для того, чтобы Город увидел: Дракон жив. Чтобы лопнули ложь и обман, процветающие в Городе.
Певица: Но Вы не знаете Дракона. Вы наслушались его пьяной болтовни в Таверне. Но он действительно всесилен и на самом деле не знает ни жалости, ни пощады. Он убьёт Вас!
Странник: Зло не может убить добро, я верю в это. А я, я смогу убить Дракона. Я действительно искал Дракона и готовился к схватке с ним всю. жизнь.
Садовник: Да разве зло только в Драконе? Разве победить Дракона достаточно, чтобы искоренить зло во всём мире или хотя бы в нашем Городе?
Странник: А что сделали Вы, чтобы победить зло?
Садовник: Я? Ничего. Я не вмешиваюсь в такие дела. Я знаю только одно: цветы в моём саду, и они должны принести радость людям.
Странник: Но люди считают Вас сумасшедшим и даже не замечают Вас.
Садовник: Когда-нибудь они образумятся.
Странник: Я хочу приблизить это время.
Певица: Но он убьёт Вас!
Странник: А даже если так. Что с того? Меня никто не знает в Городе и, наверное, никогда не узнает. Но если я погибну, в Городе что-то изменится. Люди убедятся, что жизнь их была ложью. Что небо — это небо, что цветы — это цветы, что смерть — это смерть, а жизнь — это жизнь. А разве всё это не стоит одной единственной настоящей смерти?
Певица: Нет, только не это!
Садовник: Человеческая жизнь бесценна. Как можно сравнивать её с чем-то? Все катаклизмы в мире, все поединки, как бы благородны ни были их цели, не стоят и капли человеческой крови.
Странник: Вы говорите почти как бургомистр на предвыборном собрании. Он тоже твердит: здоровье Города — превыше всего. И под эти фразы и свил обман гнездо в вашем Городе, и именем Разума прикрывают безумие, царящее в нём. И Вы, не вмешивающийся в эти дела, Вы оказываетесь на той стороне.
Садовник: Ну зачем Вы так?
Певица: Он убьёт Вас!
Нет, только не это! Пускай всё остаётся по-прежнему.
Странник: Ложь? Лицемерие?
Певица: Всё равно, как Вы назовёте это. Но если это — цена Вашей жизни, то пусть всё остаётся по-прежнему.
Появляется сопровождающий.
Сопровождающий: Г-н Странник, Вы готовы?
Странник: Да. (Певице) Милая девушка! Быть может, мы уже и не встретимся с Вами. Я хочу оставить Вам этот букет. Просто мне больше некому подарить его в Городе. И потом, Вы действительно очень понравились мне. Пожалуйста, не бойтесь их. Это просто цветы, а не препарат для получения гвоздичного масла. И понюхайте — это совсем не вредно, а скорее наоборот.
Певица: Спасибо.
Странник: И ещё, пожалуйста, простите меня за тогдашнюю мою дерзость в Таверне. Я вовсе не хотел обидеть Вас.
Певица: Ну что Вы. Это Вы простите меня.
Странник: Прощайте!
Певица: Нет, не так. Не надо прощаться!
Странник: Ну тогда, до свидания.
Певица: До свидания. Я буду ждать Вас.
Сопровождающий: Наступает вечер. Час Дракона, г-н Странник.
Странник: Всё. Идём. И всё-таки я одолею его!
Гаснет свет. Музыка.
Голос за сценой: И был День Дракона и Час Дракона. И Город замер. И только шорох афиш нарушал безмолвие замершего Города. И была Скала. Скала Странника — так назовут её позже.
И сюда, на обтянутую полотнищем сцену, как восходят на плаху, на Голгофу восходят, взошёл он. Ужас обуял людей. В страхе и трепете толпились они вокруг. А он глядел в глаза Дракону, как глядят в глаза смерти, может быть, только раз в жизни отчаянные храбрецы.
И затрещала земля, и молнии прорезали небо, и нечеловеческий рёв заглушил грохот рушившихся зданий. И в немом крике корчились толпы зевак, моля об одном: уцелеть. И потные тела их прижимались друг к другу и к земле, их породившей когда-то.
И был Хаос.
И в Хаосе этом сначала никто не заметил, а потом, когда смолкли громыхание и рёв, люди увидели, что сцена пуста: ни Дракона, ни Странника.
И вот тогда, может быть, не сразу, а после того, как пропал первый шок и были убраны груды камня и битого стекла, и услышал он то, что поразило, что взорвало его сильнее, чем рвущая тело на части боль от объятий Дракона.
Сцена 6-я
Бургомистр, горожане
Аплодисменты.
Голоса:
— Прекрасно!
— Прекрасно, г-н бургомистр! Просто прекрасно!
— Великолепно!
Бургомистр: Да, г-да, да. Праздник удался. Всё-таки художник во мне жив, г-да.
Хозяин Таверны: Ох, до сих пор не могу отойти. Я ведь, признаться, сперва подумал: уж не на самом ли деле всё там происходит. Вот это да!
Врач-психиатр: Сильное зрелище.
Учёный-астрограф: Но какая игра! Какие чувства! Это подлинное искусство, г-да!
Бургомистр: А искусство, не будем забывать, необходимо. Для Города, г-да. Искусство взбадривает. Нервная встряска, г-да. Это то, что нам нужно. После такой разрядки минимум на год жизнь Города автоматически входит в нормальное русло.
Норма, г-да, и воспринимается как счастье только после таких вот действ.
Появляется Странник.
Бургомистр: Поздравляю, г-н Странник. Всё было просто замечательно. мы восхищены. Мы в Вас не ошиблись.
Дружные аплодисменты, Возгласы одобрения.
Странник: Я, кажется, убил его.
Бургомистр: Кого?
Странник: Дракона.
Аплодисменты. Смех.
Бургомистр: Ну я же сказал Вам: всё было просто великолепно и очень, очень убедительно.
Врач: Мы даже поверили, сначала.
Хозяин Таверны: Браво! Вот это парень!
Странник: Я всё-таки убил Дракона. И, кажется, по-настоящему. Этими руками. Дайте мне сесть.
Бургомистр: Стул для г-на Странника. Пожалуйста. Мы понимаем: столько сил, столько эмоций.
Астрограф: Но Вы знаете, г-н Странник, шутка затянулась. Всё-таки не стоит бросаться словами. У нас это не принято. Вы уж извините. Посмотрите Словарь. Убить, это значит: «лишить жизни». Том 4, столбец 860, 13-я строчка сверху. А как Вы, надеюсь, понимаете, нельзя лишить жизни того, кто ею не обладает.
Странник (вскакивая): Неужели всё снова? Да как вы не понимаете — Дракон мёртв, вы свободны! Слышите: Дракон умер!
Хозяин Таверны: Голубчик! Да Дракон мёртв уже триста лет. Уж мне ли не знать. Тоже нашел новость!
Бургомистр: Да Вы сидите, сидите.
Не будем, г-да, возвращаться к старым спорам. Я рад, что всё получилось очень хорошо, что мы в Вас не ошиблись. Праздник удался, г-да, и надо праздновать, а не вдаваться в научную дискуссию. Г-н Странник неудачно выразился, и всё. Не будем об этом. Нас ждёт праздничный обед, с десертом и сладостями. Это я понимаю, это — тема для разговора.
Тем более, что г-н Странник скоро уезжает. Вот даже билет есть. (Секретарь показывает всем билет и протягивает его Страннику.) Хотя нам, конечно, будет жаль. Искренне. А мне — особенно. Знаете, за это время я как-то очень привязался к Вам. Вам помочь собраться?
Странник: Нет.
Бургомистр: Ну тогда всего доброго. Не будем мешать.
Все уходят. Музыка. На сцене — один Странник.
Голос за сценой: Прошло немного времени. Может, месяц, может, чуть больше. Город остался. Не рухнул, не исчез.
Звучит песня*. На сцене по-прежнему Странник. Появляется Певица
_____________
* Возможно, это «Песня девушки из харчевни» Н. Н. Матвеевой.
Певица: Вы здесь? Боже мой, неужели Вы здесь! А Вы совсем не изменились. Хотя о чём я? Прошел всего месяц.
Странник: Скажите, неужели со смертью Дракона в Городе всё осталось по-прежнему?
Певица: Ну почему же. Разве Вы не заметили ничего нового?
Странник: Да вроде нет. А что?
Певица: Ну, например, Скала Дракона называется теперь Скалой Странника. Вы ведь почти национальный герой. Есть даже барельеф с изображением поединка. Не видели?
Даже в Легенду внесли кое-какие изменения. В общем, акценты переставлены. Всё так, как получилось тогда, на Скале. Бургомистр признал некоторые свои грехи: мол, проглядел кое-что в проблемах Города. А так, в принципе-то, Вы правы. Всё больше по-старому.
Да, Таверна тоже переименована. Правда, я теперь в ней больше не работаю. Называется «У Странника». Каждый день поют новый шлягер — о Вас.
Странник: А Вы почему не поёте?
Певица: Вы слишком дороги мне, чтобы я могла прославлять Вас.
Странник: А Ваш отец?
Певица: Он не пережил поединка. Знаете, сердце…
Странник: Простите.
Певица: Тогда многие были в шоке. Но тем, кто привык жить, не вдумываясь, было проще. Им сказали: мол, так и так, всё нормально. Они и успокоились. А отец воспринимал всё слишком всерьёз.
Странник: А его сад?
Певица: Зарос. Я-то не умею ухаживать за цветами. Не научилась.
Скажите, Вы в самом деле думаете, что убили Дракона?
Странник: Не знаю… Я жив, а значит, Дракон мёртв. Хотя не могу утверждать это с уверенностью. Но мне кажется, я убил его.
Певица: По крайней мере, в Городе он не появлялся. Правда, в Таверну я не заглядываю, могла и просмотреть.
Появляется Дракон, живой и невредимый, хотя несколько похудевший.
Дракон: Рановато вы меня хороните. Я же вам говорил, что я бессмертен.
Странник: Дракон?! Вы живы? Значит, я не убил Вас?!
Дракон: Нет, хотя были близки к этому. Я немного сплоховал, дал слабинку. А Вы нанесли чертовски сильный удар. Я и теперь мысленно Вам аплодирую. Пришлось подлататься месячишко. Но я не в обиде. Мы честно дрались. Приятно вспомнить.
Всё-таки Вы симпатичны мне, Странник. И Вы знаете, Вы чем-то похожи на меня. Мыкаетесь по свету, и никому-то Вы не нужны.
Певица: Неправда!
Дракон: Теперь и Вы спорите. Распустились! Да кому он принёс добро? Старик умер, Вы потеряли работу, и только бургомистр по-прежнему доволен и весел.
Странник: Может быть, Вы и правы… Хотя я сражался с Вами и даже одолел Вас.
Певица: Не верьте ему!
Странник: Да Вы же сами сказали, что в Городе осталось всё так же, и, кроме вреда, я никому ничего не принёс.
Дракон: Послушайте, я ухожу. В другой город. Посмотрите, как дрожат пальцы. Я больше не могу. Страшно звучит, но я не могу больше без людей. Вот так.
Ведь я вечен во времени, я бесконечен в пространстве. Но сейчас мне нужен другой Город — и всё. И больше ничего. Хотите со мною?
Странник: Что же за несчастный я человек! Вы, Дракон, зовёте меня с собой. А зачем? Что нам делать в другом городе?
Дракон: Да, я — Дракон. Я — символ всего самого злого в мире. Но как я ничтожен. И Вы тоже ничтожны. Вы тоже — пустое место, символ добра, символ справедливости. Кому мы нужны в этом мире.
Надо идти, найти другой Город. Пойдёмте со мною. Здесь Вы бессмысленны.
И потом, я Вам нужен. Вы со мной, а я с Вами ещё можем потягаться. С ними — никогда. Мы с Вами похожи на двух паяцев, которых дёргают за ниточки и которые дерутся на потеху публики. Мне кажется, мы даже могли бы этим зарабатывать на жизнь — в случае чего. Странник против Дракона — мировой аттракцион. Пойдёмте?
Странник: Ну что же… Наверное, Вы правы.
Певица: А мы? Неужели Вы бросите нас?
Странник: Не знаю… Но я не смогу оставаться здесь. Я боюсь.
Певица: Боитесь? Вы, победитель Дракона?
Странник: Да. Если хотите, мы можем пойти вместе.
Появляется Музыкант.
Музыкант: Добрый день, г-н Странник.
Странник: А, это Вы? Здравствуйте.
Музыкант: Как я слышал, г-н Странник, Вы всё-таки уходите от нас. И теперь навсегда. Это правда?
Странник: Правда.
Музыкант: Что ж, не буду навязывать Вам свою точку зрения. Но я хочу сказать Вам спасибо, г-н Странник.
Странник: За что Вы благодарите меня?
Музыкант: Вы слишком много сделали для нас.
Странник: Что же?
Музыкант: Вы слышите эту мелодию, г-н Странник? (Звучит музыка.)
Странник: Вы нашли её?
Музыкант: Да. Вслушайтесь в неё. Я искал эту мелодию всю жизнь, жил впроголодь, сносил оскорбления и издёвки. Но я нашел её. И если люди не глухи от рождения, они её услышат.
Странник: Скажите, а Вы не хотели бы уйти с нами вместе?
Музыкант: Нет, г-н Странник.
Это мой Город. Мой, понимаете? Не бургомистра, не Дракона — мой. И я хочу, чтобы он слышал мою мелодию.
Странник (обращаясь к Певице): А Вы? Вы-то согласны уйти со мной?
Певица: Вы всё-таки слишком дороги мне, Странник. И я хочу, чтобы Вы остались в моей памяти таким, как тогда, на Скале, или тогда, в Таверне. Нет, я не пойду.
Странник: Ну что же, тогда давайте прощаться.
На заднем плане появляется учёный-астрограф, который начинает зажигать светильники.
Вон и г-н Астрограф. Нам пора. (Дракону) Идём.
Уходят.
Астрограф:
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Вечер, г-да, поздний вечер.
1985 г.
Опубликовано: Несостоявшийся визит. М.: Мол. гвардия, 2006. С. 134—165.