В музее-заповеднике "Царицыно" 11 октября открывается выставка "Москва и москвичи в эпоху Николая I". Этот большой межмузейный проект погружает посетителей в атмосферу Москвы времен правления Николая I - от коронации императора 21 июля (3 августа) 1826 года до объявления траура по его кончине в марте 1855-го. Выставка представляет жизнь горожан, их быт, нравы и те глобальные изменения, которые коснулись Москвы в этот период.
На выставке представлены живописные работы, литографии, парадные портреты, а также архивные документы, книги и предметы декоративно-прикладного искусства, позволяющие глубже погрузиться в эпоху.
Экспозиция насчитывает более 400 предметов из собраний 21 музейного фонда, 3 частных коллекций и фондов главной библиотеки страны.
Первый зал выставки погружает посетителей в атмосферу Москвы накануне вступления Николая I на престол. Император, питавший особую любовь к городу, поставил задачу не только вернуть городу, пережившему пожар 1812 года, прежний вид, но и значительно его улучшить.
Основные изменения коснулись центра Москвы, в пределах Белого города. Здесь появились новые площади, парки, бульвары и величественные общественные здания. Жилые дома, построенные по типовым проектам, стали уютными и живописными, выдержанными в стиле московского ампира. При этом московские архитекторы, с уважением относясь к историческому наследию, сохранили старинную городскую среду, сложный рельеф и органично включили древние сооружения в новые классические ансамбли.
В этот период были построены такие монументальные сооружения, как Большой Кремлёвский дворец и новое здание Оружейной палаты.
В знак памяти о победе в Отечественной войне были возведены Триумфальные ворота, а архитектор К.А. Тон приступил к созданию храма Христа Спасителя. Середина XIX века ознаменовалась дальнейшим развитием Москвы: была модернизирована система водоснабжения, реки были заключены в трубы, появился первый общественный транспорт (конка), а количество освещаемых улиц увеличилось.
Важным событием стало открытие в ноябре 1851 года железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Москву. Николай I, в отличие от своего предшественника, часто бывал в Москве. Его визит в Царицыно в 1835 году едва не изменил судьбу этого имения.
В следующем зале, посвященном коронационным событиям, состоявшимся 22 августа 1826 года в Успенском соборе Московского Кремля, гости музея увидеть парадные портреты членов императорской фамилии, созданные английским живописцем Джорджем Доу.
В Кремле подготовили трибуны для зрителей, часть мест продавалась по билетам. Остальное пространство Кремля, от собора до собора, было заполнено народом. Для торжественного шествия государя расстелили красное сукно, а вдоль пути выстроилась гвардия.
Коронация проходила по традиционному ритуалу, включавшему присягу, помазание святым миром и возложение короны на голову нового императора.
Генерал-адъютант граф А.Х. Бенкендорф писал: «Император и императрица оба были молоды, красивы, любезны; величественные костюмы участников церемонии, изысканные туалеты дам, украшенные трибуны - всё это способствовало проведению самого прекрасного и самого впечатляющего представления, которое только можно было себе представить…»
После завершения церемонии Николай I, стоя на Красном крыльце, впервые в истории российских императоров обратился лицом к собравшемуся народу и трижды поклонился в знак приветствия.
На николаевскую эпоху пришелся период становления и расцвета профессионального театра в России. Строительство Малого и Большого театров дало мощный импульс культурной жизни столицы. В первой половине XIX века театр был не просто местом для развлечений, но и центром общественной жизни. Здесь люди проводили свободное время, встречались, заводили знакомства и демонстрировали себя высшему обществу. Театральная жизнь била ключом.
С 1823 по 1826 год московские театры получили независимость от петербургских и перешли под управление московского генерал-губернатора князя Дмитрия Голицына, большого поклонника театра. Голицын стремился сделать московский театр таким же значимым, как и петербургский. В 1820 году началось восстановление Большого Петровского театра, а в 1824 году открылся Малый театр, разместившийся в доме купца Варгина, который был сначала арендован, а затем выкуплен и перестроен. Городское финансирование московских театров увеличилось до 200 000 рублей. В 1842 году театры снова подчинили общей дирекции.
В Малом театре впервые полностью поставили "Горе от ума" Грибоедова (после снятия цензурных ограничений) и "Ревизора" Гоголя. Большой театр стал местом премьер опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".
Чтобы погрузить посетителей в атмосферу эпохи, на выставке воссоздан интерьер московского трактира начала XIX века с подлинными предметами быта и меню известных ресторанов.
Москва XIX века изобиловала трактирами, которые были гораздо более распространены, чем рестораны. Последние начали появляться лишь в 1820-х годах, и поначалу их можно было найти только в гостиницах.
Часто управляемые французами, рестораны предлагали в основном французскую кухню, в то время как трактиры оставались оплотом русской кулинарной традиции. Трактиры служили местом встреч для купцов и простых горожан, где можно было насладиться русскими блюдами и чаем, который в этот период стал очень популярен.
Один из залов экспозиции посвящен московскому дворянству. Несмотря на то, что дворяне составляли лишь небольшую часть населения Москвы (около 5%), они оставались самой заметной и влиятельной группой, чей образ жизни служил примером для других сословий.
Однако прежняя роскошь и размах уходили в прошлое. Московское дворянство постепенно утрачивало свое влияние. Усугубила ситуацию Отечественная война 1812 года, которая привела к разорению многих дворянских родов. Следствием этого стала массовая распродажа дворянских усадеб, включая роскошные дворцы. Государство выкупало часть этих владений для размещения образовательных и благотворительных учреждений. Так, в бывших резиденциях Трубецких, Пашкова и других аристократов открылись гимназии, в доме Дмитриева-Мамонова - глазная лечебница, в доме Гагарина - больница, а в доме Апраксиных - сиротское училище.
На смену гостеприимным домам, где устраивались балы, маскарады и домашние праздники пришли литературные салоны, расцвет которых пришелся на николаевскую эпоху. В этих избранных кругах читали и обсуждали новые книги, а затем горячо спорили о прочитанном.
1812 год и пожар Москвы разорил многие старинные купеческие роды. На смену им после войны стало приходить новое купечество - из крестьян, в том числе крепостных. Купечеству посвящен один из залов выставки.
Особо заметную роль сыграли старообрядцы, отличавшиеся грамотностью, трудолюбием, трезвостью и бережливостью. Эти новые купцы, часто выходцы из провинции, начинали свой путь в Москве с мелкой розничной торговли тканями и одеждой, произведенными в деревнях. Со временем их бизнес рос, и они переходили к созданию собственных фабрик.
В быту купцы-крестьяне долгое время сохраняли простонародные привычки: носили традиционную одежду, говорили на диалектах, ценили яркие цвета, пышность и изобилие. Их предпочтения в материальном мире склонялись к прочным и основательным вещам: простым, но добротным домам, массивной мебели и сытной, непритязательной пище.
Однако, начиная со второй четверти XIX века, в купеческий быт стали активно проникать европейские веяния. К 1840-м годам большинство московских купцов отказались от традиционных кафтанов в пользу европейских костюмов. Женщины сменили наряды еще раньше, к 1830-м годам, когда пышные юбки стали модными, и народный костюм остался лишь для особых случаев и царских маскарадов. Несмотря на внешние изменения, основные черты московского купечества оставались неизменными на протяжении всего николаевского периода. При этом численность сословия и его влияние в обществе неуклонно росли. Всего за несколько десятилетий вчерашние крестьяне превратились в мощную экономическую силу, контролирующую ключевые отрасли страны: промышленность, оборону, транспорт и внешнюю торговлю.
Следующий зал выставки посвящен Крымской войне, одному из самых трагических эпизодов в истории России, и участию Москвы в сборе средств и формировании ополчения.
Москва активно участвовала в поддержке военных действий, направляя рекрутов, организуя сбор пожертвований и снабжая армию продукцией военно-промышленного комплекса.
Последний, девятый зал выставки рассказывает об интеллектуальной жизни Первопрестольной. В эпоху правления Николая I Москва стала центром бурной интеллектуальной активности.
Западники и славянофилы вели нескончаемые споры, возникали студенческие объединения, а журналы служили площадкой для острых дискуссий. Университетские лекции были доступны для всех желающих.
Выставка приурочена к 200-летию со дня восшествия на российский престол Николая Павловича. По мнению куратора выставки Александра Вальковича, особый интерес посетителей вызовут раскрашенные литографии, запечатлевшие виды Москвы по рисункам, сделанным непосредственно с натуры французским художником Огюстом Кадолем, уникальный сервиз на две персоны, преподнесенный императрице Марии Федоровне князем Николаем Борисовичем Юсуповым в день коронации императора Николая I, картины Василия Тропинина, который по праву считается главным живописцем Москвы XIX века.
Завершается путешествие в зеленом коридоре, представляющем собой вагон поезда, в котором Николай I совершал путешествия из Петербурга в Москву и обратно.
Проект "Москва и москвичи в эпоху Николая I" является продолжением выставки "Москва и москвичи в эпоху Александра I". Первая экспозиция, посвященная жизни города во время оккупации Наполеоном и пожара 1812 года, вызвала большой интерес у публики: в 2022 году она вошла в десятку самых посещаемых выставок в России.