Проследим историю этих волшебных миниатюрных существ на протяжении веков искусства и культуры.
Ричард Дадд, Спящая Титания (1841)
Пак, Динь-Динь, сама Фея-крёстная: феи веками порхали в литературе, театре и сказках на ночь. Эти волшебные существа, часто миниатюрного размера, занимают значительное место во многих фольклорных традициях, включая кельтскую, славянскую, скандинавскую, германскую и французскую. Слово «фея» имеет сложную этимологию, происходящую от латинского слова fata , что вполне объяснимо, поскольку эти озорные и изменчивые существа, как говорят, вмешиваются в жизнь и судьбу людей, с которыми сталкиваются.
Непостоянные и причудливые, феи вдохновляли художников, символизируя искрометную красоту весны и флору, с которой они тесно связаны, а также как злобные духи, олицетворяющие иррациональность бытия. Приближаясь к осеннему солнцестоянию 23 сентября, мы изучили свидетельства появления этих сверхъестественных существ в истории искусства и собрали неполную, но яркую и фантастическую историю фей в западном искусстве.
«Сон в летнюю ночь» Шекспира и эпоха романтизма
Уильям Блейк, «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями» (ок. 1786 г.). Собрание галереи Тейт.
Хотя феи существовали в так называемых языческих культурах на протяжении тысячелетий, после возникновения христианства вера в них стала отрицаться, и эти существа часто классифицировались как демоны. Хотя они всё ещё сохраняются в фольклоре, визуальные образы начали меняться в эпоху Возрождения. В Британии, где живопись с феями достигла зенита, комедийная пьеса Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», написанная около 1595 года, особенно популяризировала фей, рассказывая историю о взаимодействии людей и фей. Среди известных персонажей пьесы были король фей Оберон и королева Титания, а также Пак и множество других фей, чьё индивидуальное происхождение уходит корнями в североевропейский фольклор.
Популярная пьеса оказала длительное влияние на художников, и хотя в викторианскую эпоху эти крылатые существа вызывали настоящую ярость, к середине и концу XVIII века художники-романтики начали обращаться к феям как к мотиву для снов или потусторонних переживаний; в частности, это были швейцарский художник Генри Фюзели и британский художник Уильям Блейк. Акварель Блейка «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями» (ок. 1786 г.) изображает заключительный момент пьесы Шекспира, когда враждующие Оберон и Титания тепло примиряются. Пак хлопает в ладоши, а феи Мотылёк, Паутина, Цветок Горошка и Горчичное Зёрнышко танцуют в хороводе, одетые в воздушные, почти греческие платья, с лепестками цветов в волосах.
Генри Фюсли, «Титания и низ» (ок. 1790 г.). Собрание галереи Тейт.
Фюсли, проведший большую часть своей карьеры в Британии, часто сосредотачивался на сверхъестественных темах. Как и Блейк, он также писал фей из «Сна в летнюю ночь», но выбрал более мрачную тему. «Титания и Боттом» (1790) изображает момент в четвертом акте пьесы, когда король Оберон накладывает карающее заклинание на королеву Титанию, заставляя ее влюбиться в Боттома, ткача, чья голова была преобразована в голову осла. Здесь феи-спутницы Титании собираются вокруг, одетые в современные наряды XVIII века. Фюсли добавил другие необычные атрибуты, включая женщину с фигуркой гнома на веревочке справа, олицетворяющую победу женского над мужским, а также похожих на кукол детей — творений ведьм — справа. Фюсли также проявлял интерес к феям из других пьес Шекспира, нарисовав королеву Маб, еще одну королеву фей, которая упоминается в «Ромео и Джульетте » как «повитуха фей».
Ричард Дадд и тревожные истоки жанра фей
Ричард Дадд, «Мастерский удар феи-дровосека» (1855–1864). Коллекция галереи Тейт.
Жанр живописи с феями берет свое начало в творчестве Ричарда Дадда (1817–1886), страдавшего от неблагополучия. Родившись в Кенте, Дадд уже в детстве проявил недюжинный талант, отправившись в Лондон в 17 лет для поступления в Королевскую академию искусств. Ранние успехи Дадда были налицо, но когда его психическое здоровье ухудшилось, его отправили обратно в Кент для реабилитации. Считалось, что Дадд страдал галлюцинациями, и позже его поместили в психиатрическую клинику Вифлеема, а затем в больницу Бродмур. В этих учреждениях, под наблюдением прогрессивных врачей, Дадда поощряли к живописи, и его работы часто представляли собой замысловатые сказочные миры. К своей самой известной картине, «Мастерский удар феи-дровосека», он возвращался снова и снова в течение десятилетия с 1855 по 1864 год.
Дадд обладал невероятным талантом к детализации, создавая искусно проработанные миниатюрные сцены в таких работах, как «Спящая Титания» (1841) и «Противоречие: Оберон и Титания» (1858). Эти образы оказали огромное влияние на британских художников последующих десятилетий . Помимо картин с феями, он создал ряд морских пейзажей, портретов и других произведений. Многие из его картин и по сей день выставлены в музее Бродмур, и, хотя его цитируют преимущественно художники, песня Фредди Меркьюри 1974 года «The Fairy Feller's Master-Stroke» напоминает о первой встрече музыканта с одноимённой картиной Дадда.
Викторианская мода на фей
Джон Анстер Фицджеральд, «Феи в птичьем гнезде» (ок. 1860 г.). Собрание Ордена Почётного легиона, Сан-Франциско.
В Великобритании, отчасти вдохновлённой картинами Дадда, началась волна фейской лихорадки, которая длилась с конца XIX до начала XX века. Викторианцы были очарованы идеями паранормального, и хотя изображения фей основывались на мифологии, театре и фольклоре, это, казалось бы, очаровательное увлечение на самом деле было реакцией на социальные невзгоды той эпохи.
Художники, включая Джозефа Ноэля Пейтона, Эдвина Ландсира, Джона Анстера Фицджеральда и Софи Дженджембр Андерсон, предложили образы, воспевающие скрытую магию идиллических, нетронутых пейзажей, и затронули культурное беспокойство на заре индустриализации. Между тем, поскольку эпоха викторианского пуританства изменила британские социальные нормы, гедонистический мир фей предложил отсрочку как художникам, так и зрителям. Озорные и аморальные, феи викторианской эпохи часто предстают предающимися удовольствиям за счет других. На картине Фицджеральда « Феи в птичьем гнезде» (ок. 1860 г.) феи романтично томятся в гнезде, но, по-видимому, для этого они вытолкнули птичье яйцо. Под ними яйцо пожирают гоблины. В других случаях картины фей викторианской эпохи намекают на человеческие излишества; Названия картин Фицджеральда, среди которых «Несбыточная мечта» и «Пленный мечтатель», навели многих на мысль, что художник посещал опиумные притоны той эпохи, где широко употреблялся лауданум.
Фотографические доказательства существования фей? Споры о Коттингли
Первая из фотографий фей Коттингли, сделанная Элси Райт в 1917 году. На ней изображена Фрэнсис Гриффитс в окружении «фей».
Могут ли феи существовать на самом деле? Сэр Артур Конан Дойл был одним из многих, кого убедила в их существовании серия из пяти фотографий, сделанных в период с 1917 по 1920 год двумя юными кузинами, Элси Райт и Фрэнсис Гриффитс, которые жили в Коттингли, Англия.
На фотографиях были изображены юные кузены, которым на самых ранних снимках было 9 и 16 лет, в окружении крошечных существ в лесу недалеко от их дома. Элси, выросшая в Южной Африке, вложила распечатку одной из фотографий в письмо другу в 1918 году, написав: « Забавно, я никогда не видела их в Африке. Должно быть, там для них слишком жарко». В 1919 году фотографии привлекли внимание Эдварда Гарднера, ведущего теософа, после того как мать Элси начала посещать собрания и делиться снимками. Гарднер отправил фотонегативы эксперту по фотографии по имени Гарольд Снеллинг для проверки. Снеллинг подтвердил подлинность негативов. Затем к расследованию была привлечена компания Kodak, и компания согласилась, что на снимках нет признаков постановки.
Наибольший переполох эти изображения вызвали в следующем, 1920 году, когда Дойл, будучи спиритуалистом, опубликовал их для иллюстрации статьи о феях, написанной им в 1920 году для журнала The Strand Magazine. Дойл считал, что эти изображения являются фактическим доказательством психических и паранормальных явлений. Некоторые читатели соглашались с этим, другие утверждали, что изображения — подделка. Хотя кузены много лет утверждали, что фотографии настоящие, в 1983 году Элси и Фрэнсис признались в статье, что они постановочные изображения — нарисовали фей и насадили их на шляпные булавки, — но утверждали, что действительно много раз видели фей.
Современные видения духовных существ
Инка Эссенхай, «Сцена рейва» (2022). Предоставлено галереей Майлза МакЭнери.
В то время как популярное увлечение феями то усиливалось, то ослабевало на протяжении десятилетий, эти миниатюрные пикси никогда полностью не исчезали из мира живописи, и ряд современных художников включали их в свой визуальный лексикон. Недавняя выставка художницы Инки Эссенгиг в нью-йоркской галерее Майлза МакЭнери была полна сочных, огромных цветов и да, компанейских кругов фей. Кики Смит , чьи работы часто исследуют темные стороны сказок, намекала и на более зловещие стороны фейри-существ в таких работах, как «Круги фей» (1998), на которой изображены два ведьминских круга из бронзовых грибов из коллекции Музея Брода. Другие художники, работающие с этим мотивом, включают Кейт Клингбайль, Эллисон Кац и немецкий фотограф Катрин Линкерсдорфф , чья текущая выставка « Феи » в галерее Йосси Мило исследует микрокосмический мир цветов и их обширные невидимые — осмелимся сказать, магические — системы.