Если отправиться в Петергоф не ради прогулки по знаменитому парковому ансамблю с его великолепными фонтанами и дворцами, а пройтись по уютным улочкам самого городка, то можно заметить несколько совершенно нетипичных для России зданий, выполненных в выразительном готическом стиле.
Таким прекрасным обликом Петергоф обязан архитектору Николаю Леонтьевичу Бенуа — выдающемуся зодчему, академику, профессору архитектуры и главному архитектору Петергофского дворцового правления. Он стал основоположником знаменитой художественной династии Бенуа, из которой вышли талантливые художники, архитекторы, скульпторы и композиторы.
Детство и юношество
Николай Леонтьевич Бенуа родился 13 июля 1813 года в Санкт-Петербурге в семье французского повара-кондитера и метрдотеля при дворе императора Павла I Луи Жюля Бенуа и фрейлины императрицы Марии Фёдоровны Екатерины Андреевны Гроппе. Впоследствии императрица стала крестной матерью Николая Бенуа.
Первое образование Николай Леонтьевич получил в школе при лютеранском приходе святых Петра и Павла. В четырнадцать лет при поддержке императрицы он поступил в Академию художеств на полный пансион и сразу во второй класс. Наставником юноши стал архитектор и академик Иван Гомзин. Первую награду за успехи в науках Николай Бенуа получил через два года, в июле 1829 года, а в мае 1831 года был награждён ещё раз. После распределения по художественным мастерским его наставником стал академик и мастер петербургского классицизма Василий Глинка, а затем академик и архитектор Христиан Мейер.
В 1834 году за проект загородного дома для богатого помещика Николай Бенуа получил серебряную медаль. В 1836 году за выпускной проект «Училище правоведения» он был удостоен Большой золотой медали, награждён шпагой и выпущен из Академии со званием художника четырнадцатого класса.
Большая золотая медаль давала право на шестилетнюю стажировку за границей за казённый счёт, однако перед этим архитектор должен был пройти строительную практику. Бенуа выбрал своим наставником архитектора Константина Тона и проходил у него практику в качестве чертежника, участвуя в строительстве церкви лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве.
Поездка в Европу
В июне 1840 года архитектор отправился в Европу, где провёл шесть лет. Два года из этого времени Николай Бенуа жил в Италии, изучая выдающиеся памятники итальянской готики, в том числе собор в Орвието недалеко от Рима.
Во время пребывания в Риме Николай Бенуа имел возможность побеседовать с проезжавшим там императором Николаем I. Архитектор поразил государя своими глубокими знаниями классического стиля в архитектуре. Поэтому, когда в 1846 году Николай Бенуа вернулся в Россию, он был сразу причислен к службе в Кабинете Его Императорского Величества с назначением на трёхлетнее содержание, равное пенсионерскому окладу за границей.
Возвращению в Россию
Как только Николай Бенуа вернулся в Россию, он был сразу причислен к службе в Кабинете Его Императорского Величества, где поначалу получал небольшие заказы от императорской семьи. Среди первых работ архитектора был католический алтарь из малахита, предназначенный в подарок сардинскому королю.
Архитектор готического Петергофа
В это же время Николай I занимался благоустройством своей любимой резиденции Петергофа. Особое внимание государь уделял парку Александрия. В этом парке уже находились построенные архитектором Адамом Менеласом в духе английской готики Коттедж и Фермерский дворец, а также Капелла, возведённая по проекту Карла Шинкеля.
Поэтому, когда Николай Бенуа получил крупный заказ — строительство придворных конюшен в Петергофе, он сразу определился с выбором архитектурного стиля, опираясь еще и на свой опыт изучения итальянской готики.
Девять башен, расположенных по углам неправильного четырёхугольника, создают впечатление средневекового замка. Во дворах были устроены сараи для экипажей, кузницы и другие хозяйственные помещения. В боковых флигелях находились квартиры для многочисленного штата служащих.
В 1850 году Николай Бенуа был назначен главным архитектором при Петергофском дворцовом управлении.
Завершив строительство конюшен в 1854 году, Николай Бенуа был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.
В том же году архитектор получил сразу два заказа: от императорского двора — на строительство корпусов при Большом Петергофском дворце для размещения фрейлин, и от барона Штиглица — на сооружение железнодорожного вокзала в Петергофе.
Если корпуса были выполнены в стиле барокко, чтобы органично сочетаться с дворцом, то вокзал был построен в стиле неоготики.
Ещё за четыре года до этого, совместно с архитектором Альбертом Кавосом, он спроектировал и построил здание почты в готическом стиле.
В дальнейшем Николай Бенуа продолжал работать над менее значительными объектами в Петергофе, выполненными в стилях, отличных от неоготики, а также руководил многочисленными преобразованиями и реконструкциями Большого дворца и других построек дворцово-паркового ансамбля.
С теплыми чувствами о Петергофе вспоминал сын архитектора Александр Бенуа:
Наиболее нежное и глубокое чувство я питаю к Петергофу. Быть может, известную роль тут сыграло то, что я с Петергофом познакомился в первое же лето своего существования, ибо мои родители в те годы всегда уезжали на дачу в Петергоф, переехали они туда и в 1870 г., еще когда мне минуло не более месяца. В Петергофе же в следующие годы я стал впервые “осознавать” окружающее, да и в дальнейшем Петергоф не переставал быть “родным” местом для всей семьи Бенуа. В нем всегда проводили лето мои братья, в Петергофе начался мой “роман жизни”, в Петергофе же живали не раз и я с собственной своей семьей. Но есть и вообще в Петергофе что-то настолько чарующее, милое, поэтичное и сладко меланхоличное, что почти все, кто знакомятся с ним, подпадают под его чары.
В 1875 году Николай Леонтьевич Бенуа покинул службу в Министерстве императорского двора, связанной с Петергофом, но навсегда останется как главный архитектор, внёсший значительный вклад в развитие готического стиля.
Нравятся ли Вам работы Николая Бенуа?
Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал, в котором я рассказываю об искусстве, интересных местах России, выставках и показываю, как и чем живет искусствовед. Буду рада Вас там видеть!