Здравствуйте, друзья! Добро пожаловать в блог «Жизнь прекрасна и удивительна», где каждый день рождает новые поводы радоваться и вдохновляться жизнью!
Начало 1943 года ознаменовалось жестокими сражениями на Кубани. В военный госпиталь поступил тяжелораненый старшина морской пехоты. Солдаты, сопровождавшие его, рассказали врачам, что юноша проявил невероятное мужество: после гибели командира именно он возглавил роту и повел солдат в решающую атаку.
Героя звали Евдоким Завалий. Врачи госпиталя готовились к операции, но неожиданно выяснилось, что храбрый старшина, поднявший роту в атаку, оказался вовсе не мужчиной, а девушкой.
Евдокия Завалий появилась на свет 28 мая 1926 года в селе Новый Буг Николаевской области. Однако в официальных бумагах значился 1924 год рождения — таким образом девушка прибавила себе пару лет, чтобы отправиться на фронт.
С самых первых дней девушка отчаянно рвалась на фронт. Если верить документам послевоенного времени, в 1941 году девушке было 17 лет. Но сама Евдокия Завалий признавалась, что в действительности не было и 16.
Дуся служила в полку санинструктором. При переправе через реку Днепр возле острова Хортица санитарка Евдокия Завалий получила своё первое ранение — осколок снаряда попал ей в живот.
Будучи раненой, умудрилась совершить героический поступок – спасла раненого командира десантного батальона – вытащила его на плащ-палатке из-под обстрела. за который удостоилась ордена Красной Звезды.
Списывать по ранению после такого Евдокию не решились и отправили ее в запасной полк. Туда прибывали уполномоченные из фронтовых частей, набирая пополнение.
Спустя годы Евдокия Николаевна вспоминала: «Как раз „покупатели“ из командования приехали набирать ребят на передовую. Один из них, моряк, подзывает меня: „Гвардии старший сержант, покажите ваши документы!“ Раскрывает мой литер и читает: „Старший сержант Завалий Евдок.“.
Это в госпитале имя мое так сократили. „Завалий Евдоким?“ А я ему, и глазом, не моргнув: „Так точно, товарищ командир! Завалий Евдоким Николаевич!“ — „Даю пятнадцать минут на сборы!“». Так «Евдоким» попал в 6-ю десантную бригаду морской пехоты.
Ошибку «покупателя» она объясняла просто: «А я ничем не выделялась среди парней: те же гимнастерка и галифе, на голове после госпиталя — „ежик“ с чубчиком. Косу пришлось сбрить, чтобы вши не донимали».
Для того чтобы её не разоблачили в бане, девушка всеми силами пыталась избежать общей помывки, придумывая всевозможные отговорки.
В мужском обличье Дуся воевала целых восемь месяцев. В бою у станицы Крымской ее рота попала в окружение. В разгар схватки убили командира, и бывалые мужики растерялись. И тут командование на себя принял «Евдоким»: «Рота! Слушай меня! Вперед, за мной!»
В этом бою старшину Завалий снова ранили. Тогда-то и был раскрыт секрет «Евдокима».
Дуся ожидала любого исхода: возвращения в тыл, перевода обратно в санчасти или разбирательства за обман. Вместо этого руководство приняло неожиданное решение: направить её на шестимесячные офицерские курсы младших лейтенантов 56-й отдельной Приморской армии.
В октябре 1943 года младший лейтенант Завалий стала командиром взвода отдельной роты автоматчиков 83-й бригады морской пехоты. Своим мужеством и бесстрашием Евдокия завоевала авторитет среди сослуживцев. Морские пехотинцы жизнь готовы были отдать за своего командира.
Узнав, что командованием группы моряков-десантников управляет женщина-офицер, немецкие войска начали целенаправленную охоту за Евдокией Завалий. Многие из тех, кто пытался поймать её, погибли сами.
Саму Евдокию официально хоронили дважды. Первый случай произошел после тяжелейшего сражения, когда большинство бойцов погибло, а тяжелораненая Дуся оказалась среди тел погибших.
Фашисты проверяли наличие выживших, и штык немецкого солдата вонзился девушке в ногу. Любое проявление боли могло стоить ей жизни, но Завалий выдержала мучительную боль молча. Утром, выждав удобный момент, она сумела выбраться к своим товарищам.
Среди немецких войск поползли слухи о таинственном командире «Фрау Черная Смерть», столкновение с которой считалось практически гарантированной гибелью.
Во время штурма Будапешта отряд Завалий проник в немецкий штаб через канализационные тоннели, потеряв двоих бойцов. Появление матросов-морпехов в чёрных бушлатах вызвало панику среди немцев.
Один из захваченных офицеров оказался генералом, отказывающимся поверить, что побеждён женщиной-командиром. Немец впал в настоящую истерику: «Прекратите издеваться и унижать меня, скажите правду!» Советское командование решило познакомить гитлеровца с победительницей лично.
Из воспоминаний Евдокии Завалий: «Вызвали меня. Пришла в штаб грязная, как черт, разит от меня за километр. Майор Круглов, зажимая нос платком, обращается ко мне: „Доложите, как пленили немецкого генерала!“ И вдруг немец протягивает мне пистолет системы „Вальтер“ — плохо, видать, обыскали его ребята. „Фрау русиш черный комиссар! Гут! Гут!“ Я глаза вытаращила на политотдел, те кивают: бери. Потом ребята именную надпись мне на этом пистолете сделали...»
По окончании войны Евдокию хотели направить на дальнейшее обучение, однако этому воспрепятствовали полученные ранее четыре тяжелых ранения и две контузии.
Демобилизовавшись, девушка уехала в Киев, вышла замуж, родила двоих детей, потом воспитывала внуков, правнуков. Евдокия Николаевна Завалий четыре дня не дожила до 65-летия Победы. Она скончалась в Киеве 5 мая 2010 года в возрасте 84 лет.
О подвигах Евдокии ходили легенды, которые пересказывались чуть ли не во всех странах мира.
Заранее прошу прощения за возможные ошибки в моих статьях. Пусть важнее будут идеи, а не грамматика.