Сейчас найти Mazda 626 на рынке в хорошем состоянии — редкая удача. В большинстве своём это автомобили, повидавшие жизнь по полной. И что же делать, если хочется именно такую модель, но в отличном виде? Вопрос непростой.
В одних руках — почти 30 лет! Дедушка и внук показали прекрасно сохранившуюся Mazda 626 1991 года
Юрий из Жлобина нашёл на него ответ. Мужчина купил подержанную иномарку за $2 000 и восстановил её, вложив более $11 000. «Перерождение» длилось чуть дольше двух лет и завершилось в августе этого года. Мы встретились с белорусом и узнали историю «Мазды», которая уже появилась в продаже.
Круг замкнулся: от Mazda и обратно
— Мечта о восстановлении Mazda 626 родилась неслучайно. Ранее я уже владел такой машиной — в кузове хетчбэк. Ездил на ней долгое время, и она зарекомендовала себя как надёжный, беспроблемный и очень комфортный автомобиль. Тогда мне было 25—26 лет, и я захотел что-то «покруче». Продал «японца» и купил Volkswagen Passat B6 в максимальной комплектации. Но вскоре начались проблемы: вопросы с автоматической коробкой передач, скрытые «жучки» на кузове, высокий расход топлива. Тогда-то я вспомнил «Мазду». Впрочем, я не жалею о смене авто, — рассказывает Юрий.
— Если бы я не расстался с той Mazda, возможно, у меня бы не появилась Honda Civic, которую я тоже крепко люблю. Она красивая, ухоженная, в заводском состоянии, с керамикой; обслуживаю регулярно. Но теперь у меня два автомобиля, и один из них придётся продать. Будет это Mazda или Honda — покажет время. Я не рад расставанию ни с одной из них. С Honda я пять лет, она уже часть меня. Mazda — это результат огромного труда, в неё вложена душа. В любом случае останется одна машина, за ней я буду следить, стану ездить на ней и наслаждаться ею. А пока — просто благодарен, что смог пройти этот путь и довести дело до конца.
— Вернусь к истокам восстановления. После не очень удачного опыта с «Пассатом» появилась идея опять обзавестись «Маздой». Вдохновение пришло от первой Mazda 626, которую я купил в заводском состоянии с небольшим пробегом. Именно она задала планку качества, благодаря ей я понял, как всё должно выглядеть и работать. На основе того авто я выбрал нынешнюю машину и старался сделать её даже лучше.
«Моя Mazda 626 — 1997 года, но выглядела очень достойно»
— Я принялся искать подходящий вариант, следил за объявлениями. Всё было не то. Либо состояние оставляло желать лучшего (восстанавливать буквально не из чего), либо цвет не устраивал. Например, попалась одна серебристая, вид достойный, но раскраска не подошла, да и салон тканевый, а я хотел велюровый (впрочем, можно постараться найти велюр в хорошем состоянии либо перешить элементы салона). Мечтал об авто с электростеклоподъёмниками, об экземпляре выпуска последних лет — 1996—1997-го, когда уже шли обновлённые версии кузова GE. У них красивый объёмный руль с подушкой безопасности, немного изменённая, более симпатичная панель — всё это придавало автомобилю современный образ, — делится собеседник.
— Когда я наконец нашёл подходящий экземпляр, сразу понял: нужно заниматься восстановлением. Изначально думал, что работы окажется немного, однако погрузиться в неё пришлось гораздо глубже, чем рассчитывал. Потребовалось искать двери, капот, бамперы — всё максимально целое, чтобы не паять или варить, а просто подготовить, покрасить и установить. Найти такие детали для Mazda тех лет — задача не из лёгких.
— Многие считают: если машина стоит 500—600 долларов, то покупка выгодная. На деле это часто означает, что вы приобретаете себе проблемы. Подобные автомобили, как правило, требуют серьёзных вложений, и если брать для себя, для семьи, необходимо смотреть не на цену, а на состояние. Обязательно надо прокатиться, заглянуть на СТО, убедиться, что у владельца есть история ремонта, а не просто набор слов.
— На av.by полно «Мазд» по разным прайсам — от $500 до $3 000. Но большинство из них — уже гнилые, без перспектив. Их либо не покупают, либо отдают на запчасти, на металлолом. Целых остаётся всё меньше, и каждая из них — настоящая находка. Моя Mazda 626 — 1997 года, однако выглядела очень достойно. Она не «зарезанная», как многие экземпляры 1990-х, не «мыло», а аккуратная, широкая, длинная. Просто классный, красивый автомобиль, который радует глаз и душу.
Самыми затратными стали кузовщина и салон — около $6 000
— Иномарка восстановлена капитально: перебрали буквально всё. Я даже вёл бортовой журнал.
— Комплексно заменил то, что возможно было: рычаги, амортизаторы, пружины, опоры, сопутствующие детали подвески. Восстановил абсолютно всю тормозную систему: здесь новые диски, колодки, ступицы, медные магистрали. Также поменял топливные магистрали. Делал без компромиссов.
— Поставил красивые оригинальные диски R16 от Mazda 6 вместо заводских R14 с новой зимней резиной — вышло около 2 000 BYN. Клиренс стал выше, проходимость заметно улучшилась.
— Восстановил полностью подетально ABS. Подвеска работает отлично: машина не валкая, не жёсткая — комфорт идеальный. Управляю ею уверенно, руль не вибрирует, его не уводит. Кстати, перешил руль и кулису в кожу с красной строчкой — понадобилось 370 руб.
— Салон тоже полностью заменён и покрыт алькантарой. Потолок, обшивка, декор — всё новое. Цена — 1 200 BYN. Тонировка задней полусферы качественной плёнкой обошлась в 260 руб. Оригинальные велюровые сиденья нашёл «в идеале». Хранились у бывшего владельца более 10 лет в помещениях (в тепле), стоили 1 800 BYN, — уточняет Юрий.
— Пол обновлён, пластик, карты дверей, лампы — заменены. Также теперь стоят оригинальные электростеклоподъёмники, которые обошлись в 700 руб. Установлен оригинальный радиатор (400 BYN), обслужена вся система кондиционирования. Обновлена аудиосистема: поставил новые динамики спереди и сзади, задние закрыты сетками, как положено. Магнитола — Sony (оригинальная).
— Электрика автомобиля тоже полностью проверена и восстановлена. Тут надёжная сигнализация с функцией автозапуска — 600 BYN плюс работа. Автозапуск работает чётко: достаточно затянуть ручник, и машина при следующем старте легко заведётся с брелока. После закрытия дверей двигатель глушится, автомобиль ставится на сигнализацию. При желании можно запустить мотор дистанционно, прямо из дома. Работает безупречно. Установлен турботаймер, и даже если машина стоит на передаче, система не допустит её движения. Всё продумано и безопасно.
— Подкапотное пространство организовано по заводским стандартам: оно аккуратно, покрашено, ничего не болтается, максимально всё восстановлено и установлено, настроено так, как нужно для хорошей работы авто. Двигатель функционирует ровно, без посторонних звуков.
Подкаподтное пространство до восстановления
— Ну и кузов (в том числе скрытые полости днища, пороги, двери, крышка багажника) обработан хорошими антикоррозийными составами, на что понадобилось 900 BYN. Пороги и арки переварены на оригинальные элементы Klokkerholm (Дания), стоимость которых — 1 200 BYN плюс работа. Ещё тут новая выхлопная система от приёмной трубы до задней банки глушителя — 800 BYN плюс работа, — вспоминает владелец иномарки.
— Самые сложные этапы — восстановление подвески, тормозов, электрики и «подкапотки», но больше всего трудностей возникло при поиске компонентов. Например, для системы ABS не хватало датчиков — пришлось искать рабочие, в хорошем состоянии, с подходящими креплениями. Всё это нужно было аккуратно уложить и настроить. Затраты на запчасти и работу составили около $5 000.
— Также искал максимально целые стёкла. Лобовое заменили на новое, поскольку старое — с мелкими царапинами. Это ещё плюс 300 BYN. Восстанавливали и пластиковые детали, чтобы они выглядели достойно. Самыми затратными стали кузовщина и салон: в то и в другое вложил $5 000. И в завершение проекта машина была отполирована и покрыта премиальной керамикой — потребовалось $350.
— Ряд восстановительных работ, особенно кузовные, я проводил здесь, в Жлобине. Всё, что касалось внешнего вида, делал у себя в городе хороший кузовщик, и можно было лично контролировать процесс. А вот техническую часть я доверил специалисту под Минском. Искал мастера не просто с опытом, а с пониманием, с подходом. И нашёл профессионала, которому доверяю без сомнений. Он реально умеет всё и знает своё дело, — с улыбкой отмечает Юрий.
— Это не просто сотрудник СТО. Это человек с техническим складом ума, с золотыми руками. Он не боится ни слесарной работы, ни электрики, и главное — он понимает, как всё должно быть. Он не делает «на отвали». Если бы не он, не было бы такого результата, не было бы повода гордиться машиной.
— Я очень ценю его труд. И если в будущем понадобится снова что-то сделать — я готов ехать к нему хоть несколько сотен километров.
«Люди восхищаются, подходят, говорят: „Классно, супер!“»
— Мысль бросить проект, конечно, могла бы возникнуть — особенно когда понимаешь, сколько денег и времени уходит на восстановление. Многие начинают с энтузиазма, вкладываются, а потом сталкиваются с реальностью: затраты растут, и мотивация падает. Но у меня имелась чёткая цель — довести дело до конца. Я планировал, что автомобилем станут пользоваться мои близкие, а сам буду лишь изредка кататься для удовольствия. Однако никто из родных не пожелал садиться за руль: одни предпочитают ходить пешком, другие — чтобы их возили. А жена хочет «автомат». В итоге езжу на машине один, — с сожалением признаётся владелец «Мазды».
— Разгонял её до 140—150 км/ч — идёт легко, стабильно. Но моя комфортная скорость — 129 км/ч. При высоком темпе авто ведёт себя уверенно — ощущение, будто придерживаешься 100 км/ч. Расход топлива радует: на трассе — около 6—7 литров, иногда даже меньше; в городе — в среднем 8 л АИ-95 на 100 км. Педаль газа отзывчивая: чуть нажал — машина уверенно плывёт. Я всегда держу либо полбака, либо полный: не люблю ездить с пустым. Стрелка уровня горючего почти не двигается — экономично.
— Как родные отнеслись к вашему масштабному проекту?
— Когда я рассказывал о реставрации, они больше переживали насчёт моих вложений. Я у них денег не просил, но они беспокоились из-за того, что я трачу свои накопления. Однако я не жалел средств. Не искал, где сэкономить, делал всё максимально качественно. Сейчас я езжу сам, наслаждаюсь комфортом.
— Люди восхищаются, подходят, говорят: «Классно, супер!» Несмотря на то, что машина 1997 года, она вызывает интерес. Многим ровесница, но выглядит свежо и достойно. Действительно привлекает взгляды. Цвет у неё не кричащий, а насыщенный. Под солнцем — один оттенок, в тени — другой, — добавляет собеседник.
— Автомобиль был красным изначально, но я немного изменил тон. Ехал по Гомелю на своей Honda Civic и увидел точно такую же модель, только более насыщенного цвета. Он сразу привлёк внимание — захотелось догнать, рассмотреть поближе. Я остановил владельца, объяснил, что восстанавливаю авто, и попросил сфотографировать VIN. Мужчина удивился, но согласился. Потом я нашёл заводской оттенок и заказал краску. В итоге результат превзошёл ожидания.
— Многие делают из машин «спорт» — добавляют обвесы, агрессивные спойлеры. Я же стремился сохранить оригинальный стиль. Всё по классике — ничего лишнего. Без спойлера, возможно, тоже было бы неплохо, но именно он завершает образ. Найти его оказалось непросто: большинство выглядят вызывающе, торчат, как у петухов. А этот — редкость, аккуратный. Стал на крышку багажника словно влитой. Обнаружил его случайно, сразу забрал. Люди даже спрашивали, откуда он. Я сам еле отыскал!
«Mazda 626, несмотря на возраст, даёт то, чего не хватает многим современным моделям»
— Люди сегодня задаются вопросом: зачем брать старую иномарку, если можно купить новый китайский автомобиль — тот же Geely, Chery и прочие? Но всё зависит от того, что именно искать в авто. Я ездил на разных машинах и могу сказать: Mazda 626, несмотря на возраст, даёт то, чего не хватает многим современным моделям, — отмечает автолюбитель.
— Да, ей почти 30 лет, но автопром тогда был другим. Технику делали с душой, с ориентацией на комфорт, запас прочности оставляли большой. Сейчас — всё упрощённо, стандартизировано. Даже более свежие авто — «табуретки», «деревянные». А здесь — уют, мягкость, тишина. Можно удобно усесться, отдохнуть, почувствовать себя в настоящем автомобиле, а не в пластиковой коробке. Конечно, покупают и Audi или BMW, но вложения там могут оказаться куда серьёзнее. И важно то, в какие руки попадёт машина.
— Я очень рад, что восстановил автомобиль, сделал его не просто красивым, но и полностью пригодным к эксплуатации. Уверен: человек, который сядет за руль, будет доволен. Конечно, найдутся те, кто спросит: «Почему такая цена?» Но они просто не понимают, сколько сил, времени и средств вложено. Это не «добавил пару сотен и поехал». Это — полная сборка, где каждая деталь проверена, заменена, настроена. Mazda получилась такой, какой я её представлял: надёжной, красивой, с характером. И если когда-нибудь она попадёт в хорошие руки — я уверен, она не подведёт. Всё сделано с душой, без компромиссов, — заключает Юрий.
Владеете редким или уникальным автомобилем и хотите рассказать о нём? Напишите нам на news@av.by с указанием модели, года выпуска, двигателя и всего, что посчитаете нужным (если авто продаётся, ждём ссылку на объявление в каталоге av.by). Будем рады вашим письмам!
Фото: автора, из архива героя