Ее исполнение отличалось экспрессией, тонкой фразировкой и чувством стиля. 180 лет назад - в 1845 году - в Кашине Тверской губернии родилась удивительная русская оперная и камерная певица, педагог Елизавета Андреевна Лавровская (по мужу - княгиня Цертелева).
В 1851-м её отец чиновник переехал в Москву, где Лавровская сперва воспитывалась в Московском Елизаветинском институте. Впервые обратила на себя внимание известного знатока церковного пения Багрецова, которому и принадлежит честь открытия её таланта; дальнейшее руководство музыкальным образованием Лавровской принял на себя итальянский педагог по вокалу — Фензи. Обладавшую ярко выраженными вокальными данными певицу заметил князь С.М. Голицын, который определил её обучение на казённый счёт.
Училась в Петербургской консерватории в классе пения у Г. Ниссен-Саломан. Здесь талантливую ученицу увидела великая княгиня Елена Павловна, уже под покровительством которой Лавровская продолжала образование. И в 1868 году с большою серебряною медалью консерватории поступила на петербургскую императорскую сцену. Обладала ясным и проникновенным контральто.
Дебютировала в Мариинском театре в партии Вани («Жизнь за царя»), ставшей впоследствии лучшей работой артистки. Пела здесь до 1872-го и в 1879–1880-х. В 1890–1891 гг. — в Большом театре. Вместе с Мельниковым, Меньшиковой, Леоновой, Никольским и другими Лавровская дала начало расцвету русской оперы.
По обширности диапазона, ровности, симпатичному тембру голос Лавровской критиками и композиторами считался редким явлением. Лучшие её партии были: Княгини в «Русалке», Фидее в «Пророке», Ратмира в «Руслане и Людмиле», Рогнеды, Груни («Рогнеда», «Вражья сила» Серова), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Зибель («Фауст»), Азучены («Трубадур»).
Мировую славу завоевала концертной деятельностью. Гастролировала в России и за границей (Германия, Италия, Австрия, Великобритания). В Париже её слушали Дж. Россини и директор «Гранд-Опера», высоко оценившие талант певицы. В Бадене (Германия) брала уроки у Полины Виардо.
П.И. Чайковский считал Лавровскую одной из выдающихся представительниц русской вокальной школы, писал о её «чудном, бархатном, сочном» голосе, художественной простоте исполнения. Обожавший Елизавету Андреевну композитор, посвятил певице 6 романсов, за что она, в свою очередь, подала ему идею написать оперу на сюжет «Евгения Онегина». Благодарный композитор посвятил ей вокальный квартет «Ночь».
«И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни в каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью, чтобы очаровать слушателя. Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам. Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности» (Чайковский).
В 1873-м вышла замуж за князя П.Н. Цертелева.
С 1888 года была профессором Московской консерватории, воспитала плеяду превосходных певцов.
Дружила с Николаем Рубинштейном, Сергеем Танеевым, Петром Чайковским, Цезарем Кюи, Иваном Тургеневым и Федором Достоевским.
Умерла в Москве 4 февраля 1919 года.
Сохранились две аудиозаписи пения Лавровской.
* * *
Заметки выпускаются ежедневно двумя блоками – в 07:00 и 16:00 по мскв. вр. Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.
#певица #сцена #театр #голос #музыка