Найти в Дзене

Повышение утильсбора отложили

Планируемое на 1 ноября 2025 года резкое повышение утилизационного сбора на автомобили в России не состоится. Решение о переносе принято на фоне жёсткой позиции Федеральной таможенной службы (ФТС), которая заявила о невозможности применять новые сложные правила Минпромторга, и массовых обращений граждан. Кризис в системе администрирования Информацию об отсрочке подтверждают источники в профильных ведомствах и участники автомобильного рынка. Причиной стали системные проблемы в механизме расчёта сбора, которые достигли критической точки. Кульминацией конфликта между двумя ключевыми ведомствами — ФТС и Минпромторгом — стало выступление заместителя руководителя ФТС Владимира Ивина в Совете Федерации. Чиновник подверг действующую систему администрирования утильсбора острой критике, заявив, что таможенная служба фактически не может её корректно применять. ФТС: «Мы не понимаем расчёты Минпромторга» Основные претензии ФТС сводятся к следующему: 1. Отсутствие единого документа. Не сущес

Введение резкого повышения утильсбора с 1 ноября отложено из-за острой критики ФТС

Планируемое на 1 ноября 2025 года резкое повышение утилизационного сбора на автомобили в России не состоится. Решение о переносе принято на фоне жёсткой позиции Федеральной таможенной службы (ФТС), которая заявила о невозможности применять новые сложные правила Минпромторга, и массовых обращений граждан.

Кризис в системе администрирования

Информацию об отсрочке подтверждают источники в профильных ведомствах и участники автомобильного рынка. Причиной стали системные проблемы в механизме расчёта сбора, которые достигли критической точки.

Кульминацией конфликта между двумя ключевыми ведомствами — ФТС и Минпромторгом — стало выступление заместителя руководителя ФТС Владимира Ивина в Совете Федерации. Чиновник подверг действующую систему администрирования утильсбора острой критике, заявив, что таможенная служба фактически не может её корректно применять.

ФТС: «Мы не понимаем расчёты Минпромторга»

Основные претензии ФТС сводятся к следующему:

1. Отсутствие единого документа. Не существует единого нормативного акта, который бы регулировал все аспекты расчёта утилизационного сбора. Это создаёт правовой вакуум и почву для разночтений.

2. Разные методики расчёта. Для различных типов транспортных средств, в особенности для гибридов и электромобилей, применяются противоречивые методики определения мощности — ключевого параметра для расчёта сбора.

3. Произвол на местах. На практике отсутствие чётких правил приводит к произвольным доначислениям и противоречивым решениям, которые принимаются на разных таможенных постах. Один и тот же автомобиль может быть оценен по-разному.

«Мы предложили Минпромторгу свести все правила в один документ, чтобы устранить разночтения», — заявил Владимир Ивин. Однако, по его словам, такой документ до сих пор не был подготовлен, что парализует работу таможенников.

Последствия для рынка и автовладельцев

Непрозрачная и сложная система расчётов уже успела создать серьёзные проблемы для участников рынка. Дилеры и частные лица, ввозящие автомобили, сталкиваются с непредсказуемостью итоговой суммы сбора, что блокирует сделки и ставит бизнес на грань убытков. Массовые обращения граждан, оказавшихся на грани финансовой катастрофы из-за неожиданных доначислений, также стали одним из ключевых факторов, повлиявших на решение об отсрочке.

Что дальше?

Отсрочка введения новых ставок утильсбора даёт ведомствам время на устранение системных противоречий. Теперь Минпромторгу и ФТС предстоит в срочном порядке согласовать единые и прозрачные правила расчёта, которые будут понятны как чиновникам, так и участникам рынка.

Новая дата введения повышенных ставок утилизационного сбора будет объявлена дополнительно после устранения всех формальных препятствий.