Заранее прошу прощения у читателей, ибо текст исполнен экзальтации и патетики.
Вступление:
Иоганн Себастьян Бах - это величайший композитор всех времен и народов. Тут, поверьте мне, нет никаких преувеличений. Перед этим великими гением склонились все: и рэперы, и рокеры, и другие, подобные самому Баху, великие музыканты. Когда Бах умер - его музыку забыли на 200 лет. Не потому что он был плохим! Это сделали, чтобы дать всем остальным композиторам шанс, не ощущать себя ущербными неудачниками, потому что Бах написал всё, и лучше всех.
Во время прослушивания музыки Баха возникает ощущение приобщения к чему-то особенному, к чему-то высшему. Потом начинаешь разбираться в том из чего сделаны его произведения и удивляешься ещё больше. В основе каждой композиции заложена тонкая символика. Где-то музыка Баха подражает плети, которая разрывает плоть на спине Христа, а вот в другом произведении есть подражание тайной вечере, где каждый ученик спрашивает своего учителя: «Не я ли буду тем, кто предаст тебя?». А есть ещё у Баха риторические фигуры - это когда с помощью звуков рисуется крест или нисходящее мелодическое движение обозначает нам нисхождение в ад. В общем можно ещё долго распинаться, но суть в другом.
Вся эта символика, вся эта красота, были созданы Бахом только ради денег. Он буквально был одержим необходимостью кормить семью, покупать инструменты и улучшать жилищные условия. Это был обычный человек, который любил выпить пивка и мастерски выполнял свою работу. И тем не менее, Бах был великолепен и остается таковым сквозь века.
Даже самые первые, хотя и весьма значительные, произведения Баха поражают слушателя во всех отношениях.
Во-первых Иоганн Себастьян заложил в них тонкую символику. Ну,казалось бы, ведь это же только начало его творческого пути. Ему бы руку набить, ему бы стиль отточить, но композитор уже уверен в себе. Он закладывает в свои произведения риторические фигуры, его музыка сложна и вместе с этим он не забывает добавить парочку элементарных мелодий, которые легко напеть.
6 английских сюит. Число шесть здесь имеет особое значение — это сумма единицы, двойки и тройки. То есть шесть — это итог объединения святой троицы. Зачем Бах подкладывает этот смысл? Да потому что религия в то время имела колоссальное значение в жизни людей, достаточно было просто произнести цифры 3, 7, 6 и все сразу понимали о чем речь.
Такие вот заигрывания очень нравились публике, не знавшей телевидения, тик-тока и фильмов про супер-героев.
Пойдем далее: тональности в которых написаны английские сюиты — не взяты с потолка A-dur, a-moll, g-moll, Fdur, e-moll, d-moll, то, оформив их как мелодическую линию, мы получим тему протестантского хорала «Jesu, mein Freude».
И это естественно будоражило умы тогдашних любителей клавирной музыки.
Но отвлечемся от символики, о ней пусть говорят профессионалы. Давайте зададимся вопросом, почему сюита английская? Почему Бах закладывая множество религиозных смыслов в произведение дает ему такое странное, отстраненное название? А это шикарный маркетинговый ход! Просто Бах хотел выгодно продать сюиты в Англии и… не очень получилось. Но сама идея, согласитесь, была неплоха.
Сюита состоит из танцев, основной принцип их чередование — это быстро, медленно, быстро, медленно. Однако кроме танцев, Бах снабжает сюиты прелюдиями. В первой сюите из цикла композитор вообще дублирует танцы, он повторяет куранту - крайне нехарактерное решение для того времени. Но что делать? Бах гений, а значит ему можно похулиганить.
Однако остановимся на отдельной сюите
СЮИТА СОЛЬ МИНОР
...открывается торжественной и активной прелюдией. Темп - Аллегро. Важно учесть, что у французских классических сюит не должно быть прелюдии, а в данном случае, у Баха она имеется. Отчасти, возможно именно это композиционное отличие вынудило Баха назвать свои 6 сюит английскими, то есть неклассическими. Но это лишь версия!
АЛЛЕМАНДА
За прелюдией следует трогательная и лиричная аллеманда. Темп - Анданте кон мото (непринужденно).
Две части с повторениями. Порядка ради сообщим, что такой хитрый трюк с повторением каждой из двух частей был характерен для того времени. Таким образом искусственно затягивалось произведение, а в условиях каждодневного сочинительства - это была вполне нормальная практика. Так же, аллеманда - это не какой-то особый танец для высокой знати, а обычная народная пляска и поэтому там обилие разнообразия ни к чему.
КУРАНТА
Далее следует нервная и волнующая куранта. Темп - умеренно живо (Аллегро модерато). Размер - три вторых, это те же три четверти, только больше нот можно уместить в такт, то есть мы можем уместить целую музыкальную мысль всего в два такта. Этот размер, более сдержанный чем три четверти, в нем не такая частая пульсация и отлично подойдёт для хореографа любящего разнообразные мелкие движения.
В этом танце, как и в предыдущем, тоже две части. В конце каждой части стоит реприза.
САРАБАНДА
Третьим номером идет трагичная сарабанда. Темп - Ларго долоросо (протяжно и тяжело). Вообще на этапе своего возникновения сарабанда была веселым танцем урожая, но время превратило её в торжественный и даже траурный танец.
В сарабанде тоже повторяются первая и вторая части. По размеру она небольшая, но у нее есть усложненный вариант для исполнения более опытным музыкантом.
То есть за сарабандой следует точно такая же сарабанда, только с большим количество мелизматики (украшений).
В некоторых случаях дополнительную сарабанду могут не исполнять, это зависит от профессионализма музыканта.
ГАВОТ
По правилам контраста далее следует легкомысленный гавот, с рюшечками и заигрываниями. Данный танец обычно должен быть спокойным, но Бах решил его обыграть в темпе Аллегро. Очередная вольность от гения.
Кстати Гавот у нас дополненный. У него есть встроенный эпизод ВОЛЫНКА. Маленькая музыкальная вставка подражает звучанию народного инструмента и является своего родом перевалочным пунктом для исполнителя, перед более сложной частью. Волынка завершается повторением первой части.
ЖИГА
И вот в самом конце сюиты принцип контраста нарушается, после активного гавота, вступает не менее яркая и волнующая жига. Это номер финальный и он весьма яркий, как и должно быть для завершения сюиты великого композитора. Темп - живо.
Обычно жига это веселый танец, но здесь, на фоне легкомысленной волынки, жига приобретает поистине патетический характер.
Она ставит решительную точку в сюите и в моем рассказе.