Найти в Дзене
Кинопоиск

Финальный взгляд на программу «Маяка-2025»: еще 6 душераздирающих историй

Оглавление

В Геленджике завершился третий фестиваль актуального российского кино «Маяк». Мы уже писали о ярких фильмах программы, получивших призы: «Здесь был Юра» Сергея Малкина, «Фейерверки днем» Нины Воловой, «Картины дружеских связей» Сони Райзман. Сейчас расскажем об остальных картинах основного конкурса, а также о первых двух эпизодах сериала Или Малаховой «Маяк».

«Мой сын»

Реж. Вячеслав Клевцов

-2

Продажного адвоката Катю (Юлия Снигирь) внезапно бросает муж, при этом уезжает, оставляя ей своего сына от прошлого брака, старшеклассника Лёшу (Леон Кемстач). Катя старательно сохраняет видимость невозмутимости даже на приеме у своего психотерапевта (Никита Тарасов). Параллельно Кате достается крупный заказ — закрыть на 8 лет видеоблогера-правдоруба, который насолил сыну влиятельного человека (почему за этим обращаются не к прокурору — один из многих вопросов к фильму, на которые нет ответов). Как назло, жертва оказывается тренером ее пасынка и фактически отцовской фигурой для него. Лёша принципиально встает на защиту несправедливо осужденного, попутно совершая убийство по неосторожности. Когда, скрываясь от следствия, он сбегает из дома, в Кате пробуждаются настоящие материнские чувства.

«Мой сын» — кино настолько сложной судьбы, что его продюсеры наотрез отказались сообщать прессе подробности нелегкого производства (тут о многом говорит факт отсутствия режиссера на фестивале и нежелание сценариста Евгения Баранова, который все-таки приехал и в зале был, выйти на Q&A-сессию). Известно также, что художник-постановщик Елена Окопная присоединилась к проекту в последний момент.

Само кино поначалу выдержано в стилистике холодной криминальной драмы, но потом история начинает распадаться на лирические зарисовки, призванные показать то бесприютность героини (ее дом — вечная стройка), то одиночество, то желание воссоединиться с собой и дорогим сердцу пасынком (желтеющее в лучах солнца пшеничное поле). Смотреть этот калейдоскоп трудновато.

«Присутствие»

Реж. Аполлинария Дегтярёва

-3

Август 2020 года, разгар пандемии коронавируса. Опасающаяся инфекции девушка (Анастасия Алексеева) отсиживается в квартире, перебивается доставкой и отчаянно ждет мужа (Дмитрий Хоютанов) из командировки, регулярно перекидываясь с ним сообщениями. Со временем к трели телефонных уведомлений добавляются странные посторонние звуки: залетающий в окно шепот или детский плач из вентиляции. Дальше — хуже. Предметы в доме начинают двигаться сами по себе, в ванной появляется черная, как уголь, земля, а в зеркале мерещится отражение давно умершей матери (звезда «Пугала» Валентина Романова-Чыскыырай). Чем дольше героиня остается одна, тем сложнее ей отличать видения от реальности.

«Присутствие», дебютная работа Аполлинарии Дегтярёвой, выросло из питчинга Work-in-progress «Духа огня». Идею герметичного DIY-хоррора, для которого нужны одно помещение и парочка артистов, поддержал Дмитрий Давыдов, патриарх якутского кино, которое, как известно, умеет обращаться со скромным производственным бюджетом. «Присутствие» в этом смысле не исключение. Дегтярёва на все (очевидно, ничтожно маленькие) деньги воспроизводит стилистические решения своих любимых хорроров. Тут вам медленный ритм и вязкая атмосфера, элементы психологической драмы и отказ от банальных джампскейров. Без труда считываются отсылки к «Звонку» и «Паранормальным явлениям», а вот так называемая якутскость (национальный колорит, за который мы ценим кино Республики Саха) проступает только к пятидесятой минуте щадящего часового хронометража, когда история совершит шьямалановский кульбит.

«Огненный мальчик»

Реж. Надежда Михалкова

-4

Еще одна история матери и сына в экстремально неправдоподобных обстоятельствах. Крупная чиновница в сфере молодежной политики, депутат первого, второго и третьего созывов Анна Максимовна (Юлия Высоцкая) идет на переизбрание в должности главы фракции. Давно забывший о внимании матери Максим (Денис Косиков) отдыхает в клубах. Здесь он на автомате дает зажигалку парню (Богдан Голощук), который немедленно совершает самосожжение. Чтобы уберечь сына от обвинений (хотя тот вообще-то был единственным, кто пытался потушить человека), а свои перевыборы — от провала, Анна отправляет Максима отсиживаться в далекую деревню без мобильной связи. На месте его ждут не то родственники, не то мамины батраки в лице Анны Михалковой (ее актерская работа особенно хороша) и Александра Устюгова. Под влиянием ПТСР Максим начинает встречаться с юной рыжей продавщицей сельского магазина (Елизавета Ищенко), которая помогает ему изжить вину и исцелиться от шока.

Второй полный метр Надежды Михалковой хорош завязкой и актерским составом. Разговор о переживаниях вины за гибель, случившуюся при равнодушном безразличии окружающих, по тональности напоминает «Кислоту» Александра Горчилина. Однако отношения матери и сына здесь раскрыты минимально, и зрителю приходится додумывать их чувства друг к другу. Кроме того, опасения Анны Максимовны завышены до состояния паранойи в угоду сюжету. На первый план выходит не реалистичный подсюжет со спасением без вины виноватого сына чиновницы (что было бы скучно), а метафизическая история его духовного исцеления, переводящая вторую половину фильма в плоскость метафор, образов и философских диалогов о прощении себя (тоже, впрочем, не супервесело).

«Хорошая жизнь»

Реж. Татьяна Рахманова

-5

Восьмилетний Дима (Михаил Каширин) вместе с отцом (Кирилл Тепляков) и матерью (Серафима Гощанская) проводят лето на подмосковной даче: ходят на речку, учат французский, занимаются рукоделием. Семейная идиллия вдруг рушится, когда мама обнаруживает свою любимую голубую чашку разбитой. Обвинив остальных членов семьи, она отправляется в город, чтобы проводить старого знакомого — летчика. Но и отец с сыном, оскорбленные беспочвенными обвинениями, оставаться дома не намерены. Затолкав в рюкзаки все самое необходимое, они отправляются в безвозвратное путешествие по ближайшим окрестностям.

После успешного дебюта «Королевство», вобравшего в себя многое из «Республики ШКИД», Татьяна Рахманова вновь ищет вдохновение в советской детской литературе. И находит у Аркадия Гайдара: «Хорошая жизнь» — адаптация его «Голубой чашки». Правда, вольная. Рахманова намеренно меняет девочку на мальчика, из-за чего деревенская одиссея приобретает черты рассуждений о маскулинности. О ней (иногда в лоб, порой — иносказательно) отец говорит с сыном, а Рахманова — со зрителем. И хотя происходящее показано глазами ребенка (отсюда довольно сюрреалистические вставки), подмигивает режиссер явно более взрослой аудитории. Тем, для кого ПТСР отца, гул пролетающих самолетов, визуальные отсылки к Калатозову и группа беспомощных женщин, которые не понимают, куда подевались все мужчины, — понятные сигналы.

«Над вечным покоем»

Реж. Светлана Проскурина

-6

Еще один конкурсный фильм, выстроенный вокруг «мамми ишшьюз», пожалуй, наиболее радикально работает с безусловностью материнской любви. Работница сельского собеза Рита (Маша Леонова) всю себя отдает подопечным — одиноким пенсионерам. У нее настолько большое сердце, что она даже хочет забрать на воспитание сына подруги Пашку, мальчика с очевидным расстройством аутистического спектра. Это вдобавок к собственному взрослому сыну Серёже (Егор Абрамов), который до сих пор живет с мамой и нигде не работает. Дни героини тянулись бы в таком размеренном темпе и дальше, если бы Серёжа случайно не прибил Пашку камнем насмерть, играя с ним в агрессивную игру. С этого момента Рита — загнанный зверь. Она вынуждена не только закопать труп в собственном погребе прямо под полкой с вареньем, но и хранить страшную тайну, каждый день сталкиваясь с безутешной матерью Пашки и неравнодушными односельчанами, для которых мальчик будто бы провалился сквозь землю.

Фильм Проскуриной совмещает вневременную хтонь «Груза 200» и христианскую философию «Преступления и наказания» Достоевского. Зрителю предлагается беспристрастное наблюдение за поистине душегубским поведением очень хорошего человека, а значит, неразрешимая моральная дилемма. В этом плане на абсолютную убедительность оксюморона работает филигранная актерская работа Маши Леоновой, играющей, по словам режиссера, «святую грешницу». Это первая главная роль актрисы и сразу глубочайший перформанс с выразительными монологами и полным перевоплощением в моменты безумного отчаяния.

Полицейский с нотками Порфирия Петровича как будто знает о причастности Риты к исчезновению ребенка, но гонит ее из участка, раз за разом приказывая не лезть в дело. На слабовольного Серёжу временами накатывает безумие не то от содеянного, не то от невозможности терпеть вечное присутствие трупа прямо у себя под полом. Можно было бы предположить, что время лечит и все забывается, но даже после закрытия дела мать и сын остаются скованными причастностью к разрушительной тайне. А о том, что на земле, ставшей кладбищем, невозможно что-либо взрастить, красноречиво напоминает одна из сцен фильма.

«Маяк» (фильм закрытия)

Реж. Иля Малахова

-7

Впервые на фестивале «Маяк» в качестве фильма закрытия показан сериал — и сразу не только одноименный смотру, но и тонко попадающий в общую тему специфики семейных связей (отметим находчивость программного директора Стаса Тыркина).

Старшеклассник Егор (Евгений Кунцевич) души не чает в младшем брате — кажется, он понимает пятилетнего Марка с ДЦП лучше родных родителей. Мама мальчиков Лиля (Юлия Снигирь) сутками пропадает на работе в скорой помощи, а отец Виктор (Сергей Гилев) — на службе в полиции. Его нельзя назвать папой, отстранившимся от ситуации. В самом начале, например, он заботливо презентует Марку коляску с электронным управлением (неважно, что воспользоваться этим функционалом ребенок не сумеет). Лиля, несмотря на резкость, тоже действует из лучших побуждений, мечтая отправить сына в реабилитационный центр в Санкт-Петербурге, где могут научить ходить. Все ломается, когда, в очередной раз срывая злость на старшем сыне, мать наказывает его за несогласованную прогулку с братом и запрещает выходить из дома вечером. Подросток в безвыходном положении: он неравнодушен к новой учительнице литературы (Марина Васильева), поэтому ему принципиально важно попасть на необычный урок у озера, который та организует. Егор оставляет брата на новом кресле смотреть мультики, а через несколько часов приехавшая на вызов с утоплением ребенка Лиля находит мальчика мертвым и вычеркивает Егора из своего материнского сердца.

В сериале Okko и Sreda Production хорошо практически всё и сразу. Проработанный второй план, побочные сюжетные линии имеют вес, а камера постоянно находится в движении. Не вызывают вопросов и актерские работы, а главным успехом каста можно назвать Евгения Кунцевича, который в первых эпизодах дотошно раскрывает все грани личности своего разностороннего персонажа. При всем лихом драматизме сериал не манипулирует чувствами зрителей, а напротив, оставляет самые жестокие моменты за кадром. Хочется верить, что в таком духе будут выдержаны и остальные серии «Маяка», которые увидят свет в 2026 году.

Автор: Бэтси Исакова, Никита Демченко (@sedmoeiskysstvo)