1. Финансово-правовые нормы: общая характеристика
2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
3. Субъекты финансового права
1. Финансово-правовые нормы: общая характеристика
Финансовое право представляет собой сложную и многообразную систему финансово-правовых норм. Финансово-правовая норма – это простейший элемент, «клеточка» финансового права, которая обладает всеми общими чертами правовой нормы, но имеет и характерные особенности. Каждой финансово-правовой норме присущи следующие общие признаки нормы права: 1) она содержится в нормативных правовых актах и иных источниках, принимаемых компетентными органами государства, органами местного самоуправления или должностными лицами; 2) она имеет общеобязательный характер; 3) она обеспечена принудительной силой государства.
Одновременно финансово-правовая норма выступает относительно самостоятельным, целостным явлением, которое имеет собственное, только ей присущее содержание, свои специфические признаки, совокупность образующих ее элементов.
Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются в сущности регулируемых ею отношений, т.е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Предназначение нормы финансового права для функционирования в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов обусловливает ее особенности, проявляющиеся: а) в ее содержании; б) в характере установленных в ней предписаний; в) в мерах ответственности за нарушение предусмотренных в ней правил; г) в способах защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, функционирования публичных денежных фондов и сопутствующих финансовых инструментов, обеспечивающих реализацию государственных задач. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления, других публичных денежных фондов соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Имеются также особенности юридических свойств прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, компетенция которых определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, использование бюджетных средств на реализацию социально-экономических и других программ соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей.
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Характерная особенность содержания финансово-правовой нормы состоит в том, что она отражает наиболее важные, существенные признаки, которые неизбежно присутствуют, повторяются во всех конкретных финансовых правоотношениях, возникающих на ее основе. Благодаря этому финансово-правовая норма и приобретает способность быть регулятором публичных финансовых отношений.
Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация, которую можно провести по нескольким основаниям.
Итак, в зависимости от содержания финансово-правовые нормы могут быть:
- материальными (закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и т.п., то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений);
- процессуальными (устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов), то есть устанавливают порядок применения и действия норм материального права).
По характеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на:
- обязывающие (регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия. Например, обязывающие финансово-правовые нормы предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам – уплатить своевременно эти платежи);
- запрещающие (регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Так, например, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков);
- уполномочивающие (предоставляют участникам финансовых отношений возможность принятия самостоятельных решений, но в строго установленных границах).
В зависимости от вида регулируемых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на:
- бюджетные;
- налоговые;
- финансового контроля;
- страховые;
- банковские;
- валютные и др.
В зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержатся финансово-правовые нормы, они могут быть разделены на:
- нормы законов;
- нормы подзаконных актов.
В структурном отношении финансово-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.
Так, гипотеза представляет собой условия действия финансово-правовой нормы. Иными словами гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения финансовых правоотношений. Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, что оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль.
В свою очередь диспозиция представляет собой предписания, запреты, дозволения. Иначе говоря, диспозиция определяет права и обязанности участников финансовых отношений, содержит предписание того, как они должны поступать.
Наконец, санкция представляет собой меру юридической ответственности, которая применяется в случае нарушения финансово-правовых норм. Таким образом, основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение). Например, нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и т.п.
2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
В теории государства и права под правоотношениями понимают общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
Таким образом, финансовые правоотношения можно определить как урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов и доходов.
Финансовое правоотношение является разновидностью правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, следовательно, оно есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.
В то же время финансовые правоотношения отличаются от любых других правоотношений следующими особенностями:
- возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
- являются разновидностью имущественных правоотношений, имеющих публичный характер;
- носят властный характер, в связи с чем одной из сторон финансового правоотношения всегда выступает государство, его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.
Таким образом, финансовые правоотношения можно охарактеризовать как государственно-властные имущественные (денежные) отношения. Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения, в которых одной из обязательных сторон выступает орган местного самоуправления.
Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по видам.
В зависимости от структуры финансовой системы РФ выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные; налоговые; по поводу организации финансов государственных и муниципальных предприятий; организации страхового дела и т.д.
В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.
В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов, которые выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов.
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.
В теории государства и права под юридическим фактом понимают конкретное жизненное обстоятельство (действие, событие, ситуацию), в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.
Юридические факты классифицируются по различным критериям. Наиболее распространенным критерием классификации является волевой признак. В соответствии с ним все юридические факты делятся на действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения) и события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения).
В свою очередь действия подразделяются на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (противоправные).
Под юридическими актами понимают действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер. Однако многие юридические акты не имеют властного характера (эти акты называют сделками).
Юридические поступки, в отличие от юридических актов, представляют собой действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, однако в силу определенных обстоятельств обусловившие наступление этих последствий. Причем это происходит независимо от воли, желания и намерений этих лиц.
События же, в отличие от действий, не зависят от воли человека, но при этом влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами – событиями могут быть, например, рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии, наводнения, землетрясения и др.
Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как финансово-плановые акты. В соответствии с содержащимися в них требованиям правовых норм выражаются права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения плановых заданий финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов на новый период.
На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, уведомление налогоплательщика со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога и др.
В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуправления.
При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).
Наконец, возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений, как было отмечено ранее, может быть связано с событиями. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций пострадавшим субъектам РФ из федерального бюджета.
Необходимо отметить, что сущность финансового правоотношения проявляется, прежде всего, в его структуре, которая включает следующие элементы: 1) субъекты; 2) содержание (права и обязанности сторон); 3) объект (деньги или денежные обязательства).
3. Субъекты финансового права
Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Понятие «финансовая правосубъектность» включает понятия «финансовая правоспособность» и «финансовая дееспособность». Финансовая правоспособность – это способность иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные нормативными финансово-правовыми актами. Финансовая дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также нести ответственность за их неправомерную реализацию.
Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Следует различать эти два понятия, несмотря на то, что во многом они совпадают. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В то же время субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства – он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, то есть остается субъектом финансового права.
Круг субъектов российского права состоит из трех основных групп:
1. Государство и его территориальные подразделения.
2. Коллективные субъекты.
3. Индивидуальные субъекты.
Так, в первую группу входят: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа); 3) муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения); 4) административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)).
Помимо данных территориальных образований, существуют территории, выделенные в целях выполнения определенных задач в области экономики, социальной сферы и др. К ним относятся особые экономические зоны (ОЭЗ).
Вторую группу субъектов финансового права, как было отмечено ранее, образуют коллективные субъекты (государственные, муниципальные и общественные организации), к числу которых относятся: 1) государственные органы представительной и исполнительной власти; 2) органы местного самоуправления; 3) предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.
Третью группу субъектов финансового права образуют индивидуальные субъекты, или физические лица. Речь идет о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства.
Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке. При этом разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращения в суд при неудовлетворяющем исходе.
Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. Кроме этого, важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит прокуратуре РФ.