Найти в Дзене
Захар Прилепин

ХРОНИКИ И МИФЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Источник: https://t.me/iaroslavlistovistorik/120
Автор: историк Ярослав Листов

Вчера побывал на премьере нового сериала Андрея Кончаловского "Хроники русской революции". На премьере в "Октябре" всё было в советской эстетике: и кумачовые лозунги, кричащие о великом Октябре (правда, не о революционном, а презентационном), и бюст Ленина. Диссонансом было шампанское и одинокий бюст Николая II, у которого, если кто и фотографировался, то с фразой "Пока Ленин занят, встань здесь".

Весь 16-серийный сериал, конечно, не показали (кто бы высидел), были даны 3 серии (6, 7 и 8), смонтированные режиссёром в отдельный фильм с незамысловатым роликом "в предыдущих сериях".

-2

Сам фильм, как и положено мэтру, масштабен: автор легендарного "Одиссея" и в свои 88 не отказывает себе в широких полотнах – от ресторана с цыганами до армии и масс революционных дней.

В сериале несколько сюжетных линий. Одна – это хороший детектив о полковнике, расследующем, как великие князья и Кшесинская наживаются на военных поставках, а по сути – на смертях тысяч русских солдат. Здесь неплохо показано, как Российская империя сгнила изнутри. Видно, что автора эта тема беспокоит.

Но вот вторая линия – это мрак. Уже набившая оскомину тема немецких денег, как под копирку списанная из предыдущей властной телеподелки "Демон революции". Смотря её, сразу понимаешь, почему А. Усманов дал денег. На мой личный взгляд, режиссёр явно тяготился этой сюжетной линией – она какая-то вымученная, до безобразия клишированная, а все фигуры, что Ленина, что Крупской и Арманд, что Парвуса, весьма карикатурны – от грима Ленина, до некоторых жестов и еврейского говорка Парвуса, взятого из "Кривого зеркала".

Основой этой линии берётся "встреча Ленина и Парвуса". Почему в кавычках? Да потому, что, несмотря на заверения продюсера в том, что фильм основан на исторических документах, которые якобы несколько лет изучались в архивах, в основе этого сюжета – белоэмигрантские агитки и художественная сплетня Солженицына из его книги "Ленин в Цюрихе".

Теперь об истории – никаких фактов связи Парвуса с Лениным после революции 1905 года нет. Единственное, что можно было бы интерпретировать подобным образом, — это сообщение о встрече Парвуса с Лениным в Швейцарии в 1915 году. Однако всё основывается только на заявлениях самого Парвуса в мемуарах (которые даже современники ловили на большой фантазии и недостоверности) и никаких других подтверждений не имеет. Более того, имеются косвенные обстоятельства, заставляющие сомневаться в правдивости этого заявления. Но даже если верить Парвусу, то стоит поверить и его сообщению о том, что Ленин отверг его предложения.

-3

Однако в фильме после довольно интересной сцены, как Ленин выгоняет Парвуса и заявляет, что "революция не продается", а самого шпиона величает словом "сволочь", добавлены потуги сначала показать Ильича меркантильным и страдающим от безденежья, а следом и отбрасывающего свои принципы ради денег, но "архитайно и через Стокгольм".

Это нас полностью отбрасывает к фальшивкам дела Ленина, состряпанным эмиссарами Временного правительства, и документам Сиссона - сотни раз разобранные и опровергнутые.

В заключение могу сказать, что если над сериалом поработать ножницами и выкинуть эти явно вымученные режиссером эпизоды, то фильм станет вполне смотрибельным. Однако такой вариант вряд ли бы устроил заказчика...

-4