Найти в Дзене
PERFORMA(R)

Тело как холст: арт-акционизм 1970–90-х

Тело – это не просто физическая оболочка, но и вместилище для души. Ещё с античных времён тело являлось предметом восхищения и вдохновения для творцов. Представления о красоте тела менялись из века в век: человек превозносил тело, чурался своей жалкой греховной плоти, а после снова превозносил, – но никогда не мог перестать думать о нём. О том, без чего невозможен он сам.  В XX веке в искусство всё больше нуждается в участии зрителя. Публика вместе с художником создаёт смысл. Художник больше не единственный голос, а скорее проводник в мир эстетики и смысла.  Творец обращается к публике через музыку, звук, танец, текст – они становятся единым целым в выражении авторской идеи. Становится художественным средством и объектом искусства и само тело художника.  Арт-акционизм – направление современного искусства, в котором тело воспринимается художником не как физическая оболочка, а как средство художественной выразительности и объект искусства. Через тело творцы исследуют границы человече

Тело – это не просто физическая оболочка, но и вместилище для души. Ещё с античных времён тело являлось предметом восхищения и вдохновения для творцов. Представления о красоте тела менялись из века в век: человек превозносил тело, чурался своей жалкой греховной плоти, а после снова превозносил, – но никогда не мог перестать думать о нём. О том, без чего невозможен он сам. 

В XX веке в искусство всё больше нуждается в участии зрителя. Публика вместе с художником создаёт смысл. Художник больше не единственный голос, а скорее проводник в мир эстетики и смысла. 

Творец обращается к публике через музыку, звук, танец, текст – они становятся единым целым в выражении авторской идеи. Становится художественным средством и объектом искусства и само тело художника. 

Арт-акционизм – направление современного искусства, в котором тело воспринимается художником не как физическая оболочка, а как средство художественной выразительности и объект искусства. Через тело творцы исследуют границы человеческого восприятия и социальные нормы.

В основу арт-акционизма легли художественные эксперименты 1960-х годов, когда грань между искусством и повседневностью намеренно размывалась. Яркие ситуативные перформансы стали откликом на политическое и социальное напряжение, манифестом человека, пытающегося понять новый мир

Emma Temperst                            Antony Golmey
Emma Temperst Antony Golmey

Свобода и безнаказанность: перформанс Марины Абрамович “Rhythm 0”

Акция «Rhythm 0» Марины Абрамович (1974) в галерее Studio Morra в Неаполе стала одним из культовых событий в истории перформанс-искусства. 

Марина Абрамович положила перед зрителями 72 предмета: ножи, цепи, розы и даже заряженный пистолет. Каждый из зрителей мог взаимодействовать с телом художницы через любой из предметов. Она оставалась неподвижной на протяжении шести часов, полностью отдав себя на волю публики. 

Марина Абрамович, Rhythm 0, 1974 г.
Марина Абрамович, Rhythm 0, 1974 г.

Эта акция – исследование границ искусства, человеческой морали и агрессии. Если в начале перформанса зрители боялись прикасаться к телу художницы, то по мере развития события становились всё более смелыми, а в конце и вовсе агрессировали – делали художнице больно. А она молчала и терпела.

“Rhythm 0” вызвал бурную реакцию публики – кто-то открыто выплёскивал свою ненависть на Абрамович, а кто-то пытался её защитить. Были и молчаливые наблюдатели, не желавшие, ни нападать, ни защищать. Акция показала тонкости человеческой природы – как свобода и безнаказанность меняют людей, что делает с ними случайная власть и как эфемерны нормы морали.

Провокации венских акционистов

Поиск новых форм художественного выражения привёл венских акционистов Рудольфа Шварцкоглера, Гюнтера Бруса и Германа Нитча к провокационным экспериментам. 

Инсталляция, посвященная 20-й художественной акции Германа Нитча. Венеция
Инсталляция, посвященная 20-й художественной акции Германа Нитча. Венеция

Рудольф Шварцкоглер занимался самоповреждением в ходе своих акций и изучал пределы человеческого тела, нередко ужасая зрителей беспощадностью к самому себе. Гюнтер Брус использовал свое тело как холст: наносил на него краски и порезы, протестуя против господства устаревших традиций в искусстве и обществе. Герман Нитч, основатель "Театра оргий и мистерий", проводил акции-ритуалы с использованием телесных жидкостей и крови животных. Искусство для этих художников не только визуальный, но и физический, эмоциональный, концептуальный опыт, размышление о жестокости и предельных возможностях тела.

Тело вместо кисти: полный контакт

 Когда тело заменяет собой кисть, начинается особый процесс – телесный перформанс. Главное в нём не конечное изображение, а сам процесс. Тело становится одновременно и целью и средством, связью между художником и публикой. Вместо привычных кисточек художники используют ладони, волосы, грудь и другие части тела. Рисование телом – акт самопознания и форма глубинной рефлексии. 

Арт-акционизм стал частью новейшего искусства. В 2003 году гонконгскими учёные изобрели Body-Brush (“тело-кисть”) – технологию на грани науки и искусства. “Тело-кисть” преображает движение

тела в изображение и звук, помогая родиться мультимедийному перформансу. 

Жанин Антони
Жанин Антони

Тело как биоробот: эксперименты Стеларка

А что если человеческое тело станет предметом высоких технологий? Новейшие вакцины делают человека неуязвимым для опасных заболеваний, механические протезы заменяют собой недостающие части тела (и ощущаются почти так же как настоящие рука и нога), роботы позволяют обрабатывать колоссальное количество информации и мыслить быстрее, глобальнее.

Стеларк, австралийский художник, известный своими экспериментами с телом и технологиями, стал ключевой фигурой в арт-акционизме. Stelarc разработал концепцию «постгуманизма», в которой тело – проводник между человеком и машиной. 

Механическая третья рука, управляемая мышцами живота («Третья рука»), гигантский робот-паук из бионических материалов («Экзоскелет») – лишь некоторые из впечатляющих идей Стеларка. Художник вдохновлялся роботизированными протезами, медицинскими инструментами и виртуальными технологиями для того, чтобы показать, каким безгранично впечатляющим будет тело человека в эпоху высоких технологий. «Всё, что есть в человеческом существе – его биологическая, мускульная, мозговая субстанция, – витает вокруг него в форме механических или информационных протезов», – пишет Стеларк. 

 

Стеларк, Третья рука
Стеларк, Третья рука

Где границы? Этика и безопасность

Самоповреждение , пистолет, занесённый над головой – вслед за искусством неизбежно следует риск. Где та граница, преступив которую, зритель превратится из творца в преступника? 

Современное искусство всё чаще акцентирует внимание на этических принципах согласия, автономии и ответственности при взаимодействии с телом. Художники и кураторы все чаще стремятся создать безопасные пространства для взаимодействия, где участники могут свободно выражать себя, не опасаясь за свое физическое или эмоциональное благополучие. Ведь главное помнить, что искусство, каким бы оно ни было – всегда гуманно.

Гюнтер Брус, «Self-painting I», 1964 г.
Гюнтер Брус, «Self-painting I», 1964 г.

Гюнтер Брус
Гюнтер Брус

Арт-акционизм – это способ художников осмыслить природу человека: его реакции, ощущения, границы в современном мире. Иногда он пугает, кажется нарушением этики, становится поводом для дискуссий, на деле – выражает высшую любовь к человеку и ярко протестует против отживших норм. 

Боль, шок, провокация, удовольствие – вот что позволяет ощутить себя живым и заразить этим ощущением публику. Контакт с телом – один из лучших способов познать себя и создавать искусство. 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса

И не пропустите новое событие фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) 24 ноября. В Большом читальном зале «Ленинки» состоится иммерсивная инсталляция Silent Opera — уникальный проект, где опера, театр и современное искусство соединяются в одном пространстве. Барочная музыка, электронные аранжировки, голос и свет создают историю о поиске внутреннего героя.

Подробнее

Автор текста: Ангелина Картунова