Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Выставка, на которой нужно работать

Где: Галерея Зотов

Адрес: Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1

До: 18 января 2025

Проект Центра «Зотов» “Путь к авангарду: диалоги художников в журнале “А-Я”- это исследование журнала неофициального русского искусства «А-Я», выходившего с 1979 по 1986 год в Париже. Его редакторами были Игорь Шелковский и Александр Сидоров. Именно в «А-Я» впервые были опубликованы работы Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова.

Оригинал-макет к №1 журнала А-Я. 1979. письмо Игоря Шелковского Александру Косолапову
Оригинал-макет к №1 журнала А-Я. 1979. письмо Игоря Шелковского Александру Косолапову

Журнал «А-Я» знакомил западного зрителя с советским андеграундом, его называли “бумажным музеем”. Он содержал статьи о современном русском искусстве и об авангардистах 1910–1920-х годов.

Борис Орлов. Лоскутная парсуна. 1976-2012
Борис Орлов. Лоскутная парсуна. 1976-2012

Начиная с середины 1930-х годов работы художников-авангардистов стали исчезать из экспозиций музеев, альбомов по искусству. Художников обвиняли в формализме, и только спустя 20 лет про авангард вновь заговорили, с конца 1950-х начинается исследование художественных течений начала XX века. В этом заключалась миссия журнала “А-Я”.

Виктор Пивоваров. Тело московского неофициального искусства 60-70-х гг. 1998 бумага, тушь, цветной карандаш
Виктор Пивоваров. Тело московского неофициального искусства 60-70-х гг. 1998 бумага, тушь, цветной карандаш

Если Вы ходите на выставки только для услады глаз и отдыха души (что совершенно не предосудительно), то эту экспозицию Вы можете смело пропустить. Тут надо много работать: читать, размышлять, анализировать.

Владимир Янкилевский. Пророк. 1967
Владимир Янкилевский. Пророк. 1967

Очень интересна архитектура самой выставки. Зритель имеет возможность “пройти сквозь” издание «А-Я»: внутри белого «журнального» куба посетителей ждет экскурс по страницам журнала. В квадрат вписана круглая в плане башня конвейера, по которой двигались изделия бывшего хлебозавода, с здании которого находится сегодня центр “Зотов”. Таким образом круг в квадрате отсылает нас и к «Витрувианскому человеку» Ренессанса, и к русскому авангарду, а именно к строчкам Виктора Пивоварова «Сказать тебе, кто я есть? Я есть прямоугольник, который стремится стать кругом».

Разделы выставки «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова» проведут вас по темам, волновавшим художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах. Во внешнем периметре, за пределами куба, можно ознакомиться с историей создания журнала, почитать статьи.

Павел Филонов. Человек на мозаичном фоне. 1930 бумага, дублированная на ватман, холст, масло
Павел Филонов. Человек на мозаичном фоне. 1930 бумага, дублированная на ватман, холст, масло

Отдельная часть экспозиции - аудиозаписи художников, вы услышите личные истории, байки, анализ произведений.

Из интерактива - возможность подписать открытку с работой авангардистов и отправить ее по почте. Это отсылка к обмену письмами в редакции, ведь издание было неподцензурным, издавалось за границей, но материалы к нему готовили в том числе в СССР. Это была подпольная переписка, с двумя томами которой можно ознакомиться на выставке. Корреспонденты из конспирации сам журнал не упоминали, а писали “наше дело”.

-9

Диалоги между художниками были и вневременные. Например, в экспозиции есть работа Виктора Пивоварова «Композиция с красным квадратом», о который художник пишет: «С этой картины начинается мой бесконечный разговор с Малевичем… От супрематических квадратов мои отличаются волнообразным краем и острыми уголками. Кажется, можно ухватить их за эти уголки и сдернуть с картины. В просветах между квадратами виднеется пейзаж с фигурой одинокого человека или часть интерьера. Возникает слоистое пространство, подобное луковице. Сдернешь один слой, а за ним другой, за ним третий, четвертый.»

Виктор Пивоваров. Композиция с красным квадратом. 1974 оргалит, нитроэмаль
Виктор Пивоваров. Композиция с красным квадратом. 1974 оргалит, нитроэмаль

Ведёт диалог с Малевичем и Эрик Булатов. Внутрь черного квадрата он помещает белую точку, которая становится источником проникновения света, “находящегося за пределами предметного мира”, идущего, по словам Ильи Кабакова, “из абсолютной глубины, из бесконечной пространственности.”

“Не знаешь даже, что сказать о Малевиче. Великий художник. Вселяет ужас. Большой начальник.” Так начинается эссе Ильи Кабакова “В будущее возьмут не всех”, опубликованное впервые в 1983 году в журнале “А-Я”.

Вторит Кабакову Эдуард Штейнберг. В 1978 году он создает “Композицию”, посвященную Малевичу, а в 1981 году пишет “Письмо К.С.” (Казимиру Севериновичу): “Видимо, Вы и родились, чтобы напомнить миру язык геометрии, язык, способный высказать трагическую немоту. Язык Пифагора, Платона, Плотина, первохристианских катакомб… Так для меня Ваш язык стал способом существования в ночи, названной Вами “Черный квадрат”. Думается, что человеческая память будет всегда к нему возвращаться в моменты мистического переживания трагедии Богооставленности.”

Эдуард Штейнберг Композиция (А-Я) 1978 холст, дерево, текстиль
Эдуард Штейнберг Композиция (А-Я) 1978 холст, дерево, текстиль

«А — Я» выпускался всего раз в год, но это была огромная работа, которая требовала от редакторов такой самоотдачи, что они не успевали заниматься творчеством. По этой причине журнал прекратил свое существование. Всего восемь номеров, но на выставке вы поймете, какой это был масштабный проект и какие глубокие исследования.

Выставка посвящена только одному разделу журнала «А — Я» под называнием «Наследие». Кураторы отмечают, что если бы они задались целью сделать выставку про всё издание, то она заняла бы пять этажей.

Римма Герловина. Кубическая поэма-объект Рай-чистилище-ад 1976 дерево, фанера, бумага, картон, стекло, тушь машинописный текст, клей
Римма Герловина. Кубическая поэма-объект Рай-чистилище-ад 1976 дерево, фанера, бумага, картон, стекло, тушь машинописный текст, клей

Меня впечатлила кубическая поэма-объект “Рай-чистилище-ад”, вам предлагают самим решить, где место знаменитым людям, почивших в Бозе: в раю, чистилище или аду. Куда бы Вы определили Петра I, Лермонтова, Леонардо?

Дмитрий Пригов. Это усё. 1996 бумага, шариковая ручка
Дмитрий Пригов. Это усё. 1996 бумага, шариковая ручка

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые выставки.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Зотов #А-Я #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты