В середине 18 века в Ярославле произошло событие, которое изменило всю русскую культуру. В обычном кожевенном амбаре на берегу Волги 21-летний сын купца показал первый спектакль. Так началась история русского профессионального театра.
Купеческий сын, который выбрал сцену
Фёдор Григорьевич Волков родился в Костроме, в семье купца. Когда мальчику не было и года, умер отец. Мать вышла замуж повторно — за ярославского купца Фёдора Полушкина, владельца кожевенных заводов. Казалось бы, судьба предопределена: торговля, продолжение семейного дела. Но учеба в Москве и поездки в Петербург перевернули все. Юный Фёдор увлекся театральными постановками , которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. То, что для других было развлечением, для Волкова стало откровением, а после – страстью всей жизни. Он жадно изучал театральное искусство, читал пьесы, наблюдал за работой актеров.
Отчим умер, оставив Фёдору солидное наследство. Любой разумный купец использовал бы средства в торговле. Но 19-летний Волков сделал выбор, который многим казался безумием: передал управление заводами брату, а деньги вложил в дерзкую мечту — создать русский театр в провинциальном Ярославле, где никто толком не знал, что такое настоящая сцена.
Театр в амбаре
Волков собрал труппу из местной молодежи: ремесленников, купеческих сыновей, бывших семинаристов. Среди них были его братья Григорий и Гаврила, а также талантливый Иван Дмитревский, который позже станет звездой русской сцены.
Площадкой для первого спектакля стал амбар купца Полушкина на берегу Волги, где раньше хранили кожевенный товар. Волков вложил наследственные деньги в перестройку. Результат впечатлял: зрительный зал мог вместить до тысячи человек, включая стоячие места. В программе — трагедия «Эсфирь» Жана Расина в переводе самого Волкова и пастораль «Эвмон и Берфа». В переполненном амбаре на импровизированной сцене разыгрывается французская трагедия на русском языке. Такого ярославцы еще не видели.
Год спустя для труппы построили специальное деревянное здание на берегу Волги — настоящую «театральную хоромину». Это был первый в России театр со специально спроектированным зданием для постоянной труппы. Спектакли шли регулярно, репертуар расширялся.
Путь в столицу
Слава ярославского театра докатилась до императорского двора. Императрица Елизавета Петровна, прослышав о талантливых провинциальных актерах, пригласила труппу в Петербург. Из 11 актеров волковской труппы к обучению при дворе определили четверых — Фёдора и Григория Волковых, Ивана Дмитревского и Алексея Попова. Четыре года они учатся танцам, наукам, языкам и декламации.
На базе волковской труппы был создан первый русский государственный театр — «Русский для представления трагедий и комедий театр». Позже он станет знаменитым Александринским театром. Волков стал ключевой фигурой столичной сцены: играл главные роли, ставил спектакли, продолжал переводить европейских авторов, занимался художественным оформлением и сочинял музыку.
Последним и самым масштабным его произведением стал грандиозный маскарад «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II. Это было не просто театральное действо, а многодневное уличное шоу с сотнями участников.
Фёдор Волков умер в Москве: простудился после маскарада, а потом у него внезапно развился аппендицит. Ему было всего 34 года. За свою короткую жизнь он успел совершить невозможное: создать русский профессиональный театр, воспитать плеяду талантливых актеров, заложить основы театральной школы.
Ярославский театр после Волкова
Деревянное здание прослужило театру почти век. Потом по проекту известного ярославского архитектора Петра Панькова построили каменное здание. Его несколько раз ремонтировали и перестраивали. Но к началу 20 века здание обветшало. Город, гордившийся своим статусом колыбели русского театра, нуждался в новом, достойном театральном доме. Городская Дума приняла решение построить новое.
Объявили архитектурный конкурс. Победил проект Николая Спирина — его замысел был амбициозным: создать театр-храм, воплощающий связь русского театра с античной традицией. Фасад украсили скульптурными композициями: на портике — центральная группа с покровителем искусств Аполлоном в окружении муз. Слева — Мельпомена, муза трагедии, справа — Талия, муза комедии. На боковых стенах — горельефы с сюжетами античных трагедий.
В зрительном зале разместили грандиозный живописный фриз «Торжество Диониса». Его создал художник Серебряного века Николай Верхотуров вместе с помощницей Верой Сакен. В 1911 году новое здание театра торжественно открыли. В том же году ему присвоили имя Фёдора Григорьевича Волкова — человека, с которого все началось 161 год назад.
За свою историю здесь бывали Константин Станиславский, Вера Комиссаржевская, Владимир Маяковский.
Волковский театр сегодня
Сегодня Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова — это живая легенда, соединяющая три века русской театральной истории. Классика и эксперименты живут здесь бок о бок. На этой сцене ставят и Чехова, и современную драматургию. Открывают новые имена, продолжая традицию Волкова — давать дорогу таланту. Фёдор Волков не просто создал театр. Он доказал, что высокое искусство может и должно быть доступно всем.
Спустя 275 лет Театр Фёдора Волкова остается верен своей миссии: с 7 по 19 октября здесь при поддержке ВТБ проходит XXV Международный Волковский фестиваль. В программе: десятки спектаклей, театры со всей страны и из-за рубежа, премьеры и встречи.