Найти в Дзене
Infinita Book

Исайя Берлин: что значит быть свободным?

Что значит быть свободным? Этот вопрос исследует британский философ Исайя Берлин в своём знаменитом эссе "Две концепции свободы", написанном в 1958 году. В нём он вводит различие между тем, что он называет "позитивной" и "негативной" свободой. Хотя сам Берлин не был первым, кто сделал такое разделение, он подошёл к теме оригинально и использовал её, чтобы показать противоречия, скрытые в нашем привычном понимании свободы. Исайя Берлин родился в 1909 году в Риге. Первые годы своей жизни он провёл в России — сначала при Российской империи, а затем уже в условиях нового коммунистического государства. Однако из-за усиливающегося антисемитизма и проблем с советским режимом его семья в 1921 году эмигрировала в Великобританию. Берлин отличался выдающимися академическими способностями и стал одним из лучших студентов Оксфордского университета, где затем остался преподавать. Он был философом с чрезвычайно широким кругом интересов, охватывавших искусство, литературу и политику. По Берлину, "нега
"Украшенный", 1962 г., Рене Магритт
"Украшенный", 1962 г., Рене Магритт

Что значит быть свободным? Этот вопрос исследует британский философ Исайя Берлин в своём знаменитом эссе "Две концепции свободы", написанном в 1958 году. В нём он вводит различие между тем, что он называет "позитивной" и "негативной" свободой. Хотя сам Берлин не был первым, кто сделал такое разделение, он подошёл к теме оригинально и использовал её, чтобы показать противоречия, скрытые в нашем привычном понимании свободы.

Исайя Берлин родился в 1909 году в Риге. Первые годы своей жизни он провёл в России — сначала при Российской империи, а затем уже в условиях нового коммунистического государства. Однако из-за усиливающегося антисемитизма и проблем с советским режимом его семья в 1921 году эмигрировала в Великобританию.

Берлин отличался выдающимися академическими способностями и стал одним из лучших студентов Оксфордского университета, где затем остался преподавать. Он был философом с чрезвычайно широким кругом интересов, охватывавших искусство, литературу и политику.

"Две обезьяны", 1562 г., Питер Брейгель Старший, Берлинская картинная галерея
"Две обезьяны", 1562 г., Питер Брейгель Старший, Берлинская картинная галерея

По Берлину, "негативная" свобода — это то, что он называет фундаментальным ощущением свободы. Этот вид свободы означает освобождение от внешних препятствий: я свободен, потому что меня не приковали к скале, потому что я не нахожусь в тюрьме и т. д. Это свобода от чего-то внешнего.

Однако, как отмечает Берлин, когда мы говорим о свободе, мы обычно имеем в виду нечто более тонкое. Свобода также означает самоопределение, способность быть человеком с собственными надеждами, намерениями и целями — теми, которые принадлежат именно тебе.

"Позитивная" свобода связана с возможностью контролировать собственную судьбу. Ведь я не становлюсь свободным просто потому, что все двери в моём доме открыты. Эта форма свободы не ограничивается личным уровнем: самоопределение может быть важно и для группы, и для государства.

Проблема, как отмечает Берлин, заключается в том, что эти две формы свободы часто находятся в конфликте. Например, возьмём свободу, которая приходит через дисциплину обучения игре на тубе. В начале я могу лишь бороться со своей неспособностью играть, но со временем достигаю мастерства и ощущаю освобождающее наслаждение от музыки. Или вспомним, как люди часто реализуют свою "позитивную" свободу, голосуя за определённое правительство, прекрасно понимая, что после прихода власти их "негативная" свобода может быть ограничена.

"Композиция VIII", 1923 г., Василий Кандинский, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
"Композиция VIII", 1923 г., Василий Кандинский, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Берлин указывает на ещё одну проблему: кто может определить, какой должна быть подходящая цель "позитивной" свободы?

Авторитарные или тоталитарные режимы часто имеют жёсткое представление о смысле человеческой жизни и поэтому ограничивают "негативные" свободы, чтобы максимально реализовать свою идею счастья. На самом деле политическое угнетение нередко возникает из абстрактной концепции "хорошей жизни", за которой следует вмешательство государства, чтобы превратить эту концепцию в реальность.

Берлин предлагает двойной подход к этой проблеме. Во-первых, важно понимать, что различные свободы, к которым мы стремимся, всегда будут находиться в конфликте, ведь не существует одной универсальной "цели жизни", есть только цели конкретных людей. По его мнению, эту истину часто скрывают философы, ищущие универсальные основы морали, путая "правильное действие" с самой целью жизни.

Во-вторых, необходимо сохранять фундаментальное понимание свободы как отсутствия принуждения и доминирования, чтобы наши идеалы не превращались в цепи ни для нас самих, ни для других.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: