Стражи безмолвия. Часть 2.
Наше филологическо-художественное путешествие в мир маяков раскроет тайны слова и напомнит о сложившихся образах. Почему же маяки стали объектом пристального внимания творцов? В общем-то ответ очевиден, Во всем виноваты их история и символика, окутанные легендами и тайнами. Местоположение. Край земли. И, конечно, форма. Здание, устремленное вверх. Которое видно издалека. Любой маяк, безусловно, любит и кисть, и камера. А уж в сочетании с морским пейзажем! Кто устоит против такой красоты!
Lighthouse, faro, phare, leuchtturm, vuurtoren, fyr, maják, latarnia morska, farol, švyturys, светилник, светионик, 燈塔, 灯台. Так называют маяк на разных языках мира. В русском языке слово образовано от глагола «маять», что означает «махать», «колыхаться». Похоже на «маяться», правда? Не находить себе места и двигаться? Да-да, «маяк» - это то, чем машут в качестве знака. То, что указывает путь.
За время существования маяков слово, их называющее, расширило свое значение. И в этом речевом процессе отразилось неоднозначное отношение к легендарным постройкам. Первое и базовое значение —это сооружение башенного типа с сигнальными огнями или с другими средствами сигнализации, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье, служащее ориентиром для судов. Второе тоже техническое. Маяком мы называем устройство, передающее звуковые или радиосигналы для определения координат или направления движения какого-либо объекта. Услышав слово в этих значениях, мы представляем себе высокую каменную башню на утесе. И это очень правильно. И вполне традиционно. И надо сказать, что зрительный образ, который возникает в связи с первыми значениями слова, создан в нашем сознании благодаря известным картинам и фотографиям. Изображениями маяков.
Маяк в живописи (и в других видах визуального искусства) — это сложный художественный образ. Он олицетворяет слияние со стихией и борьбу с ней, надежду и одиночество. Это вызов для художника — не каждый способен изобразить луч, пробивающийся сквозь мглу и туман. А композиция маяка очень удобна для изображения. Вертикальная форма контрастирует с природными деталями. И в целом не сложна в изображении. Неслучайно, начинающие художники часто рисуют маяк, отрабатывая умение изображать простые формы.
Конечно, художников привлекает и цвет сигнальных башен. Традиционно, цвет внешних стен маяка должен привлекать внимание, контрастировать с окружающей природой. Поэтому они бывают и белыми, и красными, и многоцветными.
Фактурность материала, из которого создаются маяки, тоже важна для художников-визуалов. Ну как могут себе отказать живописцы и фотографы в удовольствии запечатлеть каменные или кирпичные стены, тяжелый фундамент, опирающийся на скалы… Летящую вверх конструкцию, которая в наше время может создаваться из совсем легких, но очень прочных материалов. Например, алюминия. Смотровую площадку, опоясывающую башню… И ее всегда оригинальное окончание.
Хотите увидеть, как выглядит маяк? Познакомьтесь с шедеврами Клода Моне, запечатлевшего разные маяки по побережью Франции в стиле импрессионизма. Художника так увлекала идея изображения изменчивости цвета и состояния природы, что он много раз возвращался к этой теме.
А вот Эдварда Хоппера больше интересовал контраст одинокого архитектурного сооружения с окружающей природой и драматизм одиночества.
Маринисты, так мы называем художников, главная тема творчества которых, это море, всегда рисовали маяки. Не исключением стал и Иван Айвазовский. Пейзажист Алексей Боголюбов любовался ночным морем и оставил нам изображение маяка при лунном свете. А Александр Дейнека создал образ маяка в свойственной ему фундаментально-оптимистической манере.
Образный и художественный смысл придает слову«маяк» его третье, переносное значение. В нем выражена надежда на путеводную звезду, ведущую сквозь мглу и бурю. И маяком мы называем людей, которые осветили нам дорогу и показали новый путь. Или идею, ставшую образцом для подражания. Ну, как пример… Мы же говорим: «Поэт — маяк человечества», или «Газета стала маяком в информационном пространстве», или «Доказательство теоремы учеными стало маяком для изучающих математику». От этого значения организовался и глагол «замаячить». Синоним «засветить». «Перед нами замаячила (засветила) перспектива сдать экзамен», - скажут нерадивые студенты. «Неподалеку замаячил свет окна», - читаем мы в историческом романе. Глагол «маякнуть» стал активно использоваться в современной устной речи. «Маякни мне», - говорим мы. Давайте переведем это слово? Даже если мы его не используем, это будет нетрудно. «Подай сигнал, скажи, выйди на связь». Это касается и реакций на сообщение. Например, в мессенджерах и комментариях к постам.
А вот «маячок» - это не просто «маленький маяк». Это прибор или небольшого размера, подающий сигнал. Делающий то же самое, что и его старший товарищ. Что нужно сделать, чтобы не потерять кого-то из виду? Конечно, поставить маячок. А чтобы привлечь внимание к машине специального назначения? Установить на нее проблесковый маячок. Или мигалку. От чего будет зависеть ее цвет? От задач, которые решает ведомство, которому машина принадлежит. А чтобы видеть, насколько ровными мы делаем при ремонте стены или потолки? Обозначить геометрическое пространство строительными маячками.
Магия маяков — одна из самостоятельных тем и в киноискусстве. Самом молодом. И очень динамичном. Позволяющем показывать изменчивость жизни. Но маяки в кино - это уже другая история. Вас ждет кинопутешествие к маяка. Спасибо, что читаете наш канал.