Что для артиста важнее — образование или харизма? Наверное, последнее — но я обхожусь проще, называя это талантом. В стенах театрального училища он не проявляется, а развивается. Талантливый актер способен быть заразительным — то есть интересным для большого количества человек. Заразительность — первое зернышко, из которого потом появляется росток под названием «талант».
Что касается обучения актерскому ремеслу, то это, наверное, всецело зависит от педагогов. К сожалению, становится все меньше профессиональных педагогов, которые открывали бы новые имена для зрителей. Потому что именно в стенах училища надо угадать человека, который потом принесет славу российскому кинематографу или театру. А форма обучения, мне кажется, осталась классической, воспитанной в традициях Станиславского и Немировича-Данченко.
Не хочу обидеть действующих педагогов, но мне кажется, что раньше эта профессия была естественной. А сейчас не все опытные артисты чувствуют, что достойны стать педагогами. Потому что это тяжелейший труд. Каждый курс — это пять лет личной жизни, вкладывание души в учеников. Поэтому я всегда говорю молодым актерам: «Приходите к педагогам, которые вас воспитывали. Просто так в гости в институт. Просто поблагодарите за то, что они дали вам возможность раскрыть это зернышко, которое в вас сидело, стать известными, публичными, интересными, заразительными, талантливыми артистами». Надо беречь педагогов, которые умеют угадывать таланты.
Алексей Маклаков