Когда преданные фанаты BMW с теплотой вспоминают «настоящие» машины баварской марки, в их сердцах особое место занимает кузов E30. Легкий, аналоговый, с идеальной развесовкой и азартной управляемостью – он стал иконой. Многие считают современное купе 2-й серии его духовным наследником. И вот, словно услышав эти разговоры, BMW официально подтвердила эту связь, выпустив две невероятно редкие и символичные спецверсии: 325iS и 333i Homage Edition. Правда, есть один нюанс – они предназначены исключительно для южноафриканского рынка.
Почему Южная Африка? Исторический экскурс
Выбор страны не случаен. В годы апартеида ЮАР была под санкциями, что сильно ограничивало импорт автомобилей. Однако у BMW здесь был собственный завод в Росслине, который не только собирал машины, но и создавал уникальные, не имевшие аналогов в мире модели.
Именно в Южной Африке родились такие легенды, как BMW 530 MLE, который многие считают прародителем M5, или седан 745i с двигателем от суперкара M1. Когда в 80-е годы мир сходил с ума по первой BMW M3 (E30), в ЮАР она официально не поставлялась. Чтобы утолить жажду скорости местных энтузиастов, инженеры BMW South Africa, Alpina и M GmbH создали двух монстров.
BMW 333i (1985 г.). В компактный кузов E30 имплантировали 3,2-литровый рядный шестицилиндровый двигатель M30 от больших седанов 7-й серии. Это был настоящий хот-род с заводской гарантией.
BMW 325iS (1989 г.). Появившись позже, эта модель была ответом на требования местной гоночной серии Group N. Оснащенная 2,7-литровым мотором, доработанным Alpina, более острой подвеской и самоблокирующимся дифференциалом, она получила прозвище «Гушеше» (Gusheshe), что на языке зулу означает «очень быстрый».
Именно этим двум иконам и посвящены новые лимитированные купе.
BMW 325iS Homage: современный «Гушеше»
В качестве основы для возрождения легенды 325iS был взят и без того нескучный BMW M240i xDrive. Инженеры не стали вмешиваться в силовую установку, сосредоточившись на визуальных и стилистических отсылках к славному предку.
Внешний вид и стиль
Автомобиль получил агрессивный обвес M Performance, включающий передний сплиттер и характерный двойной задний спойлер, напоминающий о гоночных E30.
Особого внимания заслуживают 20-дюймовые колесные диски M Performance в ретро-стиле, рисунок которых перекликается с классическими дисками BBS той эпохи. Контрастные черные дверные ручки – еще одна прямая отсылка к оригиналу. Завершает образ спортивная выхлопная система M Performance, обещающая сочный и насыщенный звук.
Интерьер с ноткой ностальгии
Внутри водителя встречают спортивные сиденья M Sport с контрастной прострочкой. Но главный элемент, вызывающий трепет у ценителей, – это центральный подлокотник, обитый клетчатой тканью Überkaro. Именно такой узор украшал сиденья многих спортивных E30, включая оригинальный 325iS.
На центральной консоли красуется памятная табличка с надписью «Born for the track» («Рожден для трека») и «Specially crafted for South Africa» («Специально создано для Южной Африки»).
Технические характеристики
Под капотом трудится знакомый 3,0-литровый рядный шестицилиндровый двигатель TwinPower Turbo. Его характеристики остались стандартными для M240i:
- Мощность: 387 л.с. (285 кВт)
- Крутящий момент: 500 Н*м
- Разгон 0-100 км/ч: 4,3 секунды
BMW 333i Homage: наследник «Большой шестерки»
Если 325iS Homage – это дань уважения гоночному стилю, то 333i Homage – это более экстремальная и мощная версия, построенная на базе флагманского BMW M2 2025 модельного года. Это современное прочтение идеи «большой мотор в маленькой машине».
Внешний вид и стиль
Визуально 333i Homage отличается еще большей агрессией. Кузов украшен графикой в стиле ретро, а место стандартных дисков заняли великолепные 20-дюймовые колеса от Alpina с классическим многоспицевым дизайном. Аэродинамический обвес дополнен элементами из углеродного волокна – передним сплиттером и задним спойлером.
За саундтрек отвечает выхлопная система M Performance с четырьмя патрубками. Покупателям предложат на выбор пять цветов кузова, включая классический Alpine White и яркий Fire Red.
Интерьер для пилота
Салон перекликается с младшей моделью: здесь тот же подлокотник в клетку Überkaro и похожая памятная табличка. Однако стандартные сиденья уступили место бескомпромиссным карбоновым «ковшам» M Carbon, которые не только легче, но и обеспечивают феноменальную боковую поддержку.
Технические характеристики
Эта версия получила обновленный 3,0-литровый двигатель S58 TwinPower Turbo от M2 2025 года, который стал еще мощнее:
- Мощность: 480 л.с. (353 кВт)
- Крутящий момент: 600 Н*м
- Разгон 0-100 км/ч: 4,0 секунды
Этот заднеприводный снаряд обещает подарить незабываемые эмоции и полностью соответствует духу своего прародителя – быть самой мощной версией компактного купе.
Не для всех: эксклюзивность и благотворительность
BMW South Africa выпустит всего по 33 экземпляра каждой модели. И купить их просто придя в салон не получится. Все 66 автомобилей будут проданы через специальный онлайн-аукцион.
Стартовые цены (резервные) уже объявлены:
- BMW 325iS Homage (M240i): 1 435 000 южноафриканских рэндов, что эквивалентно примерно 6,8 миллионам рублей.
- BMW 333i Homage (M2): 1 960 000 южноафриканских рэндов, или около 9,3 миллиона рублей.
Учитывая аукционный формат, финальные цены, скорее всего, окажутся значительно выше. Все вырученные средства сверх резервной цены пойдут на благотворительность – победитель торгов сможет сам выбрать один из пяти фондов. Кроме того, в условиях прописан важный пункт: новый владелец обязуется не продавать и не передавать автомобиль третьим лицам в течение как минимум одного года, что должно уберечь эти коллекционные экземпляры от спекулянтов.
Наследие со смыслом
Как сказал Роб Гиринг, топ-менеджер BMW Group в Южной Африке: «BMW 325iS и 333i – это больше, чем просто автомобили, это часть истории Южной Африки. Версии Homage переносят эту историю в настоящее, отмечая нашу связь с этими иконами и оказывая положительное влияние через благотворительность».
Этот проект – прекрасный пример того, как автопроизводитель может не просто эксплуатировать свое наследие, а делать это осмысленно, с уважением к своей истории и преданным фанатам. Для всего остального мира эти машины останутся лишь красивой историей и объектом желания. А для 66 счастливчиков из Южной Африки они станут современным воплощением легенды и частью автомобильной истории своей страны.