Одно из событий прошлой недели стало поводом для незатухающей дискуссии в соцсетях. Севастопольцы и крымчане обсуждают целесообразность установки на природе фотозон. Где они уместны, а где только диссонируют с красивыми пейзажами? Подробнее — в нашем материале.
Неблагодарные люди
А началось все с недавней истории в Балаклаве. На горе Спилия вдруг появилась конструкция из двух соединенных алых металлических сердец со скамейкой внутри. С этой точки открывается вид на древнюю генуэзскую крепость Чембало, саму бухту и береговую линию с холмами и скалами, часть города.
Как только авторы инициативы сообщили о появлении «новой точки притяжения», жители Балаклавы, а за ними и севастопольцы стали высказываться по этому поводу. Были и благодарности, но чаще — критика. Главным аргументом стало то, что вид с этой точки и так прекрасен, не нуждается в «улучшении» и обрамлении металлических конструкций. Напротив, только портит естественность пейзажа, является «визуальным мусором».
Координатор проекта «Подари любовь» Евгений Иванов, комментируя критику, заявил, что негатив в адрес конструкции ему непонятен, ведь хотелось сделать что-то доброе и красивое. Он также сообщил, что конструкцию поставили на оформленном по всем правилам земельном участке, и было получено даже согласование от департамента архитектуры. Эту информацию подтвердила и инициатор проекта, жительница Симферополя Екатерина Фатеева. К слову, изготовление и установка конструкции обошлась в 320 тысяч рублей. Простояла она всего четыре дня: севастопольцы настаивали на демонтаже, и его провели. Можно сказать, что реакция «неблагодарных» жителей Балаклавы и Севастополя разбила сердца авторам инициативы.
«Как так получилось, что это уродство вообще появилось в Балаклаве? — возмутился известный российский писатель Платон Беседин, живущий в Севастополе. — Причем, вульгарно-красное затоптало краснокнижные растения. Особого настроя добавляет то, что рядом находятся остатки дота, связанного с подвигом Героя Советского Союза Ивана Богатыря. Как символично, не правда ли? Вместо города воинской славы — уродливые селфи».
Севастопольцы отметили нехорошую для природы тенденцию: к инсталляции желающие сфотографироваться норовили подъехать на машинах. Пешком идти лень. И страдала растительность.
Можно, но осторожно
Судьба экс-балаклавских сердец пока туманна. Вроде бы власти города Щелкино, что в Ленинском районе, предложили приютить конструкцию. А владельцы высказывались о ее установке в «более благодарном месте».
Нужны ли искусственные конструкции на природе? Весь Крым, от Южного берега до Керчи — сплошная естественная фотозона. И в горах, и в лесах, и в степи множество прекрасных локаций для красивых снимков.
Есть случаи очень грамотного и выверенного подхода, когда рукотворные объекты отлично вписываются в пейзаж. Например, два года назад объединенная дирекция «Заповедный Крым» создала фотозону на Кояшском озере. Летом сюда приезжает множество людей, чтобы сфотографироваться возле него: в это время соленая вода, благодаря микроводорослям, имеет розовый цвет. Само по себе озеро — фотозона. А установленные на деревянном помосте качели смотрятся органично.
«Это очень ответственный вопрос — сооружение фотозоны на фоне исторического памятника или природного ландшафта, — считает председатель Крымской организации Союза Дизайнеров России, дизайнер визуальных коммуникаций в брендировании туристических дестинаций Ольга Степанова. — Не всегда получается это сделать деликатно, не вызывая отторжения местных жителей. Что касается "Сердец в Балаклаве" — волне современный лаконичный дизайн установки, в котором используется, на мой взгляд, слишком стандартный прием изображения сердца как символа любви».
Балаклавская история — повод задуматься о том, всегда ли уместна искусственная «точка притяжения». С одной стороны, мы живем во времена, когда множество людей чуть ли не каждый шаг сопровождают фотосессией. Именно поэтому специально оборудованные фотозоны их привлекают.
Необычные скульптурные группы или объекты у ресторанов, отелей служат фоном для съемок. Как отметила Ольга Степанова, они являются элементами благоустройства общественных зон.
«Подобные установки должны не только грамотно вписываться в среду, но и проектироваться профессиональными дизайнерами и архитекторами с согласованием соответствующих структур, — пояснила она. — Также существует мировая практика через дизайн подобных конструкций транслировать бренд региона. Однозначно, хорошая фотозона — тренд в коммуникациях, инструмент в продвижении тех или иных ценностей».
За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы симферопольский роддом № 2: у входа установлена конструкция с летящими аистами — специально для новоиспеченных родителей, которые могут сделать здесь памятные снимки.