Все чаще покупатели начали замечать, что продавцы заменяют один ингредиент продукта другим, например в пиццу вместо помидоров могут добавить томатную пасту. Такая хитрость имеет свое официальное название — скимпфляция. Происходит оно от английского глагола to skimp — скупиться, экономить. По факту цена продукта остается той же, но вместо дорогих ингредиентов покупателю подсовывают дешевые.
Полная стелсфляция: как экономят производители на покупателях
Недавно вице-спикер Госдумы Борис Чернышов заявил о том, что россияне все чаще становятся жертвами скимпфляции. А дальше начинается вереница непонятных для среднестатистического покупателя набор терминов: сочетание скимпфляции со шринкфляцией (во втором случае ужимается объем или вес товара — например, с литра до 0,9 л) в сумме дает стелсфляцию (скрытую инфляцию, при которой уровень цен остается неизменным благодаря госконтролю, но реальные процессы в экономике указывают на инфляционный рост).
Суть этих названий сводится к одному — производители, чтобы избежать видимого повышения цены, изворачиваются как только могут. Шринкфляция затрагивает только вес товара, в то время как скимпфляция ведет к его ухудшению.
Скимпфляция сегодня — достаточно распространенное явление. Торговая сеть формирует запрос и устанавливает примерную цену товара, а производитель решает, сможет ли он «вписаться» в эту стоимость. Если нет, то он решает, на какие изменения состава можно пойти, чтобы удешевить продукт. Иначе у него возникнут сложности при сбыте своей продукции, потому что основным критерием при выборе продуктов для россиян остается цена, пояснил «Комсомольской правде» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Фото: monticello/Shutterstock/Fotodom
При этом производители находят решения, которые не противоречат законодательству. Поэтому бороться со скимпфляцией сложно: если все ингредиенты указаны на этикетке, то производитель ничего не нарушил.
Однако такая ситуация возникла не сегодня. Это явление характерно для всех периодов, когда цены на продукты активно растут. В новейшей российской истории такое удешевление впервые случилось в 90-е, когда на российских прилавках появились товары, которые выпускаются по техническим условиям производителя вместо ГОСТов.
Такая замена ингредиентов позволяет производителям сэкономить до 30–40% от стоимости продукта. Так, если в колбасе уменьшить долю мяса на 20–30%, ее себестоимость снижается примерно на 20–30 рублей за 100 граммов. Частичная замена молочного жира растительным дает экономию примерно 25–35%. Для производителя это заметная выгода, но в долгосрочной перспективе такая манипуляция приведет к потере доверия покупателя к продукту и бренду, рассказал «КП» руководитель дивизиона «Молоко» группы компаний «Прогресс Агро» Антон Ефимов.
Сейчас в знакомых банках вместо традиционной балтийской кильки или салаки можно обнаружить дешевую тюльку, да еще и с головами, что добавляет до 20% веса. Натуральное копчение заменено «жидким дымом», который имитирует аромат, но далек от оригинала, пишет РЕН ТВ.
Фото: Shaiith/Shutterstock/Fotodom
По словам директора Калининградского рыбокомбината Сергея Лютаревича, у них каждая килька проходит строгий контроль, прежде чем попасть в банку.
«Я как производитель считаю, что шпроты должны делаться только по ГОСТу, который был в Советском Союзе, а если ты делаешь по техническому регламенту, то этот технический регламент все равно должен согласовываться», — отметил Лютаревич.
Технический регламент — это стандарт, составленный производителем самостоятельно. Именно благодаря ему килька в банке может остаться с головой, а сосиски вместо жира будут пропитаны «жидким дымом».
На молокозаводе в Рязани перерабатывают полтысячи тонн свежего молока ежедневно, выпускают творог, сметану, масло. Как отметила в беседе с РЕН ТВ заместитель генерального директора по производству местного агромолкомбината Дарья Шкарина, на их предприятии процесс производства идет полностью без применения синтетических компонентов, все натуральное.
«Покупатели молочной продукции в первую очередь смотрят на полочные цены. Из-за этого очень серьезная конкурентная борьба, и нам как производителям натуральной продукции сейчас очень сложно», — дополнила коллегу руководитель коммерческого отдела агромолкомбината Мария Солдатова.
По мнению директора по аналитике NTech Леонида Ардалионова, крупные производители действительно практически не занимаются такими вещами, поскольку потребитель чувствует изменения в продукте и начинает искать замену.
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
Однако в следующем году тенденция на ухудшение состава сохранится, отметил в беседе с «Газетой.ru» помощник депутата Госдумы, старший преподаватель института международных экономических связей Илья Мосягин. Он уверен, что скимпфляция становится серьезным элементом потребительского рынка, влияя так или иначе на шринкфляцию. Замена ингредиентов более дешевыми аналогами сказывается на качестве товаров и услуг. Эта тенденция обычно имеет место в сфере общественного питания, где отмечается уменьшение доли мяса в полуфабрикатах, использование растительных аналогов вместо натуральных молочных продуктов, а также в производстве кондитерских и хлебобулочных изделий, где дорогое сырье замещается упрощенными аналогами.
Для потребителей скимпфляция кроме скрытого подорожания приносит еще и снижение питательной ценности. В конечном итоге это сказывается на ухудшении стандартов потребления. Наиболее уязвимыми оказываются люди с низким доходом, которые не всегда могут позволить себе дорогие марки, сохранившие качество, говорит Мосягин.
«Большинство из нас реагирует на внешний вид, на втором месте мы оцениваем стоимость— это подороже, это подешевле, что я готов сегодня взять, — и только треть обращает внимание на состав», — пояснила РЕН ТВ диетолог, эндокринолог, исследователь в области диабета и ожирения ФИЦ питания, биотехнологий и безопасности пищи Юргита Вараева.
Скимпфляция на практике: какие товары в зоне риска
Пока нет точной статистики, по каким товарам скимпфляция бьет сильнее всего. Для этого необходимо регулярное проведение экспертизы всех товаров. Но специалисты составили список продуктов, в которых чаще всего происходит замена составляющих
- Сосиски, колбаса, пельмени, мясные полуфабрикаты. Одно время более дорогую свинину начали заменять индейкой, которая по плотности мяса и вкусовым качествам похожа на свинину. Это не так уж плохо, поскольку индейка — диетическое и полезное мясо, рассказал «КП» руководитель Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) Анатолий Тихонов. Теперь зачастую говядину и свинину заменяют курятиной. Многие говяжьи сосиски уже практически превратились в куриные. Но это безобидные примеры, потому что один вида мяса заменяется другим. Бывает и хуже. В колбасах, сосисках, пельменях увеличивают долю субпродуктов. Шкуры, жилы, внутренности перетираются и добавляются вместо мяса. Часть мяса заменяют соевым или другим растительным белком. Также производители могут увеличивать долю крахмала и воды в продукте, а чтобы изделие имело привлекательный вкус, добавляется изобилие добавок: от специй до ароматизаторов и усилителей вкуса. По их обилию можно вычислить, что производители сэкономили на мясе.
- Йогурты и творожки «со вкусом». Молочные продукты удешевляют благодаря замене молочного жира на растительный, например на пальмовое или кокосовое масло. В России это законодательно запрещено. Точнее, так можно делать, если продукт будет называться не «молочным», а «молокосодержащим». Это можно отследить при помощи Россельхознадзора и его системы «Меркурий», говорит Анатолий Тихонов. «Меркурий» — база данных, которая фиксирует все операции с продукцией животного происхождения. Она отслеживает весь путь товара от производства до продажи в магазине. Но найти йогурт с настоящими ягодами не в магазинах премиум-класса — большая редкость. Вместо настоящих фруктов, ягод и орехов используются ароматизаторы.
Фото: Goskova Tatiana/Shutterstock/Fotodom
- Кондитерские изделия. Здесь молочный жир меняют на растительный — регламенты разрешают. Поэтому производители активно этим пользуются. Натуральное какао-масло чаще всего заменяют на более дешевые растительные альтернативы, говорит директор международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow Александр Ежов. Но, например, шоколад может называться шоколадом, только если в нем содержится только настоящее какао-масло и какао-порошок или тертое какао. Шоколадная глазурь — совершенно другой продукт. В нем допускается замена какао-масла на более дешевые растительные жиры.
- «Напитки» вместо соков. В этом случае производители увеличивают долю воды в соках, превращая их таким образом в сокосодержащие напитки. Фраза «сокосодержащий напиток» должна быть написана на упаковке такого продукта. Однако обычно она незаметна, потому что взгляд покупателя фокусируется на картинках сочных яблок или, например, гранатов на той же упаковке.
Шринкфляция в истории
Шринкфляция получила распространение еще в 70-х в США во время скачка инфляции. Тогда в жевательную резинку добавили... воздуха. Когда цены на сахар пошли вверх, производители не могли просто повысить цены, потому что жвачка продавалась в автоматах, которые принимали монеты определенного номинала. Уменьшить физически тоже не получалось — устройство не всегда корректно срабатывало при изменении размера товара. Поэтому у плотного шарика внутри появилась полость.
Массовый размах в мире шринкфляция получила во время и после кризисов 2000-х, а после пандемии коронавируса она стала повсеместной. В России, по данным Института развития предпринимательства и экономики, после кризиса 2008–2009 годов производители начали сокращать объем упаковки на 7–20%. Так, проверка московских универсамов в июле 2023 года показала, что шринкфляции подверглось 87% молочной продукции и 97% ассортимента круп.
Фото: Ulada/Shutterstock/Fotodom
Уменьшается объем и вес практически любого товара: молочных продуктов, круп, напитков, алкоголя, хлопьев, масла, шоколада, мясных и колбасных изделий, предметов гигиены. Больше всего достается сыпучим продуктам и товарам в непрозрачных упаковках, которые составляют большую часть ассортимента любого магазина.
Некоторые производители маскируют шринкфляцию под редизайн упаковки: например, квадратная коробка приобретает скругленные углы, пластиковая бутылка — дополнительные изгибы или более выпуклое дно. Иногда свои хитрости продавцы объясняют обновленной маркетинговой или рецептурной политикой. Так, в 2019 году посетители одного из российских предприятий фастфуда заметили, что вторая котлета в двойных бургерах стала заметно тоньше. На что представители сети заведений заявили, что это новый стандарт.
Что делать покупателям со стелсфляцией: советы экспертов
Если затраты производителей не растут, то нет и стимула для сохранения цены удешевлять сосиски так, что есть их практически невозможно, считает Анатолий Тихонов. Но когда дорожает сырье, логистика, складские услуги, увеличивается фонд оплаты труда, возникает санкционное давление, возникают проблемы с некоторым импортными компонентами — только тогда производителям приходится думать, как выкручиваться, пояснил эксперт. Однако стоит понимать: если никто не будет покупать сосиски, в которых почти нет мяса, их не будут выпускать.
Удешевление состава легализуется через техусловия на продукцию от производителя. Поэтому эксперты советуют искать на упаковке фразу «Сделано по ГОСТу».
Фото: Just dance/Shutterstock/Fotodom
Чем сложнее состав продукта, тем больше возможностей для скимпфляции. Кусок мяса удешевить сложно, а пельмени и сосиски — гораздо проще. Следует обращать внимание на присутствие растительных жиров, заменителя молочного жира соевого белка, усилителей вкуса. Производители используют эти заменители для удешевления продукта.
Также необходимо смотреть на название продукта. Если на шоколаде написано «кондитерская плитка», а на сыре — «сырный продукт», то, скорее всего, в составе находятся дешевые заменители.
Как ни странно, но уловки производителей имеют и свои плюсы. Благодаря скимпфляции в супермаркетах закрепился формат самообслуживания, который изменил сферу ретейла. Покупатель помогает ретейлерам снижать издержки, самостоятельно выбирая продукты и оплачивая их на кассе.
Ранее мы писали о том, что утвержден новый национальный ГОСТ для производства пива.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».