Найти в Дзене
Tarant1ma

Смех сквозь слезы: Самые невероятные курьезы на съемочных площадках СССР

Советский кинематограф был настоящей фабрикой не только гениальных фильмов, но и совершенно невероятных комичных ситуаций. Актеры и режиссеры проявляли чудеса изобретательности, а иногда и просто попадали в абсурдные положения, которые могли бы стать сюжетом для отдельной комедии.

"Ирония судьбы" или ирония производства
Съемки культовой новогодней картины Эльдара Рязанова проходили в атмосфере постоянного стресса и... смеха. Например, сцена, где пьяный Ипполит пытается войти в свою квартиру, стала настоящим испытанием для актера Юрия Яковлева. Чтобы достичь нужной степени "опьянения", актер выпил немного настоящего вина, но переборщил - после десятого дубля его пришлось отпаивать рассолом прямо на площадке.

Особые сложности возникли со знаменитой сценой в ванной. Андрей Мягков должен был лежать в пустой ванне и петь - но каждый раз, когда он начинал, из соседней квартиры доносился лай собаки. Выяснилось, что хозяйка собаки каждый раз включала радио, услышав пение, а пес реагировал на это громким лаем. Пришлось задействовать всю дипломатию - режиссер лично ходил уговаривать соседку не включать радио во время съемок.

"Москва слезам не верит" и проблема с импортными вещами
В фильме Владимира Меньшова было множество сложных моментов, но самый комичный связан с... женским бельем! По сюжету героиня Ирины Муравьевой должна была появиться в красивом импортном lingerie, но где его было взять в СССР 1970-х? Костюмеры неделями искали подходящий вариант и в итоге сшили его сами из парашютного шелка, добавив кружева от старой занавески.

Не менее забавная история произошла с Александром Фатюшиным. Его герой должен был профессионально играть в хоккей, но актер кататься на коньках не умел. Пришлось срочно нанимать тренера и проводить интенсивные тренировки. На съемочной площадке Фатюшина постоянно страховали - в кадре он выглядел уверенным хоккеистом, а за кадром его держали под руки два каскадера.

Комичные случаи с массовкой
В эпопее "Война и мир" Сергея Бондарчука массовка состояла из настоящих военных. Солдаты, изображавшие французскую армию, так вжились в роль, что начали... грабить бутафорские склады! Пришлось вызывать настоящий патруль для наведения порядка. Еще смешнее было наблюдать, как советские солдаты, игравшие французов, в перерывах между съемками пели патриотические песни.

На съемках "Служебного романа" произошел забавный эпизод с участием статистов. В сцене в метро один из "пассажиров", устав ждать, заснул так крепко, что его не могли разбудить. Пришлось снимать сцену вокруг спящего актера, а потом отдельно доснимать его "пробуждение".

Проблемы технического характера
Особого внимания заслуживают технические курьезы. В "Бриллиантовой руке" для сцены с обезьянкой пришлось использовать двух одинаковых животных - одна работала утром, вторая после обеда. Но обезьяны постоянно ссорились между собой, и их приходилось держать в разных концах павильона.

В "Кавказской пленнице" для сцены с медведем дрессировщик предлагал использовать анестезию, но режиссер Леонид Гайдай отказался. Вместо этого он придумал гениальный ход - намазать доску медом, и медведь сам подошел к нужному месту. Правда, потом животное отказалось уходить, и пришлось заманивать его в клетку с помощью еще большего количества меда.

Нештатные ситуации с реквизитом
В "12 стульях" Марка Захарова возникла неожиданная проблема с роялем. По сценарию его должны были разбирать на дрова, но бутафорский инструмент оказался слишком прочным. Пришлось срочно искать настоящий старый рояль, который был уже не жалко. Нашли в ближайшем ДК, но когда начали его "ломать" по сценарию, оказалось, что рояль... perfectly исправен! Пришлось имитировать разрушение с помощью монтажа.

В "Джентльменах удачи" для сцены с побегом через тоннель пришлось рыть настоящую яму. Но пошел дождь, и яма заполнилась водой. Актеры отказывались лезть в грязь, пока режиссер не показал пример, прыгнув в воду первым. Правда, потом весь состав пришлось отмывать горячей водой из самовара.

Заключение: искусство выживания
Эти истории показывают, что советское кино было настоящим искусством не только творческим, но и искусством выживания в самых абсурдных условиях. Возможно, именно эти трудности и рождали тот самый неповторимый шарм наших любимых фильмов. И если сегодня кинопроизводство стало технологичным и предсказуемым, то в советские времена каждый день съемок мог преподнести сюрприз - от внезапно заснувшего актера до настоящего медведя, влюбившегося в реквизит!