Найти в Дзене
Московская беседка

Превращение

О спектакле «Белый пароход» Российского академического молодежного театра (РАМТ). Премьера 12 сентября 2025 Ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. … Ты прожил как молния, однажды сверкнувшая и угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом мое утешение. Чингиз Айтматов, «Белый пароход» (1970) Спектакль «Белый пароход» поставлен по одноименной повести Чингиза Айтматова, возможно, самой трагической из всех его произведений. Мир, в котором существуют герои книги, расколот на два мирка: взрослый, где царят насилие, жестокость и рабское подчинение, и детский, мир мальчика, живущего сказкой, поэтической легендой о Матери-Оленихе, когда-то спасшей весь род человеческий. Действие спектакля происходит в двух измерениях: бытовом и мифологическом. Мальчик вынужден жить в жестоком мире, но он не принимает этот мир. И мир не принимает его. У мальчика нет родителей, некому защитить его от тяжелой, горькой жизни. И вот он, обладая светлым поэтическим даром, наделяет рогатую М

О спектакле «Белый пароход» Российского академического молодежного театра (РАМТ). Премьера 12 сентября 2025

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. … Ты прожил как молния, однажды сверкнувшая и угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом мое утешение.

Чингиз Айтматов, «Белый пароход» (1970)

Спектакль «Белый пароход» поставлен по одноименной повести Чингиза Айтматова, возможно, самой трагической из всех его произведений. Мир, в котором существуют герои книги, расколот на два мирка: взрослый, где царят насилие, жестокость и рабское подчинение, и детский, мир мальчика, живущего сказкой, поэтической легендой о Матери-Оленихе, когда-то спасшей весь род человеческий.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Действие спектакля происходит в двух измерениях: бытовом и мифологическом. Мальчик вынужден жить в жестоком мире, но он не принимает этот мир. И мир не принимает его. У мальчика нет родителей, некому защитить его от тяжелой, горькой жизни. И вот он, обладая светлым поэтическим даром, наделяет рогатую Мать-Олениху чертами своей матери, а отца представляет мужественным капитаном белоснежного парохода, который ходит на далеком Иссык-Куле.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

«Белый пароход» - трагическая история маленького человека, не принимающего этот взрослый мир, который сильнее него, сильнее природы, которой поклонялись его предки. Само понятие «человек» утрачивает смысл в его глазах. И он принимает решение стать рыбой, доплыть до Иссык-Куля, а там встретить белый пароход и своего отца, красивого, сильного, доброго. Устав от человеческой злобы, мальчик мысленно превращается в рыбу, потому что животные человечнее людей. Но чуда не происходит, человеку никогда не стать рыбой и не доплыть до белого парохода...

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Режиссер Юрий Печенежский поставил грустный спектакль, где действие происходит в двух плоскостях: реальной и мифологической. Иллюстрации к мифу о Матери-Оленихе высвечиваются на стенах Черной комнаты светлым подобием райского человеческого детства, в котором людей спасают животные: мчатся по лесам нежные олени, а на сцене стоят два языческих идола, которым не ведома жалость и любовь. Эти два художественным плана пересекаются только в сознании мальчика, который безраздельно верит в добро, сказку, любовь и в то, что его мать превратилась в великую защитницу рода человеческого — Мать-олениху. И когда дед Момун убивает олениху, тем самым предавая мальчика и его мечту, предавая легенду, дающую силы жить в этом мире, он уходит от людей навсегда.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

В спектакле есть интересные хореографические находки, используется проекция, позволяющая сочетать разные плоскости сценического повествования, удачно подобрано музыкальное сопровождение. Спектакль, вслед за повестью, не оставляет надежду на хэппи-энд. В этом грустном финале — сама правда жизни, тот самый случай, когда ничего нельзя изменить. Мальчик уходит в легенду, в Небо, вечное, как сама жизнь, как природа, которая примет всех, кто стремился к своему белому пароходу — светлой мечте, ради которой стоит жить.