Найти в Дзене

Как мы "боролись" с Сибирской Язвой! История учений.

В мире медицины есть своя особая романтика: пока обычные люди мечтают о спокойных выходных, мы в предвкушении… учений! Да‑да, именно так — время от времени в наших стенах разыгрываются мини‑драмы с участием всех служб, дабы никто не забывал: жизнь — это не только плановые приёмы и выписки. Традиционно главный «гвоздь программы» - холера. Но в этом году фортуна улыбнулась нам особенно криво: выпал «счастливый билет» на сибирскую язву. Признаться, первая мысль была: «А не пора ли сменить профессию?» - ведь диагностика этого недуга напоминает квест «Найди десять скрытых подсказок». Представьте: приходит пациент. На коже - подозрительные язвы. В голове у врача - миллион версий, но сибирская язва где‑то на задворках списка. Ведь для её подозрения надо: А уж если будет какая-то нестандартная форма, например, легочная... Как при эпидемии в Свердловске 👇, то все пациенты "умрут раньше, чем мы поймём, что это был не ковид" (простите, это очень черный юмор, профессиональная деформация). К счаст
Оглавление

В мире медицины есть своя особая романтика: пока обычные люди мечтают о спокойных выходных, мы в предвкушении… учений! Да‑да, именно так — время от времени в наших стенах разыгрываются мини‑драмы с участием всех служб, дабы никто не забывал: жизнь — это не только плановые приёмы и выписки.

Традиционно главный «гвоздь программы» - холера. Но в этом году фортуна улыбнулась нам особенно криво: выпал «счастливый билет» на сибирскую язву. Признаться, первая мысль была: «А не пора ли сменить профессию?» - ведь диагностика этого недуга напоминает квест «Найди десять скрытых подсказок».

О тонкостях диагностики, или почему мужик не крестится, пока гром не грянет

Представьте: приходит пациент. На коже - подозрительные язвы. В голове у врача - миллион версий, но сибирская язва где‑то на задворках списка. Ведь для её подозрения надо:

  • выудить из пациента признание о контактах с рогатым скотом (а он, конечно, «никогда ни с кем не контактировал»);
  • не спутать кожную форму с десятком других дерматологических загадок;
  • успеть до того, как пациент решит, что это «само пройдёт» (или отправится в кожно‑венерологический диспансер — туда ведь ближе).

А уж если будет какая-то нестандартная форма, например, легочная... Как при эпидемии в Свердловске 👇, то все пациенты "умрут раньше, чем мы поймём, что это был не ковид" (простите, это очень черный юмор, профессиональная деформация).

Как рождалась легенда: от коровы до хирурга

К счастью, специалисты Роспотребнадзора оказались, как и я, людьми с чувством юмора и здравым смыслом. После недели бурных обсуждений родилась легенда:

Мужчина держит крупный рогатый скот. На днях докупает двух новых коровок, из неблагополучных по СЯ территорий, но не догадывается об этом. Затем замечает на шее пятно, которое стремительно превращается в карбункул. Температура растёт, слабость одолевает, но к врачу он не идёт. Пока не падают те самые две коровы. И только после визита ветеринаров, которые многозначительно произносят: «Сходил бы ты, отец, к врачу», — герой наконец решается на поход в поликлинику.

Знакомо? Вот и мы подумали: «Да это же портрет среднестатистического пациента‑мужчины!» Как говорится, пока гром не грянет…

Очень кратко наши мероприятия я постаралась представить на слайде.

слайд из презентации автора
слайд из презентации автора

Две недели ада, или Как мы создавали протокол с нуля

Итак, чтобы учения не стали Мучением и принесли пользу, необходимо отталкиваться от наиболее реалистичных сценариев и прорабатывать "тонкие места". Последний раз учения по сибирской язве в моей больнице проводились около 20-ти лет назад и затрагивали только инфекционистов.

Подготовка к учениям - это не «раз-два и готово». Это:

  • бесконечные согласования;
  • переписывание протоколов (ведь по сибирской язве всё обычно «уходит» к ветеринарам);
  • репетиции межведомственного взаимодействия, где каждый шаг — как шахматный ход.

Согласно нашим планам на единичные случаи (двое больных +1 контактный) было задействовано порядка 20-ти различные специалистов. И это только медицинская служба. А вообще в учениях участвовали ещё и ветеринарная служба и Роспотребнадзор и Министерство здравоохранения области.

В итоге получившийся документ можно смело наречь "Некрономиконом", ибо писался он потом и кровью.

День Х

И вот настал день «Х». Город окутал туман, а машина скорой с мигалками помчалась к инфекционному отделению, распугивая прохожих. Эвакобригада везла «первого сибиряка», а мы в это время лихорадочно сверяли списки: кто, кому, когда и что должен доложить.

Тут и далее фото автора
Тут и далее фото автора

Оказалось, схемы оповещения - это отдельная симфония:

  • Роспотребнадзор получает информацию и от нас (когда пациент пришёл), и от ветеринаров (когда коровы пали);
  • инфекционное отделение узнаёт о прибытии больного аж трижды: от амбулаторного звена, от руководителя и от диспетчера скорой.

Как говорится, повторение — мать учения (и логоневроза).

Ваш автор на докладе
Ваш автор на докладе

Актовый зал как очаг инфекции: полный иммерсив

Чтобы не гонять персонал по городу, «очаг инфекции» перенесли в актовый зал. Но с полным погружением! Костюмы, инвентарь, дезбригада - прямо, настоящий апокалипсис, только без жертв (к счастью).

Дезбригада для работы в домашнем очаге
Дезбригада для работы в домашнем очаге

Тем временем знаки и объявления на дверях "инфекционки" пугали обычных, ни о чем не подозревающих, пациентов до жути. А ведь это ещё нам разрешили не выставлять посты санитарной охраны.

-5

Это когда вся территория обносится специальной желтой лентой (как в детективах почти, но со значками биологической опасности), и остаются только специальные коридоры для скорой и медслужбы, а на проходных устанавливаются дезбарьеры. Вообщем, серьёзно всё.

Источник: https://ru.freepik.com/premium-vector/
Источник: https://ru.freepik.com/premium-vector/

Пациент‑герой и его подвиг

Однако, вернемся к нашему больному, который вот-вот "самоисцелиться", но до этого мы наведём с ним шороху в инфекции. Так как он у нас ходячий (легкая степень тяжести, кожная форма), то он элементарно был доставлен в бокс бригадой в противочумных костюмах.

-7

Наш «больной» (стоический актёр из числа сотрудников) терпеливо сносил:

  • противочумные скафандры, напоминающие костюмы из «Чужого»;
  • десятки рук, щупающих его воображаемый «карбункул»;
  • забор анализов и многое другое.

За такой подвиг я лично решила внести его в ходатайство на поощрение! 😊

-8

В дальнейшем все анализы были тщательнейшим образом упакованы и переданы через специальное окошко в "чистую зону", где их уже поместили в контейнеры, написали направления и оставили лежать до худших времён.

Которые я очень надеюсь не застать, и вам не советую.
Вид на бокс со стороны коридора
Вид на бокс со стороны коридора

Финал: дезинфекция, благодарности и «сюрприз» на будущее

После этого мы приступили к демонстрации вооружения, тьфу ты, то есть к демонстрации дезинфекции автотранспорта специальным генератором холодного тумана - зрелище, достойное фантастического фильма.

дезинфектор за работой
дезинфектор за работой

Контролирующие органы остались довольны, участники выдохнули, а нам в знак «благодарности» пообещали на следующий год… массовую чуму с семью пострадавшими и тремя трупами (надеюсь не ходячими)😖.

«Вот спасибо, хорошо - положите на комод.... а лучше передумайте!» — мысленно взмолились мы. Ведь за каждым часом отточенных учений — недели напряжённого труда десятков людей.

Но что поделать? Такова наша работа: быть готовыми ко всему. Даже к чуме. Даже в пятницу.

Спасибо, что дочитали эту статью до конца. Я старалась поделиться с вами сразу пока свежи эмоции и воспоминания (статья написана в тот же день, что и учения). Подписывайтесь на канал, впереди ещё много интересного и полезного...ну и возможно-таки...чума.