Ассаламу алейкум уважаемые зрители, уважаемые слушатели! Мы продолжаем цикл уроков об историях пророков и с дозволения Всевышнего Аллаха, на сегодняшнем и последующих уроках, мы расскажем о пророке Мусе (а.с.). О том, какие события произошли с ним и его соплеменниками Бани Исраиль, о том какими чудесами его наделил Аллах и как Всевышний спас его народ от тирании Фараона. Также мы затронем историю Пророка Мусы с Хидром, и расскажем о том, какие уроки и назидания мы можем извлечь из их встречи, а также о многом другом, что связано с этим величайшим посланником Аллаха.
Прежде чем начать рассказ о пророке Мусе, давайте вспомним историю пророка Йусуф, мир ему. После того как Йусуф воссоединился со своими родными, народ Буну Исраил переехал из Палестины в Египет. При жизни пророка Йусуфа, потомки Йакуба (а.с.), были в почете среди Коптов исконных жителей Египта. Однако, после того как Пророк Йусуф ушел из жизни, по прошествии какого-то времени отношение египтян к иноземцам изменилось. Копты стали завидовать им, между двумя народами вспыхивали войны и сражения, закончившиеся победой Коптов. Спустя поколения, Египтом стали править Фараоны, которые поработили Израильтян и относились к ним с крайней жестокостью. Особой жестокостью отличился Фараон, правивший в эпоху пророка Мусы (а.с.). Именно об этом Фараоне Всевышний Аллах упоминает во многих аятах Священного Корана. К примеру, Аллах сказал:
«Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие». («Аль-Кисас», 4 аят).
Тиран Фараон был настолько высокомерным, что возомнил себе богом. Как сказано в Коране:
فَقَالَ أَنَا رَبُّكُمُ الْأَعْلَى
и сказал: «Я – ваш Всевышний Господь!» («Ан-Назиат», 24 аят).
Однажды Фараон увидел сон, который сильно напугал его. Он увидел огромное огненное пламя, выходящее из Иерусалима. Пламя достигло Египта и стало сжигать все: дома, дворцы и сады Коптов, однако израильтянам огонь никак не навредил. Проснувшись в страхе, Фараон погрузился в тоску и печаль. Созвав колдунов и предсказателей, он сказал им: «Я видел такой-то сон, истолкуйте мне его». Толкователи единодушно сошлись на мнении, что в скором времени среди сынов Израиля родится ребенок, который перевернёт престол Фараона и уничтожит его сторонников. Посовещавшись с придворными и колдунами, Фараон приказал убить всех младенцев мужского пола, принадлежащих сыновьям Исраила и оставить девочек, для того чтобы в последующем использовать их в качестве прислуги для египтян. Он также приказал надзирателям и повитухам, следить за рождаемостью детей среди сынов Исраиля и, если родится мальчик, немедленно убить его.
Со временем нависла угроза исчезновения израильтян, поэтому министры и придворные сказали: «О Фараон! Кого мы будем использовать в качестве рабов, если ты убьешь всех мальчиков? После чего Фараон принял решение в один год убивать новорожденных, а на другой год оставлять в живых. В тот год, когда детей не трогали, родился Харун, брат пророка Мусы, мир им обоим. А Муса (а.с.), появился на свет в тот год, когда новорожденных убивали. Мать пророка Мусы очень переживала и боялась за своего сына. Однако Аллах внушил, чтобы она положила новорождённого ребёнка в деревянный ящичек и пустила по реке. Так она и сделала. Река вынесла младенца Мусу к дворцу фараона. Когда жена Фараона увидели ребенка, он ей так понравился, что она уговорила супруга не убивать его. Поскольку у них не было сыновей, она предложила, что они воспитают его так, чтобы в будущем он мог стать для них хорошим сыном.
Жена Фараона была добросердечной женщиной, и звали ее Асия бинт Музахим. Она была правнучкой правителя Египта, которой правил во время пророка Йусуфа (а.с.). Асия была верующей и придерживалась религии единобожия, однако скрывала свою веру от Фараона. Всевышний Аллах в Коране охарактеризовал её как пример для подражания всем мусульманам. Аллах сказал:
وَضَرَبَ اللَّهُ مَثَلاً لِّلَّذِينَ آمَنُوا اِمْرَأَةَ فِرْعَوْنَ إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتاً فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِ وَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ
«Аллах привел в качестве примера о верующих жену Фараона. Вот она сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!» («Тахрим», 11 аят)
Посланник Аллаха, ﷺ сказал:
«Госпожами женщин в раю после Марьям, дочери Имрана, будут Фатима, Хадиджа и Асия, жена Фараона». (ат-Табарани).
В другом хадисе говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начертил четыре полоски и сказал: «Знаете ли вы, что это?». Посланник Аллаха ﷺ хотел привлечь внимание, дать им представить картину в уме, хотел заставить общину запомнить этих четырех, чтобы поименно знали их. Для этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, называл по-разному: «Самые достойные…», «Самые совершенные из женщин…», «Госпожи всех женщин в Раю…» и чертил полоски, и назвал их поименно: «Марьям, дочь Имрана, Асия, дочь Музахима, Хадиджа, дочь Хувайлида, Фатима, дочь Пророка ﷺ».
Фараон хотел приказать убить мальчика, однако уступив жене дал свое согласие оставить младенца при дворе. Он не осознавал кем был этот мальчик. А ведь это тот самый ребенок, ради которого были убиты многие Израильтяне. Как велик наш Господь! Злодеи, сами того не подозревая, могут попасть в собственную ловушку, вскормив того самого человека, которому суждено разрушить их власть и стать орудием их наказания.
Младенцу требовалось молоко матери. Однако каких бы кормилиц к нему не приводили, он отказывался брать их грудь. Тогда жена фараона приказала найти во всем Египте ту женщину, которая сможет накормить маленького младенца. Сестра пророка Мусы (а.с.) по велению матери проследила за плывущей по реке корзине и узнала, что Мусу приютила семья Фараона. Узнав о том, что они ищут кормилицу, сестра сказала, что ее мать может выкормить ребенка. После чего маленький Муса, мир ему, вновь оказался в объятиях своей матери. Всевышний Аллах сказал:
«Так Мы вернули его матери, чтобы утешились ее глаза, чтобы она не печалилась и знала, что обещание Аллаха истинно. Но большинство их не ведает этого». («Аль-Кисас», 12 аят)
Таким образом Аллах спас Мусу, и он стал жить и расти во дворце Фараона. О дальнейших событиях из жизни пророка Мусы (а.с.), ин шаа Аллах, мы расскажем на последующих уроках.
Ассаламу алейкум уважаемые зрители, уважаемые слушатели! С дозволения Всевышнего Аллаха, сегодня, мы продолжим рассказ о пророке Мусе (а.с.). Ранее мы говорили о том, что после рождения порока Мусы (а.с.), его мать, опасаясь, за жизнь младенца, положила его в деревянный ящичек и, уповая на Аллаха, пустила его по реке. Ящик с новорожденным нашла супруга Фараона и уговорила мужа, оставить ребенка при дворце, в надежде на то, что он заменит им сына. Таким образом пророк Муса (а.с.) рос в доме своего врага, который даже не подозревал что этот мальчик в будущем станет причиной уничтожения власти и тирании Фараона.
Муса рос в доме Фараона. Однажды, когда Муса был еще младенцем, Фараон взял его на руки и маленький Муса схватив его за бороду потянул к себе. Муса пристально смотрел врагу в глаза и Фараону показалось что перед ним не беззащитный ребенок, а взрослый мужчина готовый сразится с ним. Фараон воскликнул: «это не простой ребенок - убейте его!». Но Асия стала успокаивать мужа и попросила разрешения доказать, что ребенок не осознает, что творит. Она положила перед Мусой две чаши, в одной из которых были горящие угольки, в другой украшения из красного яхонта и сказал мужу: «Если ребенок возьмет яхонты, значит он сознательно дергал твою бороду, а если возьмет угли, то значит он не осознает, что делает». Муса потянулся к яхонтам, но по велению Всевышнего ангел Джибриль направил его руку к уголькам. Взяв в руку уголек, он как обычно делают дети, положив его в рот обжог себе язык. Из-за раны, полученной в детстве, у Мусы всю жизнь был дефект речи. После случившегося, у Фараона пропали подозрения по поводу необычности Мусы.
Муса жил и воспитывался в доме Фараона пока не стал сильным юношей. Всевышний Аллах даровал ему знание и мудрость. Все вокруг знали, что он относится к бану Исраил. Но несмотря на это, среди египтян он обладал уважением и почетом. Однажды произошел случай, который заставил Мусу покинуть дом Фараона и даже бежать из Египта.
В один из дней, когда люди спали послеобеденным сном, он шел по улице и увидел, как один Копт бьет Израильтянина. Израильтянин, увидев Мусу попросил у него помощи. Муса, мир ему, хотел разнять дерущихся и оттолкнул Египтянина, от чего Копт упал и, возможно, ударившись головой умер. Муса, не желал убивать человека, он даже не хотел наносить ему побои. Он хотел лишь остановить конфликт между мужчинами. Испуганный Муса сказал:
قَالَ هَذَا مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ عَدُوٌّ مُّضِلٌّ مُّبِينٌ
Он сказал: «Это – одно из деяний сатаны. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение». (Сура «Аль-Касас», 15)
Муса в тот час обратился к Аллаху со словами о прощении, как сказал Всевышний:
قَالَ رَبِّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي فَاغْفِرْ لِي فَغَفَرَ لَهُ إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
«Он сказал: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!» Он простил его, ибо Он – Прощающий, Милосердный». (Сура «аль-Касас», 15)
Несмотря на то, что Всевышний простил Мусу и на Мусе нет греха за смерть Копта, Муса всю жизнь будет переживать за этот поступок. И даже в Судный день, когда люди обратятся к нему с просьбой оказать заступничество (шафаат), он скажет: «Мне не положено (заступаться). Я ведь убил душу (человека), убить которую мне не было приказано. Поистине, в этот День я беспокоюсь только о себе…».
Проснувшись, люди увидели мертвого человека, но никто не знал кто его убил. На следующий день, удивлению Мусы не было предела, когда он снова увидел вчерашнего израильтянина, который в этот раз дрался с другим египтянином. Соплеменник Мусы, попросил у него помощи и когда Муса стал подходить, Израильтянин воскликнул:
«О Муса! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей». (Сура «аль-Касас», 19).
Эти слова услышали люди и всем стало ясно кто убил Копта. Муса был готов ответить за свой поступок, но толпа требовала казни. Очевидно, что убийство по неосторожности не предполагало такого сурового наказания. Поэтому Муса скрылся среди толпы, но желавшие мести люди стали искать его. Всевышний Аллах сказал: «С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О Муса! Знать договаривается о том, чтобы убить тебя. Уходи! Воистину, я даю тебе добрый совет». Муса покинул город, оглядываясь со страхом, и сказал: «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!». (Сура «Аль-Касас» 20-21).
Дабы избежать несправедливого наказания, Мусе пришлось бежать из города. Позднее, по прошествии долгих лет, когда он вернется в Египет и Фараон спросит его о причине бегства, Муса ответит:
فَفَرَرْتُ مِنكُمْ لَمَّا خِفْتُكُمْ
«Я сбежал от вас, когда испугался вас» (Сура «Аш-Шуара», 21)
Муса направился в город Мадйан. Добравшись до города, уставший и голодный путник, сел под деревом, чтобы передохнуть. Муса (а.с.) увидел пастухов поивших стада овец. Неподалеку стояли две девушки со своими овцами. Муса, подумав, что им требуется помощь подошел и спросил все ли у них в порядке. Девушки ответили, что им нужно напоить овец, но они не могут подойти к колодцу, пока другие пастухи не уйдут со своими овцами. Они также добавили, что их отец очень стар, то есть, помимо старого отца, в их семье нет мужчин и поэтому им все приходится делать самим.
Муса (а.с.), решил помочь девушкам и отвел их стадо к колодцу. Напоив овец, Муса вернулся под дерево. Этот поступок Мусы (а.с.) учит нас тому, что мусульманину следует оказывать помощь людям, и не ждать от них награды и похвалы.
Почему девушки не напоили овец самостоятельно? На это можно привести ряд ответов:
- Девушки были слабее мужчин, поэтому не могли отстоять свое право на колодец;
- У колодца была давка, и женщины опасались получить травму;
- Чтобы их овцы не смешались с овцами других пастухов;
- Для того, чтобы избежать смешения полов.
И это самый верный ответ. Девушки были богобоязненны и придерживались благого нрава. Не подобает девушкам подходить близко к посторонним мужчинам, ведь смешение полов может вызвать искушение и соблазн, а также стать предпосылкой для порождения распутства и порока.
С приходом Ислама, Шариат заботится о том, чтобы не допускать близкого контакта между чужими друг для друга мужчинами и женщинами. Поэтому в коллективной молитве, женщины стоят позади мужчин. Во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по окончанию намаза, мужчины не вставали со своих мест, пока женщины не покидали мечеть. Сегодня совместные собрания, обучение, работа становятся обыденным делом. Порой мужчины и женщины стоят на столько близко, что их тела соприкасаются. В некоторых случаях, мы не можем что-то изменить. Но все же необходимо соблюдать все меры, которые позволят исключить смешивания полов. В крайнем случае необходимо потуплять взоры и не заигрывать, а вести лишь разговор по делу.
Итак, сестры ушли, а через некоторое время одна из них вернулась, как сказано в Коране: «…подошла к нему застенчиво и сказала: «Мой отец зовет тебя, чтобы вознаградить тебя за то, что ты напоил для нас скотину». (Сура «Аль-Касас», 25).
Муса принял приглашение. Девушка пожелала идти впереди чтобы показать дорогу, но Муса (а.с.) сказал: «О девушка, лучше будет если я пойду спереди, а ты позади меня. Когда нужно будет повернуть на право или на лево, ты лишь скажи куда повернуть». Пророк Муса (а.с.), показал пример благовоспитанности, нравственности. Не подобает мужчине идти позади посторонней женщины и смотреть на её тело. Рядом с ними не было других людей, но каждый из них знал, что Аллах наблюдает за ними, видит и знает обо всем что они делают. Такая вера побуждает человека помнить об Аллахе и стыдиться Его должным образом.
О том, как прошла встреча Мусы с отцом девушек и о последующих событиях из жизни пророка Мусы (а.с.) с дозволения Аллаха мы расскажем на следующем уроке.
Ассаламу алейкум, уважаемые зрители, дорогие слушатели. Мы продолжаем рассказ о пророке Мусе (а.с.) в рамках цикла: «Истории о пророках». На прошлом уроке мы говорили о том, что Мусе пришлось бежать от египтян, желавших казнить его за смерть копта и о том, как он оказал помощь двум сестрам напоив их овец. Мы остановились на том, как пожилой отец тех девушек, желавший отблагодарить странника, попросил одну из дочерей найти его и пригласить к ним домой.
Итак, пророк Муса (а.с.) отправился на встречу со старцем. Есть разные предположения, кем был этот старец. Одни считают его праведником, другие полагают, что это был пророк Шуайб (а.с.), историю о котором мы рассказывали на предыдущих уроках. Говорят, что Шуайб, после гибели его народа, прожил долгую жизнь и встретился с Мусой мир им обоим.
Отец девушек радушно встретил странника и спросил, откуда он. Муса, мир ему, поведал ему свою историю. Хозяин дома, заверил, что под его кровом он может чувствовать себя в безопасности. Всевышний Аллах сказал:
قَالَتْ إِحْدَاهُمَا يَا أَبَتِ اسْتَأْجِرْهُ إِنَّ خَيْرَ مَنِ اسْتَأْجَرْتَ الْقَوِيُّ الْأَمِينُ
«Одна из двух женщин сказала: «Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия». (Сура «Аль-Касас, 26)
Ибн Касир в своем тафсире говорит: отец спросил у неё: «Откуда тебе знать?». Т.е. откуда ты знаешь, что он сильный и достоин доверия? Она рассказала ему: «Он поднял камень, который могли бы поднять только вдесятером. А когда я шла с ним сюда, я пошла впереди него, но он сказал, чтобы я шла позади. А если он ошибётся дорогой, чтобы я бросала камушек в нужном направлении». Т.е. девушка увидела в Мусе два прекрасных качества: силу и верность, поэтому посчитала что, он может стать хорошим работником. Действительно именно эти качества являются самыми ценными в любом работнике. Он должен быть достаточно силен или умен для того, чтобы справиться со своей работой, и должен заслуживать доверия. Каждый работодатель должен нанимать работников, обладающих этими прекрасными качествами. Если же работник не обладает хотя бы одним из них, то в его работе всегда будут недостатки.
В продолжении суры «аль-Касас» сказано: Он сказал: «Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих дочерей на условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на все десять лет, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников». Он сказал: «Договорились. Какой бы из этих двух сроков я ни отработал, пусть со мной не поступают несправедливо. Аллах является Попечителем и Хранителем того, что мы говорим». (сура «Аль Касас», 27-28). Таким образом Муса (а.с.), остался работать в доме старца. Он женился на младшей из его дочерей. Её звали Сафура, это та самая девушка, которая посоветовала отцу нанять Мусу. Затем, по окончанию срока Муса решил вернуться в Египет, так как уже десять лет не видел своих родных и очень скучал по ним.
Итак, Муса (а.с.) со своей семьей отправился в путь. Ночью было темно, и Муса не знал в какую сторону нужно идти. Неожиданно, неподалеку он увидел мерцающий огонь. Он сказал жене: «Оставайтесь здесь! Я увидел огонь. Возможно, я принесу вам оттуда известие или горящую головню, чтобы вы могли согреться». (Сура «Аль-Касас», 29).
Муса направился в сторону огня. Когда он подошел к нему, он увидел сияние, исходящее из зеленого куста. Свет и жар этого сияния не приносил никакого вреда этому дереву. Это было необычное зрелище, и оно завораживало его. Когда Муса подошел поближе он услышал: «О Муса!». Это был нечеловеческий голос. Муса услышал этот голос не только ушами, но и каждой частичкой своего тела. Этот голос сказал ему:
«Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува. Я избрал тебя, и посему прислушайся к тому, что внушается тебе в откровении. Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне». (Сура «Та Ха», 12-14).
Там, в долине Тува, на горе Тур, Всевышний Аллах возложил на Мусу пророческую миссию. По воле Аллаха, пророк Муса должен был донести Его религию сыновьям Исраиля, а также призвать Фараона и его людей к вере в единого Бога. В качестве доказательства о его пророчестве, Аллах даровал ему знамения (муъджиза). Посох в его руках, перестал быть куском мертвого дерева. Он ожил и начал извиваться, как змея. Другим знамением стала рука. Ему было приказано положить свою руку за пазуху, а когда он снова достал руку, от нее исходил свет. Муса, мир ему, сразу подчинился Господу. Но поскольку у Мусы был дефект речи, он попросил чтобы его брат Харун (а.с.) был для него помощником в этой нелегкой миссии, ведь Харун был сильным и обладал замечательным красноречием и даром убеждения, а также был верным и надежным товарищем своему брату. В итоге пророчество даруется и Мусе, и Харуну, мир им. Эта история, является ярким примером братской дружбы. Если у человека есть поддержка и опора, то вместе им будет легче преодолеть трудности. Всевышний Аллах велел Мусе и Харуну, мир им, отправиться к Фараону. Вот что сказано об этом в Коране:
اذْهَبَا إِلَى فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَى. فَقُولَا لَهُ قَوْلاً لَّيِّناً لَّعَلَّهُ يَتَذَكَّرُ أَوْ يَخْشَى
«Ступайте к Фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится». Они сказали: «Господь наш! Мы боимся, что он поспешит наказать нас или преступит границы дозволенного». Он сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу. Ступайте к нему вдвоем и скажите: «Мы – посланники твоего Господа. Отпусти с нами сынов Исраила (Израиля) и не причиняй им мучения. Мы явились к тебе со знамением от нашего Господа. Мир тому, кто последовал верному руководству!». (Сура «Та Ха», 43-47).
В этих аятах есть назидание для нас. Если Мусе было велено говорить со злобным тираном, считавшего себя равным Богу, мягко, то нам тем более следует быть мягкими и добрыми с людьми, когда осуществляем призыв к Исламу. Всевышний Аллах, повелевает Мухаммаду ﷺ, а значит и его последователям, вести спор и дискуссию благожелательно. Аллах сказал:
ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом…» (Сура «Ан-Нахл», 125),
а это значит использовать наилучший метод призыва — метод доброты и учтивости, а не грубости и резкости. На этом, мы закончим сегодняшний урок. О том как прошла встреча Мусы с Фараоном и последующих событиях из жизни пророка Мусы (а.с.), с дозволения Аллаха расскажем на следующих уроках.
Ассаламу алейкум, уважаемые зрители, дорогие слушатели. Мы продолжаем рассказ о пророке Мусе (а.с.) в рамках цикла: «Истории о пророках».
На прошлой встрече мы рассказали о том, как Всевышний Аллах говорил с Мусой и возложил на него пророческую миссию. Аллах велел Мусе вместе с братом Харуном, пойти к Фараону и призвать его к вере в Единого Аллаха.
Итак, пророк Муса, мир ему, отправился в Египет. Достигнув города, он пришел к своей семье и сообщил Харуну о возложенной на них обязанности. Братья Пророки направились во дворец Фараона. Когда они предстали перед ним, Фараон спросил: «Зачем ты явился»? Муса ответил: «Я пришел чтобы призвать тебя к поклонению Единому Аллаху». Однако, Фараон возразил: «Мы вырастили и вскормили тебя, ты стал взрослым в нашем доме, а теперь желаешь, чтобы мы отказались от своей веры? Ты также убил одного из наших людей»...
Отвечая Фараону, Муса мир ему, признал свой поступок, но также разъяснил, что сделал это до того, как к нему стало приходить откровение, теперь же он Пророк Аллаха и его задача проповедовать религию Господа. Фараон насмешливо спросил: «Кто твой Господь»? Он ответил ему со всей смелостью:
قَالَ رَبُّنَا الَّذِي أَعْطَى كُلَّ شَيْءٍ خَلْقَهُ ثُمَّ هَدَى
«Он ответил: «Господь наш – Тот, Кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь». (Сура «Та Ха», 50).
Фараон разгневался и воскликнул: «Как ты смеешь говорить утверждать, что кроме меня есть иной Бог»!
Муса отвечал ему: «В таком случае, кто создал тебя и тех, кто был до тебя? Это Аллах, Господь миров и нет иного бога кроме Него»!
Понимая, что заходит в тупик, Фараон решил сменить тему. Опасаясь, что его люди поверят Мусе, он стал обвинять Мусу в безумии. Но Мусе было все равно, и он продолжал свою речь:
قَالَ رَبُّ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَمَا بَيْنَهُمَا إِن كُنتُمْ تَعْقِلُونَ
«Он (Муса) сказал: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете». (Сура «Шуара», 28).
Злость Фараона нарастала, он требует от Мусы прекратить говорить, а иначе он бросит его в заточение… Он не желает диалога и обсуждений на эту тему. У него нет ни аргументов, ни доказательств. Тогда Муса сказал: «Прежде чем ты помешаешь мне говорить с людьми, позволь мне показать тебе, что у меня есть». Фараон спросил: «Что у тебя есть»? Муса бросил свой посох и тот превратился в явную змею. Все во дворце испугались. Затем Муса вынул свою руку из-за пазухи, и она стала совсем белой, что поразило всех смотрящих. И это было вторым знамением Аллаха. Фараон побоялся, что Муса соблазнит его народ, поэтому он обвинил его в том, что он колдун, и бросил ему вызов. Он попросил Мусу выбрать день и время, в который он сможет продемонстрировать свои возможности, а египетские волхвы покажут свои умения очаровывать людей.
Муса воспользовался возможностью и выбрал день праздника, чтобы все люди собрались в предполуденное время, когда светит солнце, чтобы ничего не было скрыто от людей, и чтобы они были свидетелями того, что произойдет.
В назначенный день тысячи людей как из числа Коптов, в том числе министры и управляющие страны, так и Израильтяне собрались на площади. Ранее Фараон созвал волхвов со всего Египта, пообещав им вознаграждение и сделать их своими приближенными людьми если они одержат вверх в состязании с Мусой.
Итак, состязание началось. Волхвы стали бросать свои посохи со словами «Слава Фараону!». Окружающим стало казаться, что палки превратились в живых змей. Это было явное колдовство. Одним из видов колдовства, является то, что околдованному предметы представляются в ином виде. Волхвы Фараона своими заклинаниями подействовали на сознание собравшихся людей и околдовали их взор, после чего предметы, в частности посохи им стали представляться в образе змей. И даже Мусе представилось, что веревки и посохи колдунов пришли в движение. Тогда он почувствовал в душе страх, за то, что люди поверят колдунам, прежде чем он покажет свое чудо.
Всевышний Аллах велел Мусе не бояться и бросить свой посох. Как только посох коснулся земли, он обернулся в змею и стал поглощать всех иллюзорных змей колдунов. Увидев такое чудо, сами волхвы осознали, что показанное Мусой не колдовство, а истина, которую может явить лишь Пророк. Со словами: «Мы уверовали в Господа Мусы и Харуна», волхвы пали ниц и раскаялись в своем колдовстве. Фараон тоже видел это чудо, но из-за своего высокомерия и упрямства не желал признавать свое поражение. Он был в гневе на волхвов и стал обвинять их в заговоре. Всевышний Аллах сказал: Фараон сказал:
«Вы уверовали в него без моего дозволения? Воистину, это – козни, которые вы задумали в городе, чтобы изгнать из него его жителей. Но скоро вы узнаете! Я отрублю вам руки и ноги накрест, а затем распну всех вас». (Сура «Аль-Араф», 123-124).
Однако угрозы Фараона не испугали уверовавших. Они сказали:
«Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, которые явились нам, и перед нашим Творцом. Выноси же свой приговор! Воистину, ты выносишь приговор только в мирской жизни. Воистину, мы уверовали в нашего Господа для того, чтобы Он простил нам наши грехи и колдовство, к которому ты нас принудил. Аллах лучше и долговечнее». (Сура «Та Ха», 72-73).
Вера изменила волхвов, которые бросили вызов Мусе. Мгновение назад они боролись на стороне Фараона против Аллаха, а теперь не боясь говорят тирану: «Ты не бог. Твоя власть распространяется только над этой обителью, которая является обителью тленности, а мы же возжелали обитель постоянства».
Фараон казнил их всех. Волхвы, которые прежде были неверующими стали мучениками. Поражение не остановило Фараона, а лишь усилило его насилие против верующих. В ответ на его произвол, Всевышний направил на него и всех неверующих тяжкие бедствия. Первым из этих бедствий стала засуха. Посевы высохли, а скот стал погибать. Неверующие обратились к Мусе с просьбой воззвать к Господу, чтобы Он избавил их от этого наказания. Фараон даже пообещал, что отпустит израильтян, если бедствия прекратятся. Пророк Муса, мир ему, воззвал к Господу и бедствия прекратились, но неверующие не сдержали своих слов. Тогда Аллах направил на них потоп, затем на их посевы налетела саранча, после саранчи урожай поедали вши и насекомые. Из-за последних распространились инфекционные заболевания, приведшие к резкому росту смертности как среди животных, так и среди людей.
Но несмотря на это, они продолжали тиранию, поэтому Аллах наслал на них жаб, которые распространились повсюду и покрыли всю землю. С приходом каждой очередной беды, по просьбе неверующих Муса взывал к Аллаху удалить это бедствие, но неверующие так и не последовали за пророком.
В конце концов, Аллах превратил их воды в кровь, так что они не смогли пить. Реки, колодцы и даже вода в кувшинах стали кровью. Но вопреки этим ясным знамениям, Фараон и его люди продолжали упорствовать в неверии. Тирания Фараона по отношению к соплеменникам Мусы лишь увеличилась. Люди не могли открыто исповедовать свою религию, поэтому Муса попросил их оставаться в своих домах, молиться и просить прощения у Аллаха.
Всемогущий Аллах пожелал избавить верующих от врага и дать им возможность свободно практиковать религию и поклоняться Господу. Поэтому Он велел Мусе, собрать народ и покинуть Египет ночью. Он сообщил также, что Фараон и его люди погонятся за ними, поэтому они должны выйти в путь в начале ночи. На утро, проснувшись, копты обнаружили что в городе не осталось никого из израильтян. Весть о бегстве народа Мусы достигла Фараона, который тотчас велел собрать войско и двинуться в погоню. К тому времени, когда египтяне приблизились к израильтянам, последние уже добрались до Красного моря. Узнав о приближении врага, они стали сильно переживать, ведь перед ними находилось глубокое море, а сзади наступал Фараон со своим войском. Однако Муса мир ему, был спокоен и стоек. Он с уверенностью говорил:
قَالَ كَلَّا إِنَّ مَعِيَ رَبِّي سَيَهْدِينِ
«Он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь». (Сура «Шуара», 62)
Аллах внушил ему ударить посохом по воде. Муса ударил, и произошло очередное чудо. Море разделилось на две части. Вода разошлась и встала как высокие горы справа и слева от дороги. По дну моря пролегло двенадцать тропинок, каждая для определенного колена израильтян. Аллах иссушил пути и велел сынам Исраиля не бояться и пойти по образовавшемуся коридору.
Еврейский народ пошел по дну моря как по суше. Войско египтян, возглавляемое Фараоном, бросилось вслед за ними, однако морские воды, пропустив евреев сомкнулись, накрыв всю египетскую армию и самого Фараона. Тиран, осознав свою погибель и не минуемую кару Аллаха, стал говорить: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. Я стал одним из мусульман». (Сура «Йунус», 90). Однако он уверовал тогда, когда вера уже не поможет. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха сказал:
«Воистину, Всевышний Аллах принимает покаяния раба Своего до тех пор, пока не затрепещет в горле душа его».
Смысл хадиса заключается в том, что человеку следует покаяться до того, как наступит смертный час, но если душа уже подступит к горлу, то его покаяние и вера не будут приняты Всевышним. Поэтому Аллах ответил Фараону:
آلْآنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ وَكُنتَ مِنَ الْمُفْسِدِينَ
«Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие». (Сура «Йунус», 91)
Аллах погубил Фараона и его войско. Пророк Муса, алайхи салам, со своим народом благополучно добрались до противоположного берега и наконец обрели свободу.
О последующих событиях из жизни Пророка Мусы, мир ему, с дозволения Аллаха мы расскажем на следующем уроке.
Ассаламу алейкум, уважаемые зрители, дорогие слушатели. Мы продолжаем рассказ о пророке Мусе (а.с.), в рамках цикла: «Истории о пророках». На прошлом уроке мы говорили о том, как Аллах спас израильтян открыв для них путь по дну моря и погубил Фараона и его войско в водах Красного моря.
Итак, пророк Муса, мир ему, и Бани Исраиль благополучно пересекли море и обрели свободу. Держа путь в священные места, они направились в Канъан. По пути они встретили народ, который поклонялся идолу в виде тельца и вместо того чтобы благодарить Аллаха за то, что Он избавил их от египетского рабства, отправил к ним Пророка и указал верный путь, они стали просить Мусу сделать им образ бога, которому они будут поклоняться.
قَالُواْ يَا مُوسَى اجْعَل لَّنَا إِلَـهاً كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ
«Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них». (7:138).
Муса был поражен их невежеством и неблагодарностью. Первый этап миссии пророка Мусы, мир ему, который должен был избавить израильтян от унижений и пыток фараона и его армии был завершен. Однако, его люди не были готовы к великой задаче установить религию Аллаха на земле. Встреча с идолопоклонниками была экзаменом для израильтян, который они провалили.
Как только они увидели идолов, вера в единобожие поколебалась в их душах, и они попросили Мусу сделать им идола для поклонения. Поэтому теперь перед Мусой стаяла новая задача – воспитать его умму, укрепить в их сердцах таухид (единобожие) и сделать их истинными приверженцами религии Аллаха. Для исполнения этой задачи, необходимо иметь руководство в виде книги, в которой записаны законы и заповеди, по которым должны будут жить потомки Исраиля.
Для того чтобы получить эти заповеди, Всевышний Аллах велел Мусе отправиться на гору Тур, но прежде этого, ему предстояло пройти тридцатидневный подготовительный период в богослужении и молитвах, дабы достичь недосягаемых духовных высот. Ибн Касир утверждает: Аллах отмерил Мусе 30 дней, и он постился в течение этого времени. Когда срок истек, Муса взял ароматную кору дерева и пожевал ее, чтобы его дыхание стало свежим. Далее Аллах приказал ему поститься еще в течение 10 дней, что вместе составило сорок дней.
Есть предания касательно добавленных 10 десяти дней. Когда Муса постился у него изо рта стал исходить неприятный запах. Чтобы этот запах не шел во время разговора со Всевышним Аллахом, Муса пожевал ароматную кору дерева. Всевышний Аллах сказал ему: «О Муса! Разве ты не знаешь, что запах изо рта постящегося приятнее для меня, чем запах мускуса?», после чего Аллах велел Мусе поститься ещё 10 дней.
Перед тем как подняться на гору, Муса поручил Харуну заменить его. Он просил его оставаться верным Божественным законам и поддерживать порядок. На 10-й день месяца зуль-хиджа, Всевышний Аллах говорил со своим Пророком Мусой, мир ему. Муса не видел Аллаха, но после того, как он услышал слова Всевышнего, у него появилось страстное желание увидеть Господа. Всевышний Аллах сказал:
وَلَمَّا جَاءَ مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ قَالَ رَبِّ أَرِنِي أَنظُرْ إِلَيْكَ
«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь, он сказал: "Господи! Дай мне посмотреть на Тебя". Он сказал: "Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь". А когда открылся его Господь горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: "Хвала Тебе! Я обратился к Тебе, и я - первый уверовавший"». (7:143).
Слова «Ты Меня не увидишь», означают, что невозможно увидеть Аллаха в этом мире. Что же касается ахирата, то в Раю верующие будут лицезреть Господа. Доказательством этому служат как аяты, так их хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах сказал:
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ
«Лица счастливых людей в тот день будут сиять и взирать на Господа своего». (75:22-23)
Посланника Аллаха ﷺ сказал в своем хадисе:
«Когда обитатели рая вступят в рай, Аллах скажет им: «Желаете ли чего-нибудь еще?». Они ответят: «Разве Ты не озарил наши лица? Разве Ты не ввел нас в рай и не спас нас от огня?» Тогда Аллах удалит завесу (скрывающую Его), и вид будет столь прекрасен, что не будет ничего более любимого ими, чем созерцание Своего Господа, Всемогущего, Великого». (Муслим)
Так же Имам Абу-Джафар Ат-Тахави (р.а.) в своей книге Акыда ат-Тахавийя, говорит: «Явно, что обитатели Рая увидят Всевышнего Аллаха. Но, это произойдет без какого-либо образа ….». Подробнее от этом вы можете узнать здесь.
Поэтому даже гора не смогла устоять и превратилась в прах, когда Господь открылся ей, а Муса был поражен и потерял сознание. Ибн Касир в своем тафсире приводит следующую историю: «Сообщается, что Абу Хурайра (р.а.) сказал: «Как-то раз два человека, один из которых был мусульманином, а другой − иудеем, поругались друг с другом. Мусульманин сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мухаммада среди всех обитателей миров!” − что же касается иудея, то он сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мусу среди всех обитателей миров!” Тогда мусульманин поднял руку и ударил иудея по лицу, а иудей пошёл к пророку ﷺ и сказал: «О, Мухаммад, твой товарищ ударил меня по лицу». Пророк ﷺ сказал: «ادْعُوه» «Позовите его», когда тот пришёл, Пророк ﷺ спросил у него: «Зачем ты ударил его по лицу?» тот ответил: «Я шёл мимо этого иудея, и он сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мусу среди всех обитателей миров!” Я спросил: «И даже над Мухаммадом?» после чего меня охватил гнев, и я ударил его по лицу».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не отдавайте мне предпочтение перед пророками [т.е. не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его.], ибо, поистине, в День воскресения все люди будут поражены насмерть, и я буду поражён вместе со всеми, однако я оживу первым и увижу Мусу, который будет держаться за край престола Аллаха. И мне неизвестно, будет ли он поражён подобно другим и оживёт ли раньше меня, или же он будет среди тех, для кого Аллах сделает исключение за то, что он был поражён на горе Тур». [Этот хадис рассказал аль-Бухари во многих местах своего сборника, а также Муслим и Абу Дауд.]
После того как Муса пришел в себя и раскаялся, Аллах даровал ему скрижали, в которых были начертаны все законы Торы (Таурат), по которым должны жить потомки Исраила.
Пока Муса находился на горе Тур, среди его народа произошло дьявольское деяние. Некий самаритянин по имени ас-Самири изваял золотого идола в форме тельца, говорят, что для этого он собрал всё золото, находящееся в руках израильтян. Идол издавал звук подобный мычанию теленка, кода через специальные отверстия в него проходил воздух. Самаритянин соблазнил народ поклоняться этому тельцу, и люди послушали его. Они стали даже говорить: «Муса забыл здесь своего Бога и погнался за призраком».
Когда Муса вернулся, он увидел, как люди танцуют и поют вокруг идола. Муса в гневе бросил скрижали, схватил Харуна за бороду и потянув за неё стал упрекать брата за то, что тот не остановил их. Следует отметить, что некоторые заблудшие люди считают, что изваяние золотого тельца изготовил пророк Харун, что является проявлением лжи, возводимой на святых пророков Аллаха. Любой, кто утверждает, что Харун, мир ему, призывал к поклонению тельцу, становится неверующим, так как пророки Аллах чисты от грехов и уж тем более не призывали к многобожию.
Напротив, Харун предупреждал их, когда они поклонялись тельцу, ругал их, но они не послушали его. Пророк Муса, мир ему, упрекнул также ас-Самири, за то, что он сбил детей Исраила с пути и попросил Аллаха назначить ему такое наказание, чтобы оставшуюся жизнь он провел в одиночестве и не прикасался людей, и чтобы люди не прикасались его. Пророк Муса, мир ему сжег тельца на глазах у людей, чтобы им стало ясно, что этот идол не может защитить даже самого себя, посему не может считаться богом. Чтобы очиститься от греха, поклонившиеся идолу должны были принять смерть от рук тех, кто не предался многобожию. Так были истреблены те, кто поклонялся тельцу и их покаяние было принято Всевышним.
Аллах избавил умму Пророка Мухаммада ﷺ от подобного покаяния. Чтобы очиститься от греха, мусульманам необходимо лишь искренне раскаяться и просить прощение. Как говорится в Священном Коране:
وَمَنْ يَعْمَلْ سُوءًا أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللَّهَ يَجِدِ اللَّهَ غَفُورًا رَحِيمًا
«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным». (4:110).
На этом, мы закончим сегодняшний урок. С дозволения Аллаха продолжим цикл на следующих встречах.
Ассаламу алейкум уважаемые зрители, дорогие слушатели. С дозволения Аллаха, сегодня мы расскажем заключительную часть, истории о пророке Мусе (а.с.). На последнем уроке мы говорили о том, как Аллах беседовал с пророком Мусой на горе Тур и о том, как израильтяне стали поклоняться идолу в виде тельца. После этих событий, было еще несколько интересных эпизодов в жизни Пророка Мусы, (а.с.), но мы остановимся на одном из них, который подробно описывается в суре «Аль-Кахф» (Пещера). Это история встречи пророка Мусы с Хидром.
Причиной их встречи заключается в том, что однажды у Мусы спросили: «Кто самый знающий из людей»? На что Муса (а.с.) ответил: «Я не знаю на земле мужчины лучшего или более сведущего, чем я!». То есть, Муса посчитал себя самым знающим, ведь он являлся Пророком Аллаха, и Всевышний Аллах говорил с ним напрямую без посредника. Тогда Аллах упрекнул его, за то, что Муса не сказал, что это известно одному лишь Аллаху. Господь ниспослал ему откровение: «Воистину, у Меня есть один раб, он живёт на месте слияния двух морей, он знает больше, чем ты!». Муса, мир ему несмотря на то, что сам является Пророком, с которым Аллах говорил без посредников, пожелал встретиться с этим человеком и получить от него знания, которыми не обладал сам. Аллах велел ему взять с собой рыбу и выйти в путь, и сообщил что Муса найдет того человека в том месте, где потеряет рыбу.
Муса отправился в путь взяв с собой Йуша ибн Нуна, на тот момент он был юношей, но в последствии он станет пророком после Мусы, мир им обоим. Когда они дошли до слияния двух морей, они нашли скалу. Муса прилег чтобы отдохнуть и уснул. Йуша бодрствовал и в этот момент рыба ожила, выскользнула из корзины и бросилась в море. После того как Муса проснулся, юноша забыл ему сказать о произошедшем, и они продолжили путь. Пройдя некоторое расстояние, Муса попросил Йуша приготовить еду, так как путь был долгим, и они оба проголодались. В этот момент Йушу вспомнил о рыбе и рассказал о случившемся. Муса ответил, что это было именно то, чего они хотели, поскольку Аллах сообщил ему о том, что они встретят праведного слугу Аллаха в том месте, где потеряют рыбу. Они сразу пошли назад, двигаясь по собственным следам, пока не встретили слугу Аллаха, которого Он наделил своей милостью и знаниями. Согласно достоверным хадисам это был Хидр. Муса поприветствовал его и вежливо, как подобает ученику обращаться к учителю, спросил: «Могу ли я следовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что дано тебе знать о прямом пути?». Хидр сказал Мусе, что у него может не хватить терпения, потому что он увидит вещи, которые противоречат его законам. Муса, мир ему, пообещал учиться терпеливо и не возражать ему. Тогда Хидр разрешил Мусе сопровождать его, при условии, что Муса не будет задавать ему никаких вопросов касательно того, что увидит, пока Хидр сам не расскажет ему об этом. Договорившись, они отправились вдоль берега, чтобы найти корабль, на котором они смогли бы поплыть. Пройдя некоторое расстояние, они нашли добротный и очень красивый корабль. Они попросили моряков подвести их и те согласились. Узнав Хидра, хозяин корабля даже не стал брать с них плату. После того как они поплыли, Хидр взял молоток и стал бить по дну корабля, пока не пробил его. Муса был удивлен его действием и не понимая скрытый смысл этого поступка, не сдержавшись спросил: «Зачем ты пробил брешь в судне, ты желаешь утопить его»? Хидр ответил: «Разве я не говорил, что ты не сможешь проявлять терпение если последуешь за мной»? Муса попросил не укорять его за то, что он запамятовал об этом и сослался на то, что им движет сильное желание получить от него знания.
После того как они высадились на берег и прошли дальше, они встретили играющих детей. Среди них был одетый в дорогие одеяния красивый мальчик. Хидр взял этого мальчика и убил. Это действие заставило Мусу ужаснуться еще больше, и он с возмущением спросил: «Зачем ты убил невинного мальчика? Воистину ты поступил предосудительно». Тогда Хидр вновь напомнил ему об уговоре. Муса извинился за свою торопливость и сказал: «Если после этого я вновь спрошу тебя о чем либо, тогда запрети мне сопровождать тебя».
Они продолжили путь пока не достигли одного села. Путники попросили еды у местных жителей, но те отказали им в гостеприимстве. Проходя через село, они обнаружили стену, которая вот-вот должна была разрушиться. Хидр поправил её, чтобы она не упала, а Муса сказал: «Если желаешь, то попроси за свою работу денег». То есть, Муса был удивлен тому, что Хидр починил стену, в то время как жители города отказались принять их в гости. Тогда Хидр сказал, что здесь им придется расстаться, но он объяснит ему смыл трех происшествий:
«Относительно корабля. Он принадлежал беднякам, зарабатывающим себе на жизнь в море. Им пришлось проплывать мимо царя-тирана, который силой отнимал у людей добротные и красивые судна. Я лишь немного подпортил корабль, что бы царь не трогал его, посчитав негодным», - сказал Хидр.
«Относительно мальчика. Его родители верующие и праведные люди, в то время как сам мальчик, когда вырастит станет неверующим, и родители могут последовать за ним в его заблуждении. Аллах не хотел, чтобы из-за этого мальчика родители стали неверными, поэтому лишил его жизни пока он был еще ребенком, что тоже даст ему возможность попасть в рай.
Что касается стены, то она принадлежала двум сиротам. Под ней погребено сокровище, являющееся наследством их праведного отца. Господь пожелал сохранить наследство, пока дети не станут взрослыми. Если бы стена упала, то другие жители, обнаружив сокровища отняли бы его у сирот».
История Пророка Мусы с Хидром заключает в себе множество полезных выводов и назиданий. Эта история напоминает нам о превосходстве и значимости поиска знаний. Пророк Муса, мир ему, показал пример того, что для приобретения знаний нужно искать хорошего устаза, нужно быть готовым отправиться в далекое путешествие жертвуя временем, имуществом и другими ресурсами. Эта история учит нас тому, что не нужно торопиться с выводами. Порой события, происходящие в нашей жизни, могут восприниматься как горе и беда, но на самом деле они могут скрывать в себе великое благо. Эта история напоминает нам о том, что по мере своих возможностей нужно стараться приносить пользу людям и заботиться о нуждающихся.
На этом мы закончим рассказ о Пророке Мусе и с дозволения Аллаха на следующих встречах поговорим о жизни других Пророков.