Пол Томас Андерсон, пожалуй, единственный полноценный продолжатель дела великого Роберта Олтмена и один из самых главных кинематографистов прямо сейчас. Пока в кинотеатрах успешно идет его новый эпический трехчасовой фильм «Битва за битвой», мы решили вспомнить его самую скромную, но от этого не менее впечатляющую картину. «Любовь, сбивающая с ног» не только одна из блестящих работ видного американского автора, но и лучшая роль в карьере Адама Сендлера, о которой слышало преступно мало людей. Культовый ромком спустя года смотрится все так же легко, но в самые напряженные свои моменты отдает Хичкоком так, как ни один фильм, который старался делать это намеренно. Ему точно стоит дать шанс, и вы прямо сейчас узнаете почему.
Барри Иган – совладелец небольшого бизнеса, работает где-то на окраине Лос-Анджелеса в помещении, похожем на огромный гараж. Барри подавлен семью сестрами, которые регулярно подшучивают над ним и вспоминают постыдные эпизоды из его детства. Такое положение дел порождает у Барри неконтролируемы всплески разрушительной агрессии и подпитывает его тревожный взгляд на мир. Одновременно в его жизни появляется и очаровательная подруга одной из сестер и мошенники, которые крадут данные его карты после необдуманного звонка в службу секса по телефону. Сдерживаемые стресс и ярость сталкиваются с по-настоящему нежным и волнующим созидательным чувством, которое наполняет сердце Барри.
Карьера Пола Томаса Андерсона наполнена удивительными, многофигурными и детально продуманными картинами со сложными мизансценами и большим количеством действующих лиц. До «Любви, сбивающей с ног» он снял исполинскую «Магнолию», в которой куча сюжетных линий регулярно пересекалась в рамках одного нарратива. Картину, которая длилась больше трех часов, приняли достаточно тепло, так что новость о том, что следующей работой режиссера станет 90-минутный ромком с Адамом Сендлером, была принята не просто со скепсисом, а с явным отторжением. Сендлер в начале нулевых был известен мейнстримными беззубыми комедиями, которые собирали адекватную кассу, но художественной ценности за собой почти не несли. Андерсон был поклонником таланта актера и хотел поработать с ним, заодно бросив себе вызов в виде полуторачасового хронометража. Самый неожиданный тандем таких разных людей в результате сотрудничества представил нежный и трогательный фильм, в центре которого интенсивно билось яростное и тревожное сердце.
«Любовь, сбивающая с ног» - бенефис Сендлера, показывающий насколько широкий у него актерский диапазон. Не скованный жанровыми клише, он смог показать сложного, противоречивого и бесконечно обаятельного героя. Он подавлен, ему хочется разрушать мир вокруг себя во время приступов ярости, а еще ему хочется любви. И встретив эту любовь, он готов совершать безумные и самоотверженные поступки, направляя ярость в созидательное русло. Сендлер с легкостью показывает затравленную, тревожную и беспокойную сторону героя, тут же переключаясь на обаятельную неуверенность и трогательность. После первого унизительного столкновения с шантажистами, которые бьют его и отбирают внушительную сумму, герой несется по опустевшим пугающим закоулкам города, словно в параноидальном хичкоковском триллере. Таких сцен просто не бывает в романтических комедиях, она словно пришла в картину из какого-то совершенно иного фильма, но благодаря стилю и режиссуре Андерсона, эпизод блестяще встраивается в общую беспокойную ткань картины.
Как режиссер Андерсон явно тяготел к титанам Нового Голливуда вроде Мартина Скорсезе, которому успел отдать должное длинной однокадровой сценой в «Ночах в стиле буги». Сильнее всего в его картинах все же видно влияние Роберта Олтмена. Олтмен снимал большие картины, полные самых разных героев, цинизма и едкого юмора. Явная мизантропия прослеживалась в работах великого автора, а сложная кинематография обрамляла нестандартные завораживающие сюжеты. Андерсон перенял у Олтмена любовь к длинным долгим планам, снятым на широкоугольную оптику, чтобы вместить в пространство фильма как можно больше деталей. Второстепенный каст его картин всегда очень многообразен, а каждая история снабжена детальным контекстом. «Любовь, сбивающая с ног» не стала исключением, Андерсон наполнил ее таким количеством деталей, сколько не бывает и в более крупных работах других режиссеров. Главный герой собирает купоны от замороженной еды, обнаружив ошибку в маркетинговой компании. Из-за этой ошибки он высчитал возможность получить благодаря дешевым купонам миллион миль полета у местной авиакомпании. Кажущаяся по началу незначительной, эта деталь становится трогательным штрихом к портрету героя в финале картины и важной частью романтической линии.
«Любовь, сбивающая с ног» едва ли можно назвать традиционным ромкомом. Она слишком сложна, тревожна и достоверна для столь легкомысленного жанра, но в то же время благодаря этому контрасту, романтические и комедийные эпизоды работают в разы лучше. Отношения главных героев становятся трогательной отдушиной на фоне параноидальной действительности, в которой существует главный герой. Темп картины выверен до идеала. Зрителя словно катают на горках, то показывая почти триллерные сцены, то обволакивая мягкой и уютной романтикой. Не в последнюю очередь это заслуга блестящего актерского состава. Эмили Уотсон исполнила главную женскую роль с особым трепетом и нежностью. Ее героиня кажется милой и невинной, но со временем мы начинаем видеть в ней больше необычных деталей характера. Она тоже не совсем нормальна в классическом понимании романтических фильмов, но это делает фильм живее и объемнее. В момент особой близости герои лежат рядом и признаются, что готовы разбить лица друг друга из-за того, как много нежных эмоций они испытывают друг к другу. Едва ли можно представить подобную сцену в фильме с Джулией Робертс и Ричардом Гиром.
Украшением картины становится и Филипп Сеймур Хоффман, уже ставший к моменту съемок картины верным союзником Пола Томаса Андерсона. Харизматичный антагонист хоть и появляется в кадре не так часто, но без него картина потеряла бы увесистую часть своего обаяния. Многочисленные сестры главного героя тоже появляются ненадолго, но сцены с ними крайне важны для очерчивания характера главного героя, и одного эпизода с ужином хватает, чтобы понять почему эти женщины так сильно злят главного героя. Семь подавляющих материнских фигур способны свести с ума и ментально крепкого мужчину, а чувствительному Барри справиться с этим невероятным гнетом безумно сложно.
«Любовь, сбивающая с ног» как будто не обязана была быть слишком красивым фильмом. На первый взгляд это непритязательный маленький фильм-эксперимент большого режиссера, но какая же ошибка рассуждать подобным образом. Картина выверена до миллиметра. Великолепные длинные планы рифмуются друг с другом в зеркальные композиции, роскошная работа со светом вырывает из мрачного и тесного мира фигуры героев и местами создает кадры просто завораживающей красоты. Оператор Роберт Элсвит безукоризненно работает с материалом Андерсона и оборачивает его в крайне богатую и киногеничную оболочку. В фильме сложно найти просто функциональные кадры, в пространстве фильма очень много воздуха и постоянного движения, от чего смотреть его бесконечно увлекательно.
«Любовь, сбивающая с ног» стала очередным доказательством мастерства Пола Томаса Андерсона и важным этапом в карьере Адама Сендлера. После этой картины его стали приглашать на более сложные роли, и его фильмография стала пополняться крайне выразительными и странными персонажами. Маленький ромком о простом бизнесмене и его борьбе с собственной яростью во имя светлой любви до сих пор остается безумно актуальной работой, которая не устарела ни в чем. В ней нет фальши, надуманной сахарности и искусственной романтизации. Это очень честная и жизнеутверждающая картина, место для которой обязательно найдется в сердце каждого.