Найти в Дзене

В 683‑й школе Приморского района открылся музей, посвящённый народной артистке РСФСР Марии Петровой

Только что открывшийся музей в 683‑й школе Приморского района Северной столицы, посвященный народной артистке РСФСР Марии Петровой, которую называли «голосом блокадного Ленинграда», — мемориальный в подлинном смысле этого слова. В его экспозиции — более пятисот предметов, переданных внучкой Марии Григорьевны. Не каждый государственный музей может похвастать подобной коллекцией. А для школьных музеев это вообще уникальный случай. — Блокадная тема всегда была нам близка. Прежде мы проводили выставку произведений художника Юрия Тулина. Он после войны жил по соседству с Марией Петровой, они много общались, и уже на той выставке звучал ее голос. Затем ее внучка художница Татьяна Баронова поделились с нами мемориальными предметами, и год назад мы открыли выставку. А теперь уже — настоящий музей, — говорит Василий Иванов, заведующий музейно-педагогическом комплексом «Отражение». Один из главных экспонатов — легендарное кресло, в котором Мария Петрова позировала в 1942 году художнику Ярославу

Только что открывшийся музей в 683‑й школе Приморского района Северной столицы, посвященный народной артистке РСФСР Марии Петровой, которую называли «голосом блокадного Ленинграда», — мемориальный в подлинном смысле этого слова. В его экспозиции — более пятисот предметов, переданных внучкой Марии Григорьевны. Не каждый государственный музей может похвастать подобной коллекцией. А для школьных музеев это вообще уникальный случай.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Блокадная тема всегда была нам близка. Прежде мы проводили выставку произведений художника Юрия Тулина. Он после войны жил по соседству с Марией Петровой, они много общались, и уже на той выставке звучал ее голос. Затем ее внучка художница Татьяна Баронова поделились с нами мемориальными предметами, и год назад мы открыли выставку. А теперь уже — настоящий музей, — говорит Василий Иванов, заведующий музейно-педагогическом комплексом «Отражение».

Один из главных экспонатов — легендарное кресло, в котором Мария Петрова позировала в 1942 году художнику Ярославу Николаеву. Они познакомились после одного из спектаклей Городского театра, впоследствии названного Блокадным, в котором выступала Петрова. Ей сказали, что за кулисами ее спрашивают двое художников. Одного она не запомнила, а про другого, высокого, худого, про себя отметила: «Похож на Кощея Бессмертного!..».

Он представился Ярославом Николаевым, сказал, что видит ее героиней своей картины — как образ несломленной ленинградки. Пет­рова поначалу отказывалась, мол, очень занята в театре и на радио (читает сводки, фронтовые передачи, последние известия, письма с фронта), но затем все‑таки согласилась. Так появилась картина «Пурга», после которой художник создал еще несколько портретов Марии Петровой, очаровываясь ее красотой и силой. Она приходила позировать ему в Союз художников на улицу Герцена, нынешнюю Большую Морскую, и Николаев рисовал ее снова и снова…

В экспозиции музея — подлинные блокадные рисунки Ярослава Николаева, а также плюшевая обезь­янка Жаконя, принадлежавшая дочери Марии Петровой — Ларисе. Она была эвакуирована из Ленинграда, и Мария Григорьевна взяла детскую игрушку с собой в Дом радио, где она почти всю блокаду находилась на казарменном положении.

Частью экспозиции стал и рассказ о блокадной свадьбе, состоявшейся в мае 1943 года. Счастливые Ярослав Николаев и Мария Петрова шли из загса на Васильевском острове по направлению к Союзу художников. В тот день город подвергся небывалому артиллерийскому обстрелу, и молодоженов остановил патруль: оштрафовал на 35 рублей за то, что они не были в укрытии.

Как потом рассказывала бабушка, это был «счастливый» штраф: тридцать пять — ровно столько лет они прожили вместе, — говорит внучка Марии Петровой.

В Союзе художников их ждали: глазам молодоженов предстал стол, казалось, весь уставленный невиданными яствами: икра, рыба, фрукты, колбасы, еще икра! И лишь приглядевшись, они поняли, что все это нарисовано искусными художниками на картонных тарелочках, а из еды посреди стола только маленькие кусочки хлеба, которыми поделились все…

В июле 1943‑го Мария Петрова была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Она отправила дочке письмо, на одной стороне которого было изображение медали, сделанное Николаевым, а на другой — слова Марии Григорьевны: «Не потеряй и береги этот рисунок. Крепко тебя целую и обнимаю. Твоя мама».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Увы, блокадных мемуаров она не оставила. Есть ее многочисленные рассказы, интервью. И осталась блокадная записная книжка Марии Петровой, которая только сейчас готовится к публикации…

Она работала на радио пятьдесят пять лет — до 1986 года. Горожане знали ее голос и были влюб­лены в него, — говорит Василий Иванов. — На ее имя в Дом радио приходили сотни писем. Причем не только со словами благодарности: с ней делились сокровенными мыслями, поскольку воспринимали ее буквально как члена семьи, ведь каждый день слышали ее голос по радио. Даже стихи ей посвящали. Многие письма Марии Григорьевне начинались словами «Родная…». И она старалась отвечать каждому.

Некоторые из этих писем стали теперь музейными экспонатами. «Дорогая Мария Григорьевна! Мы все бросаем, мчимся к радио и слушаем Ваших мальчишек, девчонок… Какие правдивые по голосу, по интонации, по смеху… Чистейшая правда! Готовы все 24 часа в сутки слушать Вас, нам не надоест и не наскучит». «В Ленинграде много хороших артистов, но мы не ошибемся, если скажем, что вряд ли есть у нас артист более популярный, чем Вы. Вас знают и любят и малые и старые».

Обращались к Марии Петровой и те, кто слушал ее голос во время блокады. В одном из писем говорится: «Затаив дыхание, слушали Ваш голос. Мы забывали невзгоды и вместе с Вашими героями переживали их радости и печали».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пятиклассник Александр Карнаухов в своем письме детской редакции радио поведал, что у него с другом вышел спор: «Миша меня уверял, что артистка Петрова вовсе не женщина, а что она артист, и что взяла себе псевдоним Петрова. Но я с ним не согласен. И тогда мы решили попросить, чтобы Пет­рова выступила по телевизору. Это убедит Мишу. Я же уверен, что я прав»…

Многие актеры были благодарны ей за школу мастерства, ведь Мария Петрова была не только диктором, но и режиссером редакции вещания для детей Ленинградского радио. Среди экспонатов музея — письмо артиста Пушкинского театра Бориса Тетерина: «Ваш путь в искусстве — подвиг. Вы для меня — пример, учитель, друг!».

Я тоже влюбился в ее удивительный голос, — говорит Василий Иванов. — А когда еще и прикоснулся к ее мемориальным вещам, то она стала для меня близким и родным человеком. Иногда мне даже кажется, что я чувствую ее незримое присутствие. Здороваюсь с ней, когда утром открываю музей, прощаюсь с ней вечером

Читайте также:

Музей обороны и блокады Ленинграда продолжает проект «Народы СССР в освобождении Ленинграда»

Вступая в комсомол. В Староладожском музее-заповеднике открылась необычная выставка