Найти в Дзене
Газета "Октябрь"

Деревня моя Лудзи-Жикья – «Высокая Жикья»

Деревня моя... Долгие годы к себе ты тянула меня. И детство, и юность свою вспоминаю, И эту статью я тебе посвящаю. У каждого населённого пункта имеется своя история. На ницах нашей районной газеты «Октябрь» я хочу рассказать читателям о своей деревне, ибо малая родина, место, где родился и вырос человек, играют огромную роль в становлении его личности. Ни в каком виде и никогда в средствах массовой информации района и Удмуртской Республики исторические материалы об этой деревне ещё не освещались, кроме отдельных сюжетов. На территории Селтинского района в 15 километрах от села Селты и в 9 километрах от дороги Селты-Ува, на берегу небольшой речки Лудзинка, утопает в зелени и в красоте природы старинная моя деревня Лудзи-Жикья – «Высокая Жикья», где я жил с 1948 по 1972 год. Несмотря на изменения политической и экономической жизни в стране, на протяжении четырёх прошедших столетий она сохранилась и живёт своей обычной повседневной жизнью. В деревне сохранились с давних времён две улицы,

Деревня моя...

Долгие годы к себе ты тянула меня.

И детство, и юность свою вспоминаю,

И эту статью я тебе посвящаю.

У каждого населённого пункта имеется своя история. На ницах нашей районной газеты «Октябрь» я хочу рассказать читателям о своей деревне, ибо малая родина, место, где родился и вырос человек, играют огромную роль в становлении его личности. Ни в каком виде и никогда в средствах массовой информации района и Удмуртской Республики исторические материалы об этой деревне ещё не освещались, кроме отдельных сюжетов.

На территории Селтинского района в 15 километрах от села Селты и в 9 километрах от дороги Селты-Ува, на берегу небольшой речки Лудзинка, утопает в зелени и в красоте природы старинная моя деревня Лудзи-Жикья – «Высокая Жикья», где я жил с 1948 по 1972 год. Несмотря на изменения политической и экономической жизни в стране, на протяжении четырёх прошедших столетий она сохранилась и живёт своей обычной повседневной жизнью. В деревне сохранились с давних времён две улицы, параллельно идущих с востока на запад (их называли верхняя и нижняя улицы, между собой они соединяются четырьмя проулками).

Нам трудно сегодня представить через толщу веков, как складывалась картина деревенской жизни в те давние времена, в какой-то мере разглядеть, как расселялся народ в далёком прошлом. Информация на этот счёт в архивах и в книжных изданиях о деревне довольно скупая и можно пользоваться только некоторыми высказываниями старожилов и вестей, переходящих от одного поколения к другому, различными доводами и небольшими выдержками из различных исторических материалов и книг. Изучив скудный материал из первоисточников, используя воспоминания старожилов и опрашивая отдельных людей пожилого возраста этого населённого пункта, делаешь определённые выводы о жизни тех далёких времён.

По статистическим данным Министерства внутренних дел Российской империи, в 1869 году в деревне насчитывалось 40 дворов, где проживал 291 человек. А в материалах за 1884 год написано, что количество дворов уже составило 65, где проживало 534 человека. Согласно списка населённых мест Малмыжского уезда за 1905 год (ЦГАКО), количество дворов составило 91, а жителей 650. А поселение возникло из прибывших под натиском кочевых племён людей с востока от устья реки Белая, которая протекает ныне недалеко от Нефтекамска Пермского края, лет 300 тому назад, что соответствует 1584 году.

В составе переселившихся родовых групп была и группа Жикья, «Селение воршудо-родовой группы Джикья, расположенное на реке Лудзи», вместе с которыми были и Калмезы. На основании этих данных, в этом (2021) году деревне Лудзи-Жикья исполняется 437 лет. Название Лудзи закрепилось от речки Лудзинки – «Полевой ручей, выходящий из родника», он находится в бассейне реки Кильмезь. «М.Г.Артамонов-Эграпи. Язык земли Удмуртской. Историко-этимологический словарь топонимов Волго-Уральского региона». А название «Высокая», стоит только догадываться, появилось от людей русской национальности, прибывших вместе с родовыми группами. Это слово в отдельных архивных документах сохранилось.

В конце ХIХ века выходцами Лудзи-Жикьи были построены в двух-трёх километрах деревни Каменный Ключ, Зеншур, Рязаново, а в Лудзинский починок часть семей переселились из деревни Кельмовыр-Жикья. Интересно то, что согласие этих жителей деревень достойно удивления. Они живут мирно, ходят в гости друг к другу, проводят свадьбы, не ссорятся между собой из-за земельных границ, площадей для выгона скота и сельскохозяйственных нужд, ни за какие-то другие дела. Однако люди притеснялись со стороны церкви. Священнослужители и их пособники собирали оброк по 3 рубля с семьи в год, пушнину, мясо, мед и за незнание русского языка 50 копеек с человека.

В 1898 году была открыта земская начальная школа, в которой обучались дети с этих деревень.

В 1924 году в марте был создан Лудзи-Жикьинский сельский Совет. Однако в результате реформ в 1925 году сельсовет был упразднён, а деревня была передана под управление Колесурского сельского Совета.

Деревня в те далёкие годы считалась развитым, цивилизованным населённым пунктом. Здесь проезжали в Ижевск много гужевых повозок с людьми, грузом из различных мест нашего региона. Проезжающие находили место для отдыха, ночлежки и питания. Лошади обеспечивались необходимым количеством кормов.

Гражданская война 1918-20 годов деревню не обошла стороной. В деревне некоторое время находились войска белогвардейцев, а в 15-20 километрах за рекой Арлеть, около с. Удугучин, сосредотачивались войсковые соединения красноармейцев.

Во время боёв дети, старики, женщины прятались в подвалах и овощных ямах, а некоторые прятались в ближайшем лесу. При обработке земли жители на полях находили патроны, гильзы от винтовок и пушек, различную солдатскую аммуницию.

(Продолжение следует).

Владимир Мусалимов. (№39 от 8.10.2021 г.)