Найти в Дзене

Немцы на Руси. Их появление, заселение, дальнейшее обустройство и проживание

(продолжение серии заметок «Мой взгляд на историю России из 21 века»)

«Всё новое в своей жизни человек инстинктивно принимает настороженно и только через какое-то время он или признаёт его или отвергает»

В России, с населением на сегодня порядка до ста сорока шести миллионов человек, как известно, к настоящему времени проживают представители более ста девяноста народов, в число которых входят коренные, малые народы и так называемые автохтонные народы численность которых не превышает пятидесяти тысяч человек. Среди жителей современной России насчитывается, возможно и где-то до двухсот тысяч или, не исключено, даже более этого, немцев, имеющих российское гражданство. Оговорки, возможно и не исключено, связаны с тем, что при проведении в России в ноябре 2021 года последней переписи населения, порядка шестнадцати с половиной миллионов человек не ответили на вопрос о своей национальной принадлежности.

Исторические корни появления немцев на Руси уходят, образно говоря, в глубину веков, при этом говорить о каком-то постоянном проживании немцев на древнерусских землях было бы неправильно. Вернее сказать, в те древние времена происходило постепенное узнавание в основном через торговые отношения русичами и немцами друг друга, в том числе разговорного языка, привычек и манер поведения, своеобразия повседневного быта, питания и всего того другого, что относится к так называемым особенностям жизни того или иного народа.

Сохранившихся сведений о прибывании немцев на древнерусских землях очень мало. Среди них отмечается появление одного из немцев на Руси во времена княгини Ольги, правившей Русью с 945 до 960 год как регентша при своём малолетнем сыне Святославе после гибели её мужа князя Игоря. Как известно, в 957 году княгиня Ольга посетила Константинополь, в котором она приняла христианскую веру, а через два года после этого события княгиня Ольга, задумавшись об обращении в христианскую веру и своего сына Святослава, послала германскому королю Оттону Великому просьбу о направлении с такой целью в Киев христианских миссионеров. Король Оттон Великий откликнулся на просьбу княгини Ольги и в 961 году отправил в Киев монаха Адальберта из монастыря святого Максимилиана в Трире. Но христианская миссионерская деятельность монаха Адальберта длилась недолго. Из-за отказа князя Святослава беседовать с монахом Адальбертом по вопросам христианской веры, последний был вынужден вскоре покинуть Киев.

-2

Княгиня Ольга (годы жизни 896-969, при крещении получила имя Елена). Князь Святослав (годы жизни 942-972). Король Оттон Великий (годы жизни 912-973).

При правлении Русью князем Ярославом Мудрым с 1019 по 1054 год, Киев превратился в своеобразный древнерусский южный торговый центр, в котором свои торговые места имели купцы многих европейских стран, в том числе и немецкие купцы. При князе Ярославе Мудром, у которого было одиннадцать детей, впервые на Руси были заложены и основы династических браков рода Гостомысло-Рюриковичей с представителями разных европейских народов, в том числе и с немцами. Так, сын князя Ярослава Мудрого Святослав женился на сестре епископа Бургарта из германского города Трира. Ещё один сын князя Ярослава Мудрого был женат на дочери саксонского графа Оттона, другой на дочери графа Леопольда из германского города Штадена. А внучка князя Ярослава Мудрого Евпраксия – дочь ещё одного его сына князя Всеволода, стала второй женой германского императора Генриха IV.

-3

Князь Ярослав Мудрый (годы жизни 978-1054). Княжна Евпраксия (годы жизни 1067-1109). Император Генрих IV (годы жизни 1050-1106).

В «Повести временных лет» – самой ранней из сохранившихся в полном объёме древнерусских летописей, написанной в Киеве монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в первых десятилетиях второго столетия второго тысячелетия, немцы были перечислены в списке разных народов наряду с римлянами и так называемыми корлязями, то есть теми народами, которые входили в подчинение каролингам или представителям королевской династии во Франкском королевстве, существовавшем в те века почти в центре Европы. В этой летописи в повествовании о крещении в 986 году князя Владимира рассказано, что накануне этого события к князю Владимиру прибыли послы четырёх вероисповеданий, а именно мусульманской, иудейской, христианской православной и христианской католической, как представители Римского папы.

-4

В той же летописи при описании событий произошедших на Руси в 1075 году сказано, что к князю Святославу в Киев прибыло посольство от «немецов» или немцев по просьбе находившегося тогда в изгнании в Германии брата князя Святослава – князя Изяслава, который два года назад был изгнан из Киева по подозрению в княжеском дворовом заговоре. Не исключено, что данное посольство, возглавляемое самим германским королём Генрихом IV, который тогда одновременно был и императором Священной Римской империи, доставило князю Святославу от князя Изяслава какие-то важные предложения по братскому примирению.

Упоминается о немцах и в одной из древнерусских летописей, как о воинах войска возглавляемого германским императором Фридрихом I Барбароссой, участвовавших в очередном третьем по счёту крестовом походе начатым в 1189 году Римским папой Григорием VIII, а после его смерти продолженным Римским папой Климентом III по освобождению Иерусалима, захваченного в те времена мусульманским войском полководца Салах-ад-Дина. При этом надо заметить, что немцы в той летописи упоминаются благожелательно, «как святые мученики, проливающие кровь за Христа».

В двенадцатом веке как своеобразным центром временного пребывания на Руси немцев из многих германских городов, так и их местом постоянного проживания на Руси стал Новгород.

Немецкие купцы, развивая в Новгороде свою торговлю, вскоре вытеснили из него купцов всех прибалтийских стран и, пользуясь торговыми привилегиями предоставленными им властями Новгородской республики, основали в Новгороде автономную немецкую торговую факторию, названную ими Петергофом, в деятельность которой, новгородские власти не вмешивались. Немецкая торговая фактория была обнесена частоколом, её ворота запирались на ночь, а в 1184 году на территории данной фактории впервые на Руси была построена и немецкая католическая церковь Святого Петра, которая стала своеобразным центром немецкой диаспоры в Новгороде.

-5

Торговые ряды в Новгороде в двенадцатом веке. Немецкая торговая фактория в Новгороде.

Несколько забегая вперёд скажу, что немецкая торговая фактория в Новгороде, как и немецкаяторговая фактория в Пскове, после создания в 1241 году так называемого торгового Ганзейского союза, в который со временем вошли до ста шестидесяти северо-западных европейских городов, ещё почти два века были самыми активными посредниками российских торговых интересов в тех городах Ганзейского союза, где не было российских торговых подворий. Кстати сказать, конец деятельности немецкой торговой фактории в Новгороде и одновременно её отношениям с Ганзейским союзом, положил в 1494 году тогда уже не только великий князь владимирский и московский, но и государь всея Руси Иван III. В ответ на арест и казнь двух новгородских купцов в Ревеле, ныне это город Таллинн, якобы причастных к какому-то уголовному делу, он не трогая немецкую торговую факторию в Пскове, закрыл немецкую торговую факторию в Новгороде, арестовал всех в ней немецких купцов, все их товары обратил в свою казну, а затем отправил этих немецких купцов на поселение в Москву. Через двадцать лет в 1514 году при правлении уже государя всея Руси Василии III, отношения с немецкими купцами и соответственно с Ганзейским союзом в Новгороде были восстановлены. Государь всея Руси Василий III велел вернуть немцам в Новгороде то место, где когда-то находилась их торговая фактория и позволил им торговать солью, серебром, оловом, медью, мёдом, морской рыбой, обнадежив при этом, что в случае войны с Ливонией или Швецией все немецкие купцы в Новгороде, также как и в Пскове, будут находится под российской защитой.

При всём этом надо сказать, что именно в годы правления государя всея Руси Ивана III началось пусть и в небольшом количестве переселение немцев в Россию. Так, по распоряжению государя всея Руси Ивана III в Германию был им отправлен некий служивый при государевом дворе немец по фамилии Шлите с поручением набрать в германских городах для добровольного переезда в Россию со своими семьями более сотни немцев имевших специальности врачей, аптекарей, теологов, правоведов, архитекторов, а также умевших работать с разными металлами.

-6

Так встречали русские люди появление в Москве иностранцев, в том числе и немцев.

Именно эти немцы при переезде в Россию в годы правления государя всея Руси Ивана III, а затем и с 1547 года и в период правления первого русского царя Ивана IV, более известного нам как царь Иван Грозный и составили при поселении в Москве – столице России, основу будущей Немецкой слободы. Царь Иван IV к тому же, создал в своём войске отдельный так называемый «немецкий» отряд иностранных наемников, большинство в котором составляли немцы. Он же держал при царском дворе и целую команду немцев литейщиков, которые отливали колокола и самые современные по тем временам пушки.

А непосредственно сама Немецкая слобода была создана в 1652 году согласно Указу царя Алексея I на месте когда-то компактного проживания части иностранцев в Москве ещё со времён правления государя всея Руси Ивана III. В тот 1652 год царь Алексей I потребовал чтобы всех иностранцев не христианской православной веры прибывших в Москву не только из Германии, но и из других европейских стран, которых москвичи без разделения по национальностям, как говорится, скопом называли немцами, заселить за чертой города в одном месте на северо-востоке Москвы на берегу реки Яуза вблизи ручья Кукуй.

При всём этом надо сказать, что к концу семнадцатого века в Москве из порядка двухсот пятидесяти тысяч её жителей, немцев насчитывалось где-то около восемнадцати тысяч человек. В следующем восемнадцатом веке немецкая диаспора в Москве продолжила увеличиваться и стала играть все более заметную роль в экономической и культурной жизни не только Москвы, но и всего русского царства.

-7

Немецкая слобода в Москве на гравюрах конца семнадцатого века и начала восемнадцатого века (Немецкая слобода в Москве полностью сгорела в пожаре 1812 года, после которого её территория была заселена московскими мещанами и купцами. Кроме московской Немецкой слободы компактные поселения немцев типа слободы были в России в те же времена в Новгороде, Пскове и Архангельске). Жители Немецкой слободы в Москве (немцы, как и прочие иностранцы, проживавшие в Немецкой слободе, согласно Указу царя Алексея I обязаны были носить свои западноевропейские одежды, при этом порой они одевали в них и своих русских слуг).

Точных объяснений, как и когда в древней Руси, да и в дальнейшем тоже, появилось название народа «немцы», о котором идёт речь в этой заметке, нет. Имеется только ряд версий и предположений. Так, в древнейших византийских источниках греческое слово «nεμίτζοι», которое вполне при переводе его в древней Руси могли бы истолковать как немцы, упоминается для обозначения жителей всех германских земель. Есть и такое предположение. Древние славяне называли немцами жителей западногерманских земель несколько исказив их первоначальное наименование «nemeuti», понимая это слово по-своему – «немой». А вот Михаил Ломоносов считал, что слово «немец» на Руси произошло из-за названия реки Неман, к западу от которой жили когда-то древние германские племена. Кстати сказать, слово «немец» вполне могло прийти на Русь с торговыми людьми и из Китая, в котором Священную римскую империю, в состав которой входили и германские земли, китайцы называли с учётом звучания иероглифов «Nie-mi-sz», что было созвучно со словом «немец».

Что касается дальнейшей истории жизни немцев в России, ставшей в 1721 году Российской империей, то это, как говорится, совсем другое повествование и другая заметка, ожидайте её появления в ближайшее время …

Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 10 октября 2025 года.

Все материалы для написания заметок взяты из открытых информационных источников. Присоединяйтесь к чтению и других моих 177 заметок. Подключайте к этому родных людей, друзей и знакомых!

-8

Мой канал «Феофан грек собиратель» в Дзене подключён к системе материальной поддержки авторов заметок. После входа в мой канал в окне «Поддержите автора» нажмите «Поддержать» и, как говорится, принимайте соответствующее решение!

Мои заметки выходят периодически по пятницам.

Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!

Обещаю вас ждёт много интересного!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для их распространения другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!

Продолжение заметок следует!