Найти в Дзене
Eugenius Yak

Плановая экономика - путь к тоталитаризму

Карл Шмитт (1888...1985), один из идеологов Третьего рейха, определял тоталитаризм как "слияние государства и общества". Политическим лозунгом итальянского фашизма было: "Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства»). Плановая экономика, основанная на централизованном управлении, неизбежно требует концентрации власти — иначе невозможно обеспечить исполнение единого плана. Экономическая централизация постепенно превращается в политическую - государство должно подчинить себе все ресурсы, организации и даже людей. Любое отклонение от предписаний воспринимается как угроза, поэтому инициативу и критику подавляют. Так формируется управленческая иерархия, где приоритетом становится не эффективность, а лояльность. В рыночной экономике информация распределена между миллионами людей, в плановой - которую по традиции называют "социалистической" - недостаток объективного знания/информации заменяется контролем, надзором и принуждением со стороны бюрократии

Карл Шмитт (1888...1985), один из идеологов Третьего рейха, определял тоталитаризм как "слияние государства и общества". Политическим лозунгом итальянского фашизма было: "Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства»).

Плановая экономика, основанная на централизованном управлении, неизбежно требует концентрации власти — иначе невозможно обеспечить исполнение единого плана. Экономическая централизация постепенно превращается в политическую - государство должно подчинить себе все ресурсы, организации и даже людей. Любое отклонение от предписаний воспринимается как угроза, поэтому инициативу и критику подавляют. Так формируется управленческая иерархия, где приоритетом становится не эффективность, а лояльность.

В рыночной экономике информация распределена между миллионами людей, в плановой - которую по традиции называют "социалистической" - недостаток объективного знания/информации заменяется контролем, надзором и принуждением со стороны бюрократии. Вместе со свободой исчезают и политические права!

Логика планового хозяйства неумолима: без "жесткого" политического центра экономика не может работать "по плану". Возникающие при этом локальные и общие кризисы в экономике требуют усиления контроля, подавления критики, то-есть в конечном итоге - превращения государства в аппарат власти, не терпящий свободы. Порочный круг замыкается.

Что и подтверждает исторический опыт ХХ века: страны с "плановой экономикой" и, как следствие, с ограничением индивидуальности и свобод личности в угоду интересам системы, с неизбежностью мигрировали к авторитаризму и тоталитаризму.

Источник: Ф.Хайек "Дорога к рабству" (The Road to Serfdom, 1944).