Сентябрь уж пролетел. Во Владивостоке он был почти продолжением лета, только без туманов, затяжных дождей и духоты. И лишь каждый день становился чуть короче, а ночная прохлада постепенно творила осенние превращения, диктуя природе законы времён года. На морских пляжах в первой половине сентября было так же много отдыхающих и купающихся, как и летом, во второй же половине месяца их стало меньше, но некоторые смельчаки будут купаться и в октябре, и в ноябре — до льдов, и даже в проруби во льдах, а остальные — гулять по улицам, набережным и диким пляжам, как можно дольше демонстрируя летние наряды и неохотно переодеваясь в тёплое. 👗🩳🧣🧦
Впрочем, кто-то уже основательно готовится щеголять в новом пальто и шарфе. Или старом. И не по пляжам, а в менее людных местах. Хе-хе!
В октябре мы вдруг обнаруживаем, что осень уже видна явно, невооружённым глазом.
Цветы в клумбах редко фотографирую («учение о хосте и полицейских» крепко сидит в памяти, см. самую первую публикацию), так что мы полюбуемся деревьями. Все из них хороши и достойны внимания, но я опишу здесь лишь некоторые.
Сумах
Вот кто умеет красочно преображаться осенью, так это сумах — экзотический гость в нашем городе. В одной из июльских фотопрогулок по Владивостоку это дерево мной упоминалось.
Летом сумах был в белых соцветиях, похожих на букеты мелких цветов.
Теперь на месте цветов выросли удивительные бархатные ветвящиеся бордово-красные веточки-рога с плодами, напоминающие то ли причудливые соцветия, то ли кораллы.
Удивительно! И некоторые листья зарделись теми самыми осенними красками — от жёлтого до оранжевого и алого с бордовым.
Диморфант
Диморфант, или калопанакс — в отличие от сумаха, это дерево местное, наш редкий реликт из семейства Аралиевых, переживший ледниковый период. Его можно увидеть не только в ботаническом саду и на Русском острове или в приморских лесах, но и в городских дворах, разумеется деревья, посаженные людьми. Зная, что это дерево имеет родство с элеутерококком и аралией, с самим женьшенем (!), я испытываю необъяснимое чувство при встрече с ним. Благоговение. Дерево дважды удивило меня в этом году. Первое удивление: тонкая шипастая голая «палка», мимо которой я нередко проходила весной и от которой ожидала, что это элеутерококк либо аралия, вдруг выдала листья, напоминающие кленовые.
Молодой диморфант! Оказывается, это дерево в юном возрасте похоже на своих выше упомянутых родственников. Второе удивление: обнаружение довольно рослого диморфанта на ул. Тигровой а центре города. Это было так. В одном из запрятанных среди многоэтажных домов тихих старых двориков я сначала увидела одинокий жёлтый лист, как бы кленоввй, но не совсем. Диморфант? Где же дерево? В стороне лежали ещё несколько прекрасных опавших листьев, некоторые из них были просто огромными.
За углом дома, в уютном закутке у парадных дверей стояло высокое дерево. Дивное! Вот откуда были листья! Глядя на дерево, я вдруг впервые заметила, что оно отличается характером ветвления — веток мало, и они скорее похожи на колючие черешки и не делают крону раскидистой. Словно это гигантское травянистое растение, а не дерево.
Тополь серебристый
В сквере Юнг (район улиц Бестужева и Верхнепортовой) и не только можно увидеть один из видов тополя, который выделяется листьями красивой формы с белой бархатистой «изнанкой». Осенью листья тополя серебристого становятся золотисто-жëлтыми, почти глянцевыми, обратная же сторона остаётся белой.
Кажется, что даже дворник неохотно будет сметать такую красоту с городских тротуаров и лестниц.
Тис
Когда знаешь из литературных источников, что все виды тиса ядовиты и обладают ценной красной древесиной и к тому же способны жить от тысячи до нескольких тысяч лет (!), и вдруг видишь тис на городских улицах, то невольно задержишься возле этого хвойного дерева.
Тисы в виде стриженых вечнозелёных кустиков-изгородей с мягкой хвоей и привлекательными красными ягодками можно встретить в сквере рядом с театром имени Горького (ул. Петра Великого), на Первой морской, и не только. Красные ягодки радуют глаз особенно в промозглый день. Хоть в декоративном виде нет и намёка на потенциал долголетия, пусть встреча с «прирученым» стриженым тисом в сквере будет для вас событием, наводящим на философские мысли — осенью самое время.
Ну а в дикой природе Дальнего Востока можно увидеть тис остроконечный во весь рост (до 20–25 м) — дерево редкое и занесённое в Красную книгу РФ и Приморского края. Мне доводилось видеть такого долгожителя недалеко от горы Пидан — потрясающее зрелище и ощущение.
Катальпа
Нет, это дерево не собирается наряжаться в золото или багрянец. Не умеет этого катальпа, лишь длинные стручки потемнели, а на листьях появилась тёмная каёмочка, скоро они пожухнут и опадут. Я писала о катальпе отдельно
Вот их фото, в том числе обнаруженных новых катальп на городских улицах.
А напоследок вот такая городская тыква, выросшая из проросших семян выброшенного гнилого товара рядом с овощным киоском.
Обычное зрелище в деревне, но среди небоскрёбов и машин необычно. Скорее всего это была тыква-орех, но ей не суждено было созреть, потому что недавно всё пропололи.
Желаю вам прекрасных впечатлений от осени! Запасайтесь ими как следует, дорогие читатели, но одевайтесь теплее! И до встреч на страницах моих фотоисторий! 🕵♀️ 🍁
#природа, #город, #деревья, #осень, #Владивосток, #фотолюбитель