Найти в Дзене

Предприниматель-космополит Александр Бари: как талантливый управленец сделал инженерную мысль общим капиталом

Российские предприниматели, которые развивали свое дело на рубеже XIX–XX веков, — какой след они оставили в истории и благодаря чему преуспели в коммерции, политике, общественной жизни? Ответы на эти вопросы ищем в просветительском проекте Департамента города Москвы по конкурентной политике «Субботние хроники: истории московских поставщиков».

Александр Вениаминович Бари вошел в историю как смелый предприниматель, исключительный управленец и талантливый инженер. Он был соавтором множества полезных изобретений, вел дружбу со Львом Николаевичем Толстым, Борисом Леонидовичем Пастернаком и Дмитрием Ивановичем Менделеевым, а также руководил постройкой первого в России нефтепровода вблизи Баку. Впоследствии он основал в Кускове предприятие по переработке бакинской нефти. Кроме того, в Москве Бари реализовал свой главный проект — создал первую в стране инжиниринговую контору.

Будущий предприниматель родился в 1847 году в семье преподавателя еврейских корней Вениамина Матвеевича Бари. За переписку с Карлом Марксом и распространение свободных взглядов среди своих учеников тот снискал в Петербурге «дурную славу» и в 1862 году вынужден был уехать вместе с семьей за границу.

Так Александр Вениаминович оказался в Швейцарии. Здесь он окончил Цюрихский политехнический институт, выпускниками которого в разное время были Альберт Эйнштейн, Вильгельм Рентген, Евгений Карлович Кнорре. Учеба дала Бари возможность посетить местные фабрики, где он познакомился с особенностями текстильного и промышленного производства.

В 1870 году инженер переехал в США. Сначала работал на мостовом заводе в Детройте, а затем основал техническую контору в Филадельфии. Его первый серьезный проект —павильоны Всемирной выставки в честь 100-летия независимости страны. За здания с купольными световыми фонарями и сетчатым остекленным каркасом автор получил Гран-при и золотую медаль. На мероприятии Александр Бари познакомился с выдающимся изобретателем Владимиром Григорьевичем Шуховым, и эта встреча положила начало их многолетней дружбе и сотрудничеству.

Прожив семь лет в Америке, Бари принял решение перебраться с семьей в Петербург. Здесь он познакомился с отставным инженером-подполковником, членом Императорского русского технического общества Николаем Абрамовичем Сытенко. Вместе они открыли фирму «Бари, Сытенко и Ко», которая занималась строительством объектов нефтяной промышленности. Позже Николай Абрамович представил Бари своему знакомому изобретателю Людвигу Нобелю, и тот предложил Александру Вениаминовичу руководить постройкой первого в Российской империи нефтепровода близ Баку. Кроме того, компании Бари были доверены транспортировка и хранение нефтепродуктов. Проект был реализован в 1878 году, а годом позже Бари построил второй нефтепровод в том же районе.

Следующим местом, где развернулась деятельность предпринимателя, стала Москва. Осенью 1880 года совместно с Николаем Сытенко он подал прошение «О разрешении устройства и открытия нефтяного завода в Московском уезде». Предприятие было основано в Кускове и занималось переработкой бакинской нефти. Спустя всего два года на Всероссийской художественно-промышленной выставке Кусковский завод был награжден бронзовой медалью за «нефтяные продукты весьма хорошего качества».

В декабре 1880 года Александр Вениаминович основал в Москве уникальную для России фирму — «Техническую контору», которая предоставляла инженерные услуги. Главным инженером в компании стал Владимир Шухов.

Симбиоз гениального изобретателя и талантливого организатора дал свои плоды. Контора со временем разрослась в крупное предприятие с большим потенциалом. Ее деятельность осуществлялась в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Царицыне (сейчас — Волгоград), Саратове. Компания занималась изготовлением оборудования для промышленных объектов — резервуаров для хранения нефти, газгольдеров, доменных печей, паровых котлов, а также возведением мостов, нефтепроводов и гиперболоидных башен. В число построенных объектов вошло трамвайное депо на Нижней Масловке для отстоя и ремонта 30 единиц техники.

Один из проектов Шухова — изготовленный в 1890 году паровой котел — дал начало еще одному направлению деятельности Бари. В 1894 году он основал завод по производству стальных котлов в Симоновой слободе на юге Москвы.

Оглушительный успех ждал компанию в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Особенно выделились круглый павильон-ротонда с висячим сетчатым покрытием и водонапорная башня в форме гиперболоида со смотровой площадкой на 30-метровой высоте. За эти изобретения фирма Бари получила право изображения государственного герба на изделиях и в рекламе.

Александр Вениаминович был примерным семьянином. С супругой Эдой фон Грюнберг, которую в России называли Зинаидой, он познакомился в США. В крепком и долгом браке у пары родились 10 детей. «У него всегда был в кармане футляр с фотографиями жены и детей. Помню, как он предлагал личным или деловым знакомым показать свое богатство… Любви и внимания его души к нам все равно не опишешь», — вспоминала дочь Бари Евгения Александровна.

Заботился предприниматель не только о членах семьи, но и о подчиненных. На производствах Бари создавались лучшие по меркам того времени условия для рабочих: отсутствовала система штрафов, предоставлялись бесплатные обеды и оплачиваемые больничные, действовала сберегательная касса. Дважды в год выплачивалась премия за качество работы, оформлялись отпуска. В помещениях устанавливали хорошее освещение и вентиляционные системы, присутствовали дезинфицируемые паром уборные. Прогрессивный предприниматель с европейским образованием объяснял: «Я экономизирую здоровье, время, расположение духа рабочих и тем выиграю только в барышах».

По просьбе старшей дочери Анны при котельном заводе была открыта школа. В 1904 году здесь обучались около 500 рабочих. Приглашенные специалисты преподавали русский язык, математику, историю, черчение, физику и географию.

Александр Бари скончался в 1913 году после продолжительной болезни. В некрологе в газете «Утро России» написали: «Организация дела Бари была так обширна и интересна, что он одновременно мог строить: мосты в Оренбурге, стальные баржи на Волге и паровозные мастерские в Вологде... В другой стране А. В. Бари стал бы Морганом или стальным королем Карнеги, но он был русский по духу, любил свою родину и, ворочая десятками миллионов, львиную долю своих доходов отдавал своим сотрудникам, рабочим».