Мало кто знает о существовании моря Банда. Я и сам не знал, пока не очутился на восточном берегу остова Сулавеси и не стал омываем его волнами. От Тихого океана море Банда отграничивается Молуккскими, а от Индийского - Малыми Зондскими островами. Среди них всем известен остров Бали и меньше остров Флорес, где не так давно нашли кости карликовых гоминид, что-то среднее между австралопитеками и нами с вами. Как особо отмечают исследователи, у них были хватательные пальцы и мозг размером с мандарин. Сейчас мы знаем - на Тик Ток хватает.
Само же море Банда получило название от островков Банда, которые торчат приблизительно посередине его. Эти самые островки Банда и прочие Моллукские вокруг известны как «Острова Пряностей» - звук, ласкающий слух любителей приключений – времена Великих Географических Открытий, скорлупки парусных кораблей, впервые пересекающих океаны, съеденный без майонеза Магеллан и мешки с заморскими пряностями на европейских пристанях.
И я тут, на этих самых берегах. А, как говорится, ничто не предвещало. Начальная школа номер 16, улица Чехова, дом 144, квартира 8, Новосибирск. Сибирь, за окном минус 45, занятия отменены сообщением из радиоточки, 15 копеек на мороженое. Красные щеки, варежки на резинке, прыганье с гаражей в сугробы. Где тут «острова пряностей», затерянные среди тропических морей, скажите на милость!?
Здесь, где я сейчас, «берег моря Банда» — это несколько километров песчаного пляжа, над которым нависают пальмы, осязаемый шаблон рекламно- тропической фотографии, завлекающей в мечтательные дали. Дуга пляжа пустынна, лишь на самом ее краю, возле далекого скального мыса, виднеется несколько домов аборигенов и полуразрушенная спасательная башенка – реликт безуспешной попытки цивилизовать пляж и привлечь отдыхающих. Никого на пляже нет. Иной раз подъедет машина с парочкой, да группки местной молодежи на байках. Никто из приезжающих не купается; в лучшем случае бродят по колено в воде, но чаще просто сидят на берегу. Мы стараемся приехать на пляж пораньше, пока не жжет солнце. По утрам по пляжу бродят редкие коровы. Когда солнце начинает припекать, они уходят вглубь острова, оставляя на песке длинные цепочки следов.
На море штиль, длинные пологие валики волн с едва слышным шорохом набегают на пляж. За время, проведенное здесь, не помню штормов. Не видел акул, медуз или ядовитых рыб, морских ежей. Море вечной неги и расслабленного покачивания в теплых волнах.
По поверхности моря вспыхивают блики солнечного отражения. Море пустынно. Нет яхт с полуголыми красавицами и пузато-волосатыми олигархами. Редко-редко на горизонте помаячит рыбачья лодка или силуэты далеких барж, перевозящих никелевую руду на китайские заводы. Здесь, в тропических юго-восточных морях, для огромных круизных лайнеров нет раскрученных туристических мест, а олигархи предпочитают Карибы – там ром, марихуана и полуголые креолки. Тут, в негостеприимных в этом смысле мусульманских водах, за это рубят головы.
В отлив море отступает на пару сотен метров, обнажая плоскую песчаная полосу. В плотном песке множество дырочек с шариками вокруг - колонии крабиков. Они на удивление быстро бегают – как бы догнать можно, но, прежде чем сделаешь пару шагов, он успевает шмыгнуть в очередную норку и исчезнуть с глаз. Изредка в песке попадаются маленькие пестрые ракушки. Валяются выброшенные морем пластиковые пакеты, обрывки веревок, пустые бутылочки от шампуней, обломки кораллов, скукоженные тапки-вьетнамки и обгрызенные морем доски. Среди них попадаются оранжевые морские звезды, зеленые стручки мангровых семян и закатанные в песок кокосовые орехи. Закинул несколько орехов на берег. Надеюсь, им повезет и они прорастут пальмами.
На берегу моря Банда мы играем в бол’n’бол. Я пристрастился к этой игре на другой стороне земного шара, в Латинской Америке. У ней нет устоявшегося названия, ее называют то пляжным теннисом, то пляжным бадминтоном. Я называю ее "погонять шарики" или бол-энд-болом, бол’n’болом. Играем деревянными ракетками и, в отличие от малоизвестных у нас заокеанских падела и пиклбола, резиновыми мячиками. Наши правила игры нацелены не на спортивные победы, а на поединок с собственными обвисшими боками и одышкой на лестнице. Ракетки у нас фанерные, но не возбраняются дорогие специальные ракетки для паделов-пиклболов; в принципе можно играть и лопатой. На берегу моря Банда мы играем на песке, а в городе на теннисных площадках. Цель игры в бол’n’боле – перекинуть мяч на сторону соперника любым способом - молчаливо подразумевается, что отбить ракеткой. Наши правила игры демократичны: допускается несколько отскоков (стихийно сложилось, что три, но можно и четыре и пять) на твоей половине площадки до отбоя мяча. Если неудачно отбил и мяч отскочил на твоей половине, можно его еще раз отбить. Главное - на ту сторону. Границ у игрового поля нет, не улетел мячик далеко -и ладно; практическими границами служат сетки вокруг теннисного корта, а если на пляже, то хорошо бы не в воду. Ограничения по времени игры тоже нет – играешь, пока хочешь и как можешь. Деревянные ракетки тут есть, а мячики я привожу из России, где они продаются под названием «мяч резиновый детский разного диаметра». Да, так вот «разного диаметра и играем, под настроение – большие летят подольше, маленькие побыстрее.
Можно играть вдвоем, можно втроем, можно вчетвером; если больше, будет, наверное, тесновато. Если нет теннисного корта, можно играть на волейбольной площадке, ее нет - в хоккейной коробке, на пустыре за домами, между гаражей, а если всего этого все равно нет – то на пустынном песчаном пляже на берегу моря Банда...