Про Куравлёва принято было го-ворить две вещи. Первая состояла в том, что актёр, как бы в жизни не нашёл именно "саоё амплуа", а сы-грал сотни разноплановых ролей больше, чем кто либо. Публикацию с элементами интервью Елены Миль-чановски ("МК") цитирую дословно: "Непутевый Афоня? Предприимчи-вый Жорж Милославский? Коварный оберштурмбанфюрер Айсман? Или все-таки влюбчивый, всегда готовый каждому помочь Пашка Колоколь-ников из «Живет такой парень»? Са-мый пластичный артист Советского Союза, сыгравший больше разно-плановых ролей, чем кто бы то ни было из его партнеров по фильмам, в эту субботу, 8 октября, отмечает 80-летие." (публикация, к слову, 2016-го - прим. авт.)
Ну так это, считаю, скорее достои-нство актёра, чем недостаток. Гла-вная проблема киноартистов в чём? В востребованности - раз (с этим у Куравлёва полный порядок). Я не знаю, кто из его коллег мог похва-стать 250-ю киноролями (Леонид Куравлёв может). Многие, напротив, жалуются на то, что стали "заложни-ками образа" (например, А. Демь-яненко и М. Кононов, которым да-вали роли наивных, "положитель-ных" простаков или И. Старыгин, игравший аристократов), Куравлёву (которого в начале карьеры вос-принимали, как характерного коме-дийного актёра, удалось не только опровергнуть все "штампы и клише" по поводу способностей, но и каж-дый раз удивлять зрителя "новизной образа", а количество ролей в кар-тинах было таким, что, числясь с 1965-го по 1992-й в театре кино-актёра, Леонид ни разу в на сцене самого театра не сыграл. А зачем ему было это делать, если он, пра-ктически, всё время был занят в кино, за год участвуя в создании 5-и, 7-ми, а иногда, даже, 9-ти кино-лент?
Помимо прочего, Леонид Куравлев принимал участие в озвучке анима-ционных лент (всего озвучил 7 ро-лей в мультипликационном кино). Например, его голосом говорили толстый разбойник "мультфильма "Айболит и Бармалей" (1973), со-лдат Мартынко в мультфильме "Мартынко" (1987) и кузнец Ва-кула (анимация "Ночь перед Ро-ждеством").
Шукшин считал, что, если актёр глу-боко "вошёл в образ", то импрови-зации "идут роли на пользу".
Большинство персонажей Кура-влева стали настоящими наро-дными героями. Он действительно проживал жизнь на съемочной пло-щадке. Например, во время работы над «Афоней», режиссер Данелия заявил, что сам поверил, что Кура-влев — непутевый сантехник. Имен-но поэтому ему было так легко им-провизировать на площадке. В од-ном из интервью он рассказывал, что прочитал слова Милославского про сберегательные кассы и попро-сил у Гайдая фразу дополнить. Ре-жиссёр разрешил актёру сделать это, и в итоге появилась фраза: « Храните деньги в сберегательной кассе, если они у вас есть». Жорж Милославский, Шура Балаганов в «Золотом телёнке» и Копчёный в фильме «Место встречи изменить нельзя». Леонид Куравлев до конца жизни искренне удивлялся: сыграл трех воров, но всех их любит зри-тель. Мастер импровизаций, Кура-влев на ходу придумывал фразы, ко-торые уходили в народ. А когда снимали музыкальную сцену в пала-тах Ивана Грозного, артист неожи-данно появился в кадре с пачкой «Мальборо» – любимых сигарет Леонида Гайдая. Режиссёру идея понравилась, и дубль вошел в ка-ртину.
Простой как пять копеек, насто-ящий рубаха-парень, мечтательный и немного наивный. Роль Пашки Ко-локольникова действительно шла Куравлёву. Благодаря фильму «Жи-вет такой парень» образ своего па-рня приклеился к нему на всю жизнь.
«Трофимыч, Федул где?». – «Обеда-ет». – «А ты что ж никогда не обеда-ешь? Верблюд, что ль?».
А теперь привожу другие крылатые выражения в кино, многие из кото-рых "авторства" Куравлёва.
Жорж Милославский, "Иван Васи-льевич меняет профессию":
"Я артист больших и малых акаде-мических театров, а фамилия моя… фамилия моя слишком известна, чтобы я её называл." "Я тебя спра-шиваю, ты на чтo, царская мoрда, намекаешь?", "О-о, да ты, ваше бла-городие, нарезался…", "Торопиться не надо! Сесть я всегда успею!", "Ой не похож, ой халтура!", "Что вы на меня так смотрите, отец родной, на мне узоров нету и цветы не растут!", "Были демoны. Мы этoгo не oтрица-ем. Нo oни самoликвидирoвались.Так чтo прoшу эту глупую панику пре-кратить.", "Чтo же вы, маэстры, мo-лчите? Ну-ка, гряньте нам чтo-ни-будь!"
Афанасий Борщов, "Афоня": "Тебя как зовут-то, кареглазая? – Катя. – А меня Дормидонт! Евлампиевич!", "Спасибо, отец, на хлеб не нама-жешь.", "Скажи: "Трр". – Трр. – Алло! Крокодил Гена у телефона! Вот и созвонились.", "Прекрасная погода, не правда ли?", "Занято, дядя! Дамы приглашают кавалеров. – А ты сам, дама, что ли? – А это мое дело, пер-сональное."
Копчёный, "Место встречи изме-нить нельзя": "Вы бы сняли пиджа-чок, гражданин начальничок!", "А что, и пошутить нельзя? Ну что не скажешь в шутейном разговоре? Вы пошутили, я тоже посмеялся. А вы к сердцу принимаете.",
Пашка Колокольников, "Живёт та-кой парень": "Тебе тошно, а ты улы-байся.", "Женщина как стартер – ко-гда-нибудь, да подведет."
Шура Балаганов, "Золотой телё-нок": "Я не нарочно, я машинально! Вот тебе крест!", "Узнаю брата Колю!"
Володя Завитушкин "(Не может быть"): "Уберите психическую, а то жениться перестану!", "Мамуля-то не хороша совсем. Не понимаю, чего её среди здоровых держат, не преду-преждают? Она же за столом может кого-нибудь вилкой ткнуть!"
Миша Дятлов, "Самая обаятельная и привлекательная": "Что-то вы все печёте, девушки, печете! Уж лучше бы капусту квасили, что ли…", "Я все делаю по любви, отсюда все мои неприятности.", "Вода в аппарате для сотрудников института! Вы со-трудник института? - Нет! -Тогда и вода не положена. Пей, Лёха!"
... Ролей и созданных образов в Ле-онида Владимировича Куравлёва так много, что всех ярких, запоми-нающихся эпизодов и "летучих вы-ражений" не перечесть. Если вы вспомните что-то интересное в этом плане, прошу поделиться чем-нибудь таким, как, например, звучало из уст его Афони: "Ты на себя в зер-кало-то посмотри! «Сорок пять»! Да тебе больше 26-ти в жизни не дашь!».
Публикации по Куравлёва и про-сто "по теме":