Найти в Дзене

Ирина Архипова о дирижёре А.Ш. Мелик-Пашаеве

Ирина АРХИПОВА. Оперная певица. Народная артистка СССР. "Мелик-Пашаев был великолепным дирижером, он был нашим Гербертом фон Караяном. Жаль, что многие этого не понимали и не относились к Александру Шамильевичу так, как он заслуживал.
Мелик-Пашаев был очень интеллигентным человеком. Требовательным и в то же время очень внимательным. Он оценивал творческие возможности певца и его потенциал, понимая, что тот сможет спеть в будущем. А если у певца что-то не получалось, заставлял концертмейстера заниматься с ним, доводя исполнение до совершенства. Всегда поражали умение Александра Шамильевича собирать уникальные исполнительские составы для спектаклей, его мудрость, терпение и умение ждать.
Мы впервые встретились с Мелик-Пашаевым еще до моего поступления в Большой театр. Он подошел ко мне в театральном буфете и сразу спросил, какие партии у меня есть, знаю ли я партию Марфы из "Хованщины", и предложил мне вернуться в Москву, в Большой театр. Я ответила отказом. "Мне в Свердловске дал

Ирина АРХИПОВА. Оперная певица. Народная артистка СССР.

"Мелик-Пашаев был великолепным дирижером, он был нашим Гербертом фон Караяном. Жаль, что многие этого не понимали и не относились к Александру Шамильевичу так, как он заслуживал.

Мелик-Пашаев был очень интеллигентным человеком. Требовательным и в то же время очень внимательным. Он оценивал творческие возможности певца и его потенциал, понимая, что тот сможет спеть в будущем. А если у певца что-то не получалось, заставлял концертмейстера заниматься с ним, доводя исполнение до совершенства. Всегда поражали умение Александра Шамильевича собирать уникальные исполнительские составы для спектаклей, его мудрость, терпение и умение ждать.

Мы впервые встретились с Мелик-Пашаевым еще до моего поступления в Большой театр. Он подошел ко мне в театральном буфете и сразу спросил, какие партии у меня есть, знаю ли я партию Марфы из "Хованщины", и предложил мне вернуться в Москву, в Большой театр. Я ответила отказом. "Мне в Свердловске дали комнату, я пою в театре все, что захочу, и мне это нравится!" Мелик-Пашаева ответ удивил. Но он продолжал интересоваться моей судьбой, звонил в высшие инстанции. В конце концов, меня перевели в Большой театр.

Помню, как Александр Шамильевич подошел ко мне после "Кармен" (я пела ее с другим дирижером) и спросил: "Вы знаете партию Амнерис?" Я сказала, что пела ее два раза. Он заметил: "Это ничего не значит". Мелик-Пашаев быстро принимал решения: вскоре я стала петь Амнерис.

У каждого человека бывают ошибки, случаются они и у мастеров. Но я не могу припомнить ни одной ошибки у Александра Шамильевича. Его оперные спектакли-праздники зрители приходили смотреть по нескольку раз. И шли на спектакль, зная, что получат удовольствие от музыки. С Мелик-Пашаевым было очень интересно работать. Жаль, что совместных работ у нас не так много: "Аида", "Кармен", "Борис Годунов", "Фальстаф" Верди - сложнейшая опера с огромным количеством вокальных ансамблей. Ее поставил Борис Покровский, сделав красивый и невероятно трудный для певцов спектакль.

Сердился ли Мелик-Пашаев на певцов? Однажды я ошиблась в "Кармен" в том месте, которое хорошо знала. Бывает так, что, если я ошибаюсь, я эту ошибку повторяю. Он очень нервничал и сердился, но, по-моему, никогда не говорил с певцами об их ошибках. Просто писал замечания в журнале.

Мелик-Пашаев создавал изумительные трактовки музыкальных произведений. Сколько тончайших нюансов было у него в "Реквиеме" Верди! "Реквием" начинался с воздушного пианиссимо, постепенно звучание нарастало и становилось грандиозным... Александр Шамильевич с удивительной ответственностью относился к работе и добивался фантастического уровня исполнения. За два дня до каждого спектакля у нас были спевки. (Сейчас о таком можно только мечтать.) Из-за этого спектакли звучали совсем по-другому.

Помню, в Москву приехал на гастроли итальянский театр, дирижировал Герберт фон Караян, но мне не понравилась опера, которую я услышала. Конечно, Караян дирижировал с душой и с настроением, но после Мелик-Пашаева мне показалось, что итальянцы пели слишком грубо и относились к музыке без особого пиетета...

Александр Шамильевич рано умер. Когда его не стало, мы были в трансе, казалось, что наше музыкальное развитие на этом остановится. И отчасти были правы. Никто из дирижеров больше не относился к певцам с такой требовательностью и вниманием, как он".