"Верните байдарку!", прыжок в мокролазание и навигационные сны.
Вашему вниманию набор букв, сложенных в слова, с помощью которых я повествую об участии в 48-ми часовой приключенческой гонке Red Fox Adventure Race под Выборгом. Букв получилось неожиданно много. Стараюсь всё описывать оперативно, так скажем, по горячим следам. И вот спустя каких-то неполных четыре месяца все готово! Напомню основное правило, действующее на этих страницах: не интересно – не читай.
На секундочку, RFAR - старейшая и крупнейшая из ныне проводимых приключенческих гонок в России. В этом году организаторы дважды сильно удивили: впервые когда вместо (а не вместе с) байдарок сделали водный этап на сапах, а второй раз когда параметры дистанции резко вырасли за несколько дней до старта. Первое явно сказалось на стартовых списках, не все сильные участники смогли принять настолько современно-революционный концепт. Второе же просто стало хорошей острой темой для обсуждения в дороге на гонку.
Ну а мы что? Как регистрация открылась, я с надеждой на отказ спросил команду, поедем ли мы? Катя и Семён уверенно ответили "Да я буду". И ещё с нами согласился бежать Женя Хромушкин. Кворум есть, значит поедем расширять горизонты познания.
И вот мы в лагере гонки. У меня по пути еще была история с просьбой "добудь звезду с неба" от Женька. Пришлось напрячься (что отсрочило мой приезд в лагерь до глубокой ночи) и уважаемых людей напрячь, но звезда на 36 зубьев была найдена и Женек обрел некоторое спокойствие.
Сборы не моя сильная сторона, копаюсь, забываю куда что положил, нервничаю немного. По одежде все более менее понятно, а вот еду собираю по принципу баланса визуального объема и планируемого времени на этапах. В этот раз снизил количество спортпита от Gel4u до 25% от общего объема еды. Там были разные гели (простые, с bcaa, double energy, с электролитами), мармеладки Beta Fuel, порошок Beta Fuel на велосипед, пара новых гелей и гидро-желе 226ER (желе топовое, гели тоже хороши). Это сработало: съел почти всё это великолепие, за исключением пары гелей на раме велосипеда, один из которых лопнул при падении (это я писал давно и сейчас не помню где и как упал). Уделался в нем весь, штаны прилипли к бёдрам, неприятные ощущения сохранялись всю вторую ночь вплоть до похода в душ после гонки. Остальной спортпит зашел куда надо и поэтому работал как надо. Да и с остальной едой в этот раз все было прям хорошо.
Собрали и попробовали наши сапы от Sirena Sport. Да, не для такой гребли его придумали, но стало понятно зато, что выжить мы как-нибудь должны. Ну и план спланировали. Тут главный у нас Семен, я лишь подсматривал и задавал глупые вопросы.
Отбой случился поздновато, как обычно накануне старта, в сборах я дольше всех. Утром у меня случился день рождения, продлившийся в этом году почти трое суток. Завтрак с шампанским, изумительным кексом от Ани с Серегой (испекли, передали, ну очень приятно!) и макаронами вместо овсянки.
Дует ветер, озеро разбушевалось. Волны с барашками вообще не кажутся уместными. Так и вижу, как разворачивают они наш сап в произвольных направлениях. Гоню его на старт по воде и по ветру, проверяя как оно вопще. Выживем.
За 10 минут до старта решаем начать бегом с сапами, чтобы не выгребать в толпе против ветра. Стоим на берегу, а судья говорит: "старт с воды, все в воду". Постояли в воде и побежали в берег. Хватаем сапы и вот гонка началась. Самый странный мой старт ever.
На перегоне проигрываем гребущим, но не много. даже толкучки у первого пункта нет, спокойно отмечаемся. Второй перегон боком к волне, идём по дуге. Тут 5 минут назад дважды килялись Вован с Гошей, но наш сап перевернуть сложнее, хотя попытки были достатчно близкие к успеху. Элитнее всех смотрятся Wild Trail на сапе-четверке, скорость - мое почтение. Дальше начинаем беговую часть.
Только по фото я узнал, что на протоках с перекатами после 4 КП было столько оверкилей. Нам как-то повезло, мы с Катей слаженно проходили, она гребла, я табанил. Даже шверт не оторвали (в отличие от второго нашего экипажа). Пункты в целом тоже брались неплохо, правда на некоторых уже были очереди. На беговой части после 5 КП (мы не могли такое пропустить), к нам присоединяются Не Старые Бойцы - Шурик и Серега. На беговой части отбегаем немного вперед. 6-8, дальше опять в лес. Пробегаем СНТ, ловим изумленные взгляды метных жителей. Видимо бегающих людей с сапами они еще не видели, этот фестиваль сапбординга на Большом Градуевском проходит не только лишь в акватории. Сами мы тоже разного насмотрелись: самой печальной сценой была сцепка из двух сапов, на переднем господин греб на коленях саповым веслом, а на заднем дама грустила без весла.
Чувствую как наша с Катей двойка добавила в гребле. Меня не утомляет махать веслом, только невменяемая посадка в сапе напрочь убила что-то из поднимающих бедро мышц. Катя явно добавила лыжной подготовкой. Да и бегаем с сапом мы на равне с парнями.
Неприятностью стал 9 КП, последний на этапе. Станция стояла наверху огромного камня, перед которым к нашему приходу уже была очередь. Коллективно придерживая друг другу сапы, взяли пункт, но оставили там неприлично много времени.
После выходим на берег и на дороге сдуваем сапы. Дальше добегаем с рюкзаками, скидываем сапы и иже с ними, убегаем дальше на трекинг. На нем всего два пункта, бежим бодро, подбирая команды. Белорусы угощают белорусской минералкой и рассказывают про фан-клуб Кати в Гомеле. Ребята заряженные и очень жаль, что дальше их не пустят на КПП в Выборг. Это беспредел на местах, так как их проход был вообще-то согласован, а не тот случай когда команда решила (вопреки требованиям оргов) взять копии вместо оригиналов паспортов, у них все было. Но об этом позже.
После 15 КП блуждаем по болотам и зарослям, потом транзитка и около 6 вечера уходим на вел уходим четвертыми в абсолюте, сразу на нами Бойцы. Дальше начинается сложное крутилово, дорога до 68 КП вообще не внушает оптимизма. С содроганием сердца думаю о том, что если все дороги этого класса в карте такие, то мы можем и не взять всё. На грязи и неудоби мы не так быстры и сделать особо ничего не можем, в отличие от грейдеров и асфальта. Для них у нас есть несколько козырей в рукаве и под седлом. Еще фирменный поезд "Katusha-экспресс" иногда строим.
Не все дороги оказались печальны, скорее наоборот, дальше было много быстрых перегонов. Мы, набрав крейсерскую скорость, пошли догонять. Работаем слаженно, но поезд почему-то в этот раз дает сбои, не сильно эффективно получается.
Особенность этого велоэтапа в том, что он сразу делит всех на тех кто хочет брать всё и на остальных. Мы рискнули причислить себя к первым, и едем на КП 65 в угол карты. Удобный перегон, можно оценить сколько тащат нам лидеры абсолюта. Выходит, уже более 40 минут. Первыми идут Вован и Гоша. На обратном пути понимаем, что, вероятно, ни одна команда-четверка сюда кроме нас не поехала.
Первый веревочный тех этап проходим приемлемо, там все как-то просто было: зажумарить, пройти по перилам, дюльфернуть. Чаю еще налили сладкого с лимоном. На одной из станций отметили дни рождения, мой и волотнера, позвенели карабинами. В транзитке еще немного чаю и в дорожку. Вечереет, а маршрут неумолимо ведет нас к водно-скальным развлечениям, как раз уже глубокая ночь наступить должна.
Асфальт вроде неплохо крутим по совокупности командной работы, и вот раз-раз и съезжаем на грунтовку в сторону 82 КП. Время к полуночи. У меня был шикарный план, как я переоденусь в легкую одежду, которую не жалко намочить, а после купания обратно в сухие велошмотки. Но реальность внесла в этот план коррективы: метров за 100 до транзитки падаю в лужу и сразу становлюсь на левую половину мокрым. Ставим велы, все же переодеваюсь и выходим в сторону перил. Семен уходит первым, за ним Катя. Перед нами работает команда Wild Trail. Сразу начинают пугать: перила какие-то жесткие. И вот Семен кричит из-за угла: "Бегите в транзитку за жумаром". Шикарно, Женек побежал за жумаром для Кати, а я побежал ему вдогонку, потому что вспомнил, что мы спасики не взяли. Это не обязательно, но как будто хочется. Вернулись, раздал спасики. Мне достался счасливый, на молнии нет собачки, а другие крепления отсутствуют. Ну штош, как есть. Кусок перил, где нужен жумар, прикольный. Считай просто крутонаклонка без опоры для ног. Короткая, Семен и я так пролезли, Катя на жумаре, Женьку помог жумар другой команды и чуть я.
Захожу за угол. Вижу Катю у станции и и кусок собирающегося прыгнуть Семена. Он собирался не долго, и с криком "Ааах!" шагнул в полумрак. Прилетел в воду Семён не ногами, а полупопой. Говорит, отбил.
Теперь очередь Кати. Подхожу к ней. У нее пока механические действия, отстегнуть карабин, расстегнуть каску. Судья на лодке даёт ценные указания. И вот Катя разворачивается лицом к неизбежному и сразу заявляет, что не прыгнет. Чуть пониже есть полочка, подспускается на нее, судья против: "отсюда не зачту!", говорит. Катя возвращается повыше, в ее глазах я вижу что-то вроде паники. Успокаиваю ее, говорю, что страхуют, сильно зашибиться не получится с такой высоты, а если хорошо прыгнуть, то вообще ничего не почувствуешь. А она: "Я хочу сойти с гонки!". Ну тут обстановка разрядилась, потому что я ей сразу заявил, что сойти мы отсюда может только в воду. Дальше чуть манипуляции: "а Семён там внизу в воде мёрзнет", и вот она берет и прыгает. Идеальный прыжок, но диалог был достачно долгим.
Это все здорово, но теперь-то моя очередь...
Прыгнул я сразу только потому что там где-то внизу в в темноте и холодной воде плавает половина мной команды. Решил так: отстегиваюсь, не разворачиваясь голосом уточняю можно ли прыгать, разворачиваюсь и шагаю.
Долетел быстро. Холодная вода с головой поглотила меня в свои глубины, но без шлема, он вышел на поверхности. Вынырнул. Огляделся. На скалах висят 4 станции, вокруг плавают люди.
Катя с Семёном, как пингвины, сидят на полке на втором слева маршруте. Только обычные пингвины не дрожат, а мои - дрожат. Катя натурально, а Семён если и не весь, то глазами. Пролез по-быстрому второй справа маршрут, попробовали с Димой Зюзиным первый справа. Не зашло, а дальше пробовать было как-то неуютно. Поплыл к полке с моими пингвинам. Залез к ним дрожать, отметил КП. Долгожданный бултых, Женек прыгнул. Пришло время покидать мокроскальную полку и плыть в сторону выхода из воды. По пути показал Женьку куда лезть, на третьем слева даже как-то вроде помог. Становилось очень неуютно. Вылезли, подождали Женька. Дрожу в горку, дрожу в транзитке, переодеваясь. На самом деле состояние привычное, и оно вовсе не значит, что уже край. Просто надо двигаться.
Переодеваюсь в одежду на 50% посуше, выжимаю номер. Костер тут есть, но далеко и не для нас, так что просто надо ехать на ночной Тур де Выборг. Там вроде как Дикси круглосуточный (ага, с ним вообще та еще история вышла). Ну как уезжать, сначала переправа с велосипедом над местами мокрой славы, а потом уже ехать. Переправа штатно, кажется с двумя великами проехал, если память не изменяет.
Едем дальше. Перед Выборгом на канале КПП, просят показать паспорта. Мы, следуя заветам организаторов и списку обязательного снаряжения, их конечно же взяли. Показали, причем я просто обложку продемонстрировал, приняли. Тогда мы еще не знали, что не мокролазание (по большей части протокола) решит исход этого RFAR, в именно этот КПП.
Дальше был красивый рассветный абсолютно пустой Выборг. И никакого Дикси. Во-первых Семен решил тайком нас мимо него провезти, а во-вторых он был не круглосуточный. Ну нет и нет, как говорится. А крутили мы неплохо, работали командой. КП в Выборге брались вполне успешно, критично нигде не натупили. В какой-то момент на противоходе увидели легендарных (по итогам гонки) Прогрызов из Токсово. Эти бравые ребята без паспортов прошли напролом под вой сирен через забор рядом с КПП у Сейминского канала и таким образом стали, как я понимаю, единственной продолжившей гонку командой без документов.
Заканчиваем велоэтап утром, около 7. В транзитке нас ждет опытная команда сапортов из Маши Якимовой и Лиды Хромушкиной. Одной рукой переодеваюсь, другой ем свежую пасту. И даже не последним копаюсь, удивительно! Бежим на трекинг, в планах много купаться.
Сразу влипаем на неточно стоящем 16-м. Там сразу было понятно что на точке его нет, шаримся в округе. Дальше еще один дорожный перегон и начинается медленный агрессивно нападающий лес. Купаться хочется сразу, да и возможности к этому все открыты. Пользуемся с радостью. Именно про этот этап Игорь Клепча спрашивал на брифинге, можно ли взять с собой некое надувное плавсредство. Прямого запрета озвучено не было, и вот в какой-то момент мы встречаем Игоря с напарником Сергеем и пакрафтом. Они будто бы были впереди, но как оказалось, не прошли КПП под Выборгом и пропустили много из прошлого велоэтапа. Дело было уже под конец этапа. Он вроде не сложный, но медленный и долгих (плюсом к плаванию много заболоченных берегов), хотя мы и быстрее нашего плана справились. Под конец где-то поплавали в конкретно вонючей воде и, благоухая, продолжили путь к ТЗ.
Транзитка. Впереди остался большой велоэтап, практически без спецэтапов и с конскими перегонами, да на вторую ночь. Один момент на северной карте сразу повергал в уныние: два КП по двум восточным углам карты, а между ними грейдер. Хорошо хоть не 10 (?) листов карты без пунктов, как, говорят, бывает на мировой серии.
Выезжаем в вечернюю дорогу. Провожу для Женька мастер-класс по работе толкачем. Поскольку буксир есть только у меня, остальные имеют возможность помогать Кате только деликатным подталкиванием. Женёк быстро обучаем, но дальше сказал: "надо отрабатывать на жене". Семена этими вопросами мы не грузили, его делом было в карте разбираться (с чем он без труда справлялся), ну и поездом нас катать, по возможности (это было не часто в этот раз).
Грейдеры оказались достаточно быстрым, но жутко пыльными. Редкие легковушки это ладно, а вот после очередного грузовика (там карьеры были) пыль непроглядная стояла минут по 10. Ветра как раз не было. В результате веки хлопали со скрипом, а на зубах хрустело. Не так я планировал принимать соли на дистанции.
Из угла в угол карты как-то осилили. Но на КП 49 случилась история: очень нам не понравилась та водонапорная башня. Особенно она не понравилась Кате, но и Семён тоже, ушедши наверх искать КП вернулся ни с чем. Сказал что не самый верх лезть откровенно стрёмно. Башня до дури высокая, метров 30. На площадках между лестницами дай бог половина (меньше) досок, а те что остались, доверия не вызывают. В результате посовещавшись, решаем оьъявить организаторам демарш за небезопасный пункт. Надо же когда-то начинать.
Включаю телефон, созваниваюсь с начбезом (многоуважаемым господином президентом) Денисом Куприенко, объясняю насколько тут небезопасно по нашему мнению, присылаю фотографии, ждем. Пока ждём, местные жители начинают нас пугать вызовом полиции, а то шарятся тут всякие в лосинах. Как-то долго ждём, решаем уезжать, о чем сообщаем Дену. Но он чуть позже сказал, что КП нам зачтут, и приедут перенесут его пониже. Разумно.
Пока держал телефон на связи, начитался АдвенЧатика, где Фаина вела очень увлекательную трансляцию для тех кто остался дома. Я тоже увлекся, интересно же как там снаружи гонка выглядит по червячкам в o-gps. Оттуда узнал, что мы вообще-то возглавляем гонку сейчас, перед нами на дистанции ноль команд. По очкам мы тем временем были вторыми, но об этом пока никто не знал, червячки об этом умалчивали. Это всё мокролазание и маленькая петелька у Сереги Романенкова, которая позволила ему вылезти +1 маршрут к нашим. Но они двойка, а мы четверка.
Крутим дальше, начинаются сумерки. Честно говоря, спать на этой гонке я хотел ещё сутки назад, а сейчас начинается настоящая борьба со сном. Пока в мою пользу, могу нормально помогать Кате, где это актуально.
Дальше события развивались не то чтобы стремительно, скорее медитативно. Физически велопрогулка отлично давалась, никто ни на что не жаловался. Я лично кайфовал от удобного седла, ни одного неприятного сигнала от области контакта с ним не раздавалось.
Сумерки приносили с собой все больше сонливости. Первым, кажется, начал отъезжать Семен, он теперь ориентируется по навигационным снам. Ему то ли карта снилась, то ли местность, но ехали мы куда надо, не залетали. Уровень! В какой-то момент я понимаю, что моя грань сна и яви перестала быть четкой. Вторая ночь на гонке – это как заглянуть в Зазеркалье, где от нашего привычного мира существуют некоторые отличия. Физически это ощущается как отделение сознания от тела. И вот ты уже слышишь свой голос как будто со стороны. Мозг в этом состоянии обычно одушевляет разные природные объекты или превращает их в нечто антропогенного происхождения. Например дерево в человека, корягу в велосипед или медведя, камень в палатку. В таком состоянии можно стабилизироваться: грести, двигаться бегом или на велосипеде. Цикличные движения ему не противоречат. Но есть риск зайти чуть глубже в сон, туда, где теряется бессознательный зрительный контакт с действительностью, страдает и координация, мышцы расслабляются и... Вот ты ехал, а вот уже из кустов торчишь вместе с велосипедом.
Последнее пытался исполнить Женёк, причем попутно хотел и меня с собой в кусты забрать. Я увернулся, а он вовремя проснулся.
Я же поспать решил лишь на самом трудном участке северной карты и в частности перегоне 57-54. Просыпался только на время крайне неприятного брода. Было очень холодно, пришлось даже штаны мембранные надевать. Дальше ещё немного поспал, но с рассветом начала возвращаться бодрость, стал помогать Кате. В там уже и проснулся окончательно. Как работает тело в этот раз мне нравилось. Никаких явных просадок не заметил. Елось очень хорошо, даже я бы сказал отлично.
Чётко помню как стали расти скорости перед финишем. Всем явно хотелось уже заканчивать это славное путешествие. Ну и конкурентов стали встречать, Серега и Шурик, будущие абсолютные победители, брали конец велоэтапа немного другим вариантом. Мы были впереди, но не сговариваясь добавили.
Особенно доставляли в тот момент легенды в стихах. Голова уже не то чтобы здорово с ними справлялась. Долго искали КП 58, это был некий мини-квест, нашелся пункт явно не в центре кружка. Потом был финальный тех этап на КП 39, надо было на большущий камень залезть по веревкам. Но снаряжение использовать было лишь рекомендовано. Мы взяли систему только для Кати. И вот на этапе находим верёвку с узлами, втроём залезает по ней, пока Катя жумарит и дюльферяет по обычной. За узлы, как оказалось потом, спасибо нужно говорить Бесу. Вот не пожалел человек времени для конкурентов!
На КП 38 и финишный перегон мчим на всех доступных парах. И как обычно финишируем в пустой ранноутренний лагерь. Ни фотографов, ни толп фанатов не видно почему-то. Но мы привыкшие. По итогу на дистанцию ушло 44 часа и 16 минут, на полтора часа меньше плана, по большей части за счет быстрых дорог второго велосипеда кмк. Первые в четверках и вторые в абсолюте.
Спасибо команде организаторов за вложенные силы. Огромное, потому что понимаю, сколько этих сил потрачено. Спасибо нашей комфортной, резвой и четкой команде. Кажется, ни одного слова даже на слегка повышенных друг другу. Только разве что дистанции доставались от нас (от меня точно) разные эпитеты в сердцах. Вышка там, КП на скользких высоких камнях. Нельзя вот просто взять и смолчать.
Удовольствие получено, несмотря на нетрадиционную греблю. Было интересно. Но все же я склонен считать что решать судьбу результата на мультигонке должен не тех этап, а бОльшая вариативность и невозможность взять все КП лидерами. Ну и #вернитебайдарку!
Ждём что готовит 2026-й, на него есть некие особенные адвенчур-планы.