Найти в Дзене

Признание русской музыки в Европе или европейское пение на русском? Итоги 2025 года от берлинского журнала «Opernwelt»

   «Opernwelt» («Оперный мир») — ведущий в Европе ежемесячный журнал о музыкальном театре созданный в 1960 году. Известные авторы публикуют обзоры избранных спектаклей немецкой и международной музыкальной сцены, а каждый год в октябре выходит ежегодник «Opernwelt», в котором публикуется опрос 50 оперных критиков из Европы и Америки по 15 различным категориям (певец, исполнитель, режиссура, сцена, театр, оркестр и т. д.). На основе этих голосов выбираются и представляются публике номинации: «Оперный театр года», «Спектакль года», «Певец года», «Певица года» – одним словом, выдающиеся артисты, ярчайшие ансамбли и лучшие постановки сезона.    Новый выпуск, подводящий итоги года, сильно порадовал всех любителей хорошей «режиссерской» оперы, хоть и не мог шокировать тех, кто хорошо погружен в тему оперной жизни. В главной номинации «Театр года» был награжден театр «Цюрихской оперы» («Opernhaus Zürich»). Как замечает другой немецкий журнал: «Es war an der Zeit!» («Давно пора было!»). Цюри

   «Opernwelt» («Оперный мир») — ведущий в Европе ежемесячный журнал о музыкальном театре созданный в 1960 году. Известные авторы публикуют обзоры избранных спектаклей немецкой и международной музыкальной сцены, а каждый год в октябре выходит ежегодник «Opernwelt», в котором публикуется опрос 50 оперных критиков из Европы и Америки по 15 различным категориям (певец, исполнитель, режиссура, сцена, театр, оркестр и т. д.). На основе этих голосов выбираются и представляются публике номинации: «Оперный театр года», «Спектакль года», «Певец года», «Певица года» – одним словом, выдающиеся артисты, ярчайшие ансамбли и лучшие постановки сезона.

Обложка журнала „Opernwelt“ 2025 год
Обложка журнала „Opernwelt“ 2025 год

   Новый выпуск, подводящий итоги года, сильно порадовал всех любителей хорошей «режиссерской» оперы, хоть и не мог шокировать тех, кто хорошо погружен в тему оперной жизни. В главной номинации «Театр года» был награжден театр «Цюрихской оперы» («Opernhaus Zürich»). Как замечает другой немецкий журнал: «Es war an der Zeit!» («Давно пора было!»). Цюрихский оперный театр проделал выдающуюся работу в последние годы, а теперь, в конце целой 13-ти летней «эпохи» администрации его директора и главного постановщика Андреаса Хомоки, был отмечен наградой «Оперный театр года».  

   Номинацию «Певица года»«Madama, Poesia!» получила итальянская певица Элеонора Буратто. Она уже некоторое время является одной из ведущих лирических сопрано, но на Пасхальном фестивале в Баден-Бадене Элеонора Буратто превзошла саму себя, исполнив пленительную партию Чио-Чио-сан. Всегда приятно видеть лирические голоса, которые признают в музыкальном мире. 

Оперная певица Элеонора Буратто
Оперная певица Элеонора Буратто

   Самой счастливой новостью, без сомнений, стали премии «Певец года» и «Спектакль года». Победитель уже давно на слуху у любого ценителя синтеза чувственной русской интерпретации и немецкой точности. Я сам, помню, плакал над его исполнением партии Ленского в театре «Новой оперы», а увлеченная оперным миром публика с замиранием сердца следила за его уходом из «молодежки» Большого театра. Несомненный гений музыкальной интерпретации, мастер pianissimo и филлировки, эталон звуковедения, фразировки и актерского мастерства — все это лишь малая часть талантов украинского оперного тенора Богдана Волкова. Если вы не слушали его в роли Дона Оттавио («Дон-Жуан») Моцарта, не любовались его Неморино («Любовный напиток»), не сострадали Гвидону («Сказка о Царе Салтане») в постановке Чернякова, то необходимо сделать это незамедлительно. Окончательно в статусе эпохального тенора его утвердила главная роль в опере Мечислава Вайнберга «Идиот», показанной на зальцбургском фестивале. Эта же постановка, по совместительству, является победителем в номинации «Спектакль года».

Оперный певец Богдан Волков
Оперный певец Богдан Волков

   Здесь и возникает вопрос, заявленный в заголовке: снова ли входит в моду русская музыка, или, скорее ее европейская интерпретация? Точный ответ могут дать только голосовавшие в журнале критики, но вернее всего кажется версия, что и русская музыка и пение на русском в европейской манере — равно важны. Европейская традиция уважения к стилю, к точному исполнению авторского текста в симбиозе с русской чувственностью дарят надежду на яркое и светлое будущее для оперы и оперной исполнительской школы в целом.

   Читая выпуск этого года, невольно отмечаешь, что курс на тонкие лиричные прочтения уже «заслушанной» всеми музыки становится все крепче. Постмодерн, естественно, требует переосмысления уже созданного, но не всегда этот путь приводит к созданию высокохудожественного продукта. «Легкое» («leggiero») оперное пение требует титанического труда, большой исполнительской культуры, эрудиции и чуткого психо-эмоционального аппарата.

   Вызывает неподдельный восторг понимание, что сегодня известнейшие издания и самая изысканная публика ценят и уважают это неблагодарное искусство — проникновенного и красивого, сдержанного и полного нюансов лирического академического пения.

Автор: Данила Кулик

#НеДиванныйОперныйОбзор 

#НеДиванныйКультуролог