Найти в Дзене

Шон Оно Леннон: «Люди говорят, что я вырос в тени отца, но в тени была Йоко»

Шон Оно Леннон. Фото: Шарлотта Кемп Мул
Шон Оно Леннон. Фото: Шарлотта Кемп Мул

Музыкант, продюсер и сын Джона Леннона и Йоко Оно рассказывает о знаковом новом бокс-сете с ремастированными концертными записями его родителей, защите наследия The Beatle и о том, почему потребовалось 50 лет, чтобы его мать по достоинству оценили
Луи Чилтон, The Independent

«Многие пожилые люди думают: "О, все знают The Beatles, все знают Джона Леннона“. Но это совсем не так», — говорит Шон Оно Леннон. — «Я встречаюсь с друзьями моих племянницы и племянника, общаюсь с ребятами из поколения Z, и некоторые из них, клянусь, не знают разницы между The Beatles и The Monkees». Сын покойной звезды The Beatles и художницы Йоко Оно, возможно, прав. Для людей старше определенного возраста «Великолепная Четверка» — неизменная часть культуры, такая же привычная и постоянная, как воздух, которым мы дышим. Но кто сказал, что так будет всегда?

В этом, вкратце, и заключалась главная мотивация нового проекта Леннона — роскошного бокс-сета из 123 ремастированных записей Джона и Йоко, сделанных в период, когда их политический активизм был наиболее смелым. Релиз следует за документальным фильмом этого года «One to One: John & Yoko», посвященным благотворительному концерту пары 1972 года для детей школы Уиллоубрук в Нью-Йорке (жертв крупного скандала с жестоким обращением) и их радикальной политической жизни в Гринвич-Виллидж в начале 1970-х. Бокс-сет включает полную, очищенную запись с этого концерта и других выступлений того времени, с участием таких единомышленников, как Джордж Харрисон, Эрик Клэптон, Фрэнк Заппа, Стиви Уандер и Кит Мун.

«Если люди думают, что нам нужно прекратить выпускать новые версии этой музыки, я считаю, что они сильно ошибаются», — говорит Леннон. — «Потому что я не хочу жить в мире, где люди не знают эту музыку. У меня есть долг продолжать выпускать ее, делая звучание максимально качественным и находя способы заинтересовать молодых людей. И это не только ради меня и моих родителей. Это ради мира — я не думаю, что мир может позволить себе забыть The Beatles или Джона Леннона».

Разговаривать с Ленноном, который так сильно похож на своего покойного отца внешне, — это слегка сюрреалистично. У него такое же удлиненное, овальное лицо. Такие же проницательные глаза. (Его стиль тоже не избегает сравнений: сегодня во время нашего звонка у него длинные прямые волосы, борода, а на переносице — очки с тонированными стеклами). В свои 50 лет он теперь на десять лет старше, чем был Джон, когда его убили 45 лет назад.

Часто дети знаменитостей стараются скрыть свое происхождение, чтобы избежать обвинений в непотизме или профессиональных привилегиях. Однако Леннон с гордостью несёт свое наследие. Как и его сводный брат Джулиан, Леннон тоже музыкант, участвовавший в группах Cibo Matto, The Ghost of a Saber Tooth Tiger (созданной с его давней партнершей Шарлоттой Кемп Мул), Claypool Lennon Delirium, а также в возрождении Plastic Ono Band, музыкального проекта его родителей, который Йоко возродила в 2009 году. «До XX века большинство людей занимались тем же, что и их родители», — говорит он. — «Это вполне естественно. Но в современном мире это кажется странным, потому что люди ожидают, что ты откажешься от того, чем занимались твои родители, особенно если они были знамениты. Но есть только два варианта: либо изо всех сил избегать того, что делали твои родители, либо принять это».

Хотя Шону было всего пять лет, когда Джона застрелили в Нью-Йорке, выступления стали для него способом связи с покойным отцом. «Я впервые заинтересовался музыкой из-за папы», — говорит он. — «Мне всегда казалось, что музыка — это способ стать к нему ближе». Он едва заметно улыбается.

Джон и Йоко выступают вместе на благотворительном концерте, Фото Майкл Негрин
Джон и Йоко выступают вместе на благотворительном концерте, Фото Майкл Негрин

Леннон дает длинные, обдуманные ответы на мои вопросы, лишь слегка напрягаясь, когда я спрашиваю о текущей жизни Йоко, 92-летней пенсионерки. «Я в основном живу с ней», — говорит Леннон. — «Я стараюсь дать ей покой — она больше не хочет давать интервью и не заинтересована в том, чтобы быть публичной фигурой».

«Забавно», — продолжает он. «Люди всегда говорят, что я вырос в тени отца — это правда, но в тени была моя мама. У нее была процветающая карьера художницы, но как только она связалась с моим отцом, это на время отошло на второй план. Люди думают о том, как фанаты *The Beatles* не приняли Йоко, но и авангардное сообщество не приняло *The Beatles*! Современные художники были очень снобистски настроены по отношению к рок-н-роллу».

Это такое клише говорить: «Мир не был готов», но в случае с Йоко Оно это действительно применимо.
Шон Оно Леннон

Прослушивая и читая материалы нового бокс-сета (названного «Power to the People»), поражает, насколько значимой фигурой была Йоко как художник и активист. В последние годы общественное восприятие Йоко заметно изменилось — от давнего ярлыка «женщины, которая разбила The Beatles», к более справедливому признанию ее творчества и жизни.

«В то время в Англии, когда мои папа и мама начали встречаться, было действительно шокирующим видеть британца с японкой», — говорит Леннон. — «Добавьте к этому, что она не была просто украшением, а действительно радикально странной и интересной художницей — невероятно неординарной и дикой в своем видении мира».

Еще до связи с Ленноном Йоко была отвергнута родителями за предыдущие отношения (ее второй брак с художником-продюсером Тони Коксом), которые нарушали культурные нормы. «Она происходила из консервативного мира и была слишком радикальной для Японии», — говорит Леннон. — «Она была слишком радикальной и для свингующего Лондона. Это клише говорить: "Мир не был готов", но в случае с Йоко Оно это действительно применимо».

Афиша, рекламирующая мероприятие «Power to the People»
Афиша, рекламирующая мероприятие «Power to the People»

Как отмечает Леннон, на его мать было направлено много «ненужной враждебности». «В какой-то мере она и сама не облегчала задачу для некоторых людей», — говорит он, слегка наклоняя голову в прагматичном жесте. — «Это сложная история. Но суть в том, что ее не понимали, и это непонимание длилось более 50 лет. И я думаю, что ее наконец начинают рассматривать как личность».

Еще одним фактором в переосмыслении образа Йоко стал сериал «Get Back» 2023 года на Disney+, состоящий из ярких, проясняющих закулисных кадров записи альбома «Let It Be». Йоко появляется в сериале эпизодически, и принятие ее присутствия группой полностью опровергает устоявшееся мнение о ней как о дестабилизирующей чужачке.

Этот захватывающий сериал примечателен использованием искусственного интеллекта для восстановления архивных записей. ИИ — весьма спорная тема для многих артистов — также использовался для выделения вокала Джона в создании «последней» песни The Beatles «Now and Then», выпущенной два года назад. «Думаю, люди действительно неправильно поняли, что мы делали, когда говорили об ИИ», — настаивает Леннон. — «Потому что на самом деле это был более совершенный способ фильтрации шума из трека. Речь не шла о создании чего-то нового — это была сложная фильтрация шума».

Шон Оно Леннон: «Мне всегда казалось, что музыка — это способ стать ближе к папе». Вместе с  Шарлоттой Кемп Мул, 2014 г.
Шон Оно Леннон: «Мне всегда казалось, что музыка — это способ стать ближе к папе». Вместе с Шарлоттой Кемп Мул, 2014 г.

«Get Back» был наиболее показателен в двух аспектах: во-первых, как взгляд на непосредственный творческий процесс группы; во-вторых, как взгляд на неподдельные человеческие личности участников. Однако «Power to the People» раскрывает другую сторону жизни Леннона — его политику. В 1970-х Джон и Йоко организовывали акции по многим направлениям сразу: в один момент он выступает против войны США во Вьетнаме, в следующий — против заключения поэта-музыканта Джона Синклера. «Для меня его активизм проистекал из его основополагающих принципов — мира, любви и юмора — того ядра убеждений, которое у него было», — говорит Леннон.

Политические взгляды самого Шона, возможно, сложнее определить, чем у его отца, хотя он поддерживал прогрессивные идеи в прошлом и продолжает проповедовать послание Джона и Йоко о мире превыше всего. «Что касается того, куда движется прогрессивное движение, я считаю, что философия Джона и Йоко слишком забыта», — размышляет он. — «Мой папа всегда говорил, что [истеблишмент] не может справиться с любовью и юмором. И я думаю, что молодые активисты, пытающиеся изменить мир, достигли бы большего, если бы были любящими и с чувством юмора, а не жестокими».

Однако он выражает сомнения в эффективности протестов в современную эпоху — и в том, как современные авторы песен занимаются этим. «Я всегда вспоминаю, что после 11 сентября была крупнейшая в истории мирная демонстрация против возможного вторжения в Ирак. А примерно через неделю они вторглись в Ирак. Это вообще не сдвинуло стрелку. Тогда как во время движения за гражданские права эти протесты действительно влияли на культуру, на правительство. Люди прислушивались».

Джон и Йоко позируют на Полароид
Джон и Йоко позируют на Полароид

Он продолжает: «Если бы Тейлор Свифт написала песню о Газе, я не уверен, что она имела бы такой же эффект, как, например, песня моего папы "Revolution“. Думаю, люди стали более циничными, чем раньше. Отчасти это хорошо, потому что мы меньше очарованы знаменитостями — мы больше не поклоняемся им так же. Мы больше осознаем, что это люди, потому что видим, как они, знаете, ходят к дантисту на Instagram. Легко быть циничным по этому поводу… и я не знаю, каков ответ».

Я тоже не знаю ответа. Но если он есть, то «Power to the People» — увлекательная капсула времени энергичного политического протеста и освобождающих идей — хорошее место, чтобы начать его искать. Несмотря на опасения Леннона, The Beatles не на грани забвения. Их музыка продолжает жить и будет жить десятилетиями. Но то, за что стояли Джон и Йоко, может быть не менее важно помнить.

«Power to the People» выходит 10 октября на Universal Music Group.