Найти в Дзене
Infinita Book

Бенедикт Спиноза: Мир — не творение Бога

Как и большинство философских систем XVII века, учение Бенедикта Спинозы строится вокруг понятия "субстанции". Этот термин восходит к Аристотелю, который задавался вопросом: "Что в вещи остаётся неизменным, когда она претерпевает изменения?" Возьмём, к примеру, воск: он может расплавиться, изменить форму, размер, цвет, запах и текстуру — и всё же мы продолжаем называть его "воском". Возникает вопрос: о чём мы говорим, когда произносим это слово? Если воск способен меняться во всех воспринимаемых нами аспектах, значит, в нём должно быть нечто, выходящее за пределы его свойств, — нечто постоянное. Для Аристотеля эта неизменная сущность и есть субстанция. В более широком смысле, субстанцией называют то, что обладает свойствами и лежит в основании мира явлений — то, что делает возможным существование всего остального. Спиноза использует понятие "субстанции" в сходном с Аристотелем смысле, но придаёт ему новое, радикальное значение. Он определяет субстанцию как то, что существует само по се
"Сотворение мира", Уильям Блейк, ок. 1825 г., Галерея Уитворт, Манчестер
"Сотворение мира", Уильям Блейк, ок. 1825 г., Галерея Уитворт, Манчестер

Как и большинство философских систем XVII века, учение Бенедикта Спинозы строится вокруг понятия "субстанции". Этот термин восходит к Аристотелю, который задавался вопросом: "Что в вещи остаётся неизменным, когда она претерпевает изменения?"

Возьмём, к примеру, воск: он может расплавиться, изменить форму, размер, цвет, запах и текстуру — и всё же мы продолжаем называть его "воском". Возникает вопрос: о чём мы говорим, когда произносим это слово? Если воск способен меняться во всех воспринимаемых нами аспектах, значит, в нём должно быть нечто, выходящее за пределы его свойств, — нечто постоянное.

Для Аристотеля эта неизменная сущность и есть субстанция. В более широком смысле, субстанцией называют то, что обладает свойствами и лежит в основании мира явлений — то, что делает возможным существование всего остального.

"Хаос. Сотворение мира", Иван Айвазовский, 1841 г., Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция
"Хаос. Сотворение мира", Иван Айвазовский, 1841 г., Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция

Спиноза использует понятие "субстанции" в сходном с Аристотелем смысле, но придаёт ему новое, радикальное значение. Он определяет субстанцию как то, что существует само по себе и может быть понято исключительно через собственную природу — в отличие от всего остального, что познаётся лишь через связь с другими вещами.

Так, например, понятие "телега" невозможно объяснить без обращения к другим понятиям — "движение", "перевозка" и тому подобным. Субстанция же, по Спинозе, не нуждается ни в чём внешнем для своего понимания.

Более того, философ утверждает, что существовать может только одна такая субстанция. Если бы было две, то познание одной неизбежно требовало бы знания о её отношении к другой — а это противоречит самой идее субстанции как самодовлеющей сущности.

Из этого Спиноза делает поразительный вывод: раз существует лишь одна субстанция, то всё остальное есть проявление, часть или модификация этой единой субстанции. Так рождается его знаменитый принцип "монизма субстанции" — учения о том, что все вещи в мире суть проявления единого бытия.

Это противоположно дуализму, утверждающему существование двух независимых начал — например, духа и материи. Для Спинозы же субстанция — это и Бог, и Природа одновременно (Deus sive Natura). Она является основой всего сущего и познаётся через свои бесконечные атрибуты, каждый из которых раскрывает иной аспект единой, всеобъемлющей реальности.

Портрет Бенедикта (Баруха) Спинозы, ок. 1665 г., неизвестный автор
Портрет Бенедикта (Баруха) Спинозы, ок. 1665 г., неизвестный автор

Бенедикт (или Барух) Спиноза родился в 1632 году в Амстердаме. В 23 года он был отлучён от синагоги португальских евреев, вероятно, из-за своих философских идей.

Позднее его труд "Теологико-политический трактат" подвергся критике со стороны христианских теологов и был запрещён в 1674 году — аналогичная судьба постигла работы французского философа Рене Декарта. Скандал вокруг трактата заставил Спинозу при жизни не публиковать своё главное произведение — "Этику", которая увидела свет лишь после его смерти.

Ради сохранения интеллектуальной свободы он отвергал высокооплачиваемые преподавательские должности. Жил скромно, перемещаясь по разным местам в Нидерландах, зарабатывая на жизнь частными уроками философии и работой точильщика линз.

"Канал в Амстердаме", Ян Ван дер Хейден, 1660-е гг., Лувр, Париж
"Канал в Амстердаме", Ян Ван дер Хейден, 1660-е гг., Лувр, Париж

Спиноза не указывает точно, сколькими атрибутами обладает субстанция, но подчёркивает, что человеку доступны для понимания как минимум два — протяжённость (материальное, физическое измерение) и мышление (сфера сознания).

Именно поэтому его философию иногда называют "дуализмом атрибутов": Спиноза признаёт существование двух различных способов проявления одной и той же субстанции, которые не могут быть сведены друг к другу. Мышление не объясняет материю, а материя не объясняет мышление — но оба они необходимы, чтобы дать полное описание мира.

Что касается самой субстанции, Спиноза утверждает, что называть её Богом или Природой — одно и то же. Это то, что существует само по себе, причина и основа всего сущего. В человеке она проявляется в двух своих аспектах — как тело и как ум, позволяя единой реальности осознавать саму себя через живое существо.

"Горный пейзаж с радугой", Каспар Давид Фридрих, 1809 г., Музей Фолькванг, Эссен
"Горный пейзаж с радугой", Каспар Давид Фридрих, 1809 г., Музей Фолькванг, Эссен

На уровне отдельных вещей, включая человека, дуализм атрибутов Спинозы помогает объяснить, как соотносятся тело и разум. То, что мы воспринимаем как отдельные тела или сознания, на самом деле является модификациями одной и той же субстанции, рассматриваемой под разными её атрибутами. Каждая вещь — это одновременно и физическая, и ментальная форма проявления единого бытия: под атрибутом протяжённости она существует как телесный объект, а под атрибутом мышления — как разумное, мыслящее существо.

Так, человеческий ум — это модификация субстанции, выраженная через атрибут мышления, а мозг — та же самая модификация, но увиденная через атрибут протяжённости.

Таким образом, Спиноза снимает классический философский вопрос о взаимодействии тела и разума: никакого взаимодействия не существует, ведь тело и ум — это не две разные сущности, а два способа восприятия одной и той же реальности, находящиеся в полном соответствии друг с другом.

"Замок в Пиринеях", Рене Магритт, 1959 г., Музей Израиля, Иерусалим
"Замок в Пиринеях", Рене Магритт, 1959 г., Музей Израиля, Иерусалим

Однако философская система Спинозы ведёт к поразительному выводу: не только человек является сочетанием тела и разума, но и всё остальное в мире. Столы, камни, деревья — всё это, по Спинозе, есть модификации единой субстанции, рассматриваемые под атрибутами протяжённости и мышления.

Следовательно, каждое явление в природе — и физическое, и мыслящее одновременно. Разумеется, их "ум" нельзя сравнить с человеческим сознанием: это скорее простейшая форма ментальности, едва уловимое присутствие мысли в материи. Именно эта идея — что разум пронизывает всё существующее — кажется многим трудной для понимания и ещё труднее для принятия. Свое учение Спиноза подробно излагает в трактате "Этика", где утверждает: мир и есть Бог, а Бог — это мир. Всё сущее — проявление единой божественной субстанции, бесконечной и самодостаточной.

Эта позиция получила название пантеизма — веры в то, что Бог не стоит над миром, а тождественен ему. Теисты, придерживающиеся классического представления о Боге как внешнем творце, часто упрекают Спинозу в том, что его пантеизм на деле ближе к атеизму, просто выраженному иными словами.

-7

Тем не менее философия Спинозы ближе не к пантеизму, а к панентеизму — учению, согласно которому мир есть проявление Бога, но Бог при этом больше, чем сам мир.

В системе Спинозы мир — это не совокупность разрозненных физических и ментальных вещей. Напротив, мир материального представляет собой форму Бога, воспринимаемую через атрибут протяжённости, а мир мыслящего — ту же самую божественную субстанцию, постигаемую через атрибут мышления.

Таким образом, единая субстанция, то есть Бог, вмещает в себя всё существующее, но не исчерпывается им. Всё, что есть, — это Бог, однако Бог — не только то, что мы называем миром.

Бог Спинозы, впрочем, существенно отличается от Бога традиционной иудео-христианской теологии. Это не личность, не существо, способное творить или судить. Он не существует отдельно от мира и не создаёт его во времени, как описано в Книге Бытия. Этот Бог не предшествует мирозданию — он и есть само бытие, вечное и неизменное, через которое всё возникает, движется и существует.

Миниатюра "Бог с циркулем", XIII век, неизвестный автор
Миниатюра "Бог с циркулем", XIII век, неизвестный автор

Когда Спиноза говорит, что Бог — причина самого себя, он вовсе не имеет в виду, что Бог создал себя. Он подразумевает, что Бог — самообъясняющийся принцип бытия, сущность. Бог не сотворён и не творит в привычном смысле — он есть причина, смысл и основа всего сущего, он существуюет из необходимости собственной природы.

Когда Спиноза говорит, что Бог — причина всех вещей, он имеет в виду, что всё сущее находит своё объяснение в Боге. Бог — это имманентная причина мира, его внутренняя основа. Это значит, что Бог присутствует в мире, а мир существует в Боге. Всё, что есть, объясняется не внешним актом творения, а самой природой Бога, его сущностью. Мир — не произведение Бога, а его проявление, выражение божественной субстанции в многообразии форм.

Понять и принять это, по мнению Спинозы, — значит достичь высшего состояния свободы и спасения, которое он называет блаженством (beatitudo). Это состояние внутреннего прозрения, когда человек осознаёт свою неразрывную связь с целым, понимает, что он — не отдельное существо, а часть единого, вечного бытия, именуемого Богом или природой.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: