Как и большинство философских систем XVII века, учение Бенедикта Спинозы строится вокруг понятия "субстанции". Этот термин восходит к Аристотелю, который задавался вопросом: "Что в вещи остаётся неизменным, когда она претерпевает изменения?"
Возьмём, к примеру, воск: он может расплавиться, изменить форму, размер, цвет, запах и текстуру — и всё же мы продолжаем называть его "воском". Возникает вопрос: о чём мы говорим, когда произносим это слово? Если воск способен меняться во всех воспринимаемых нами аспектах, значит, в нём должно быть нечто, выходящее за пределы его свойств, — нечто постоянное.
Для Аристотеля эта неизменная сущность и есть субстанция. В более широком смысле, субстанцией называют то, что обладает свойствами и лежит в основании мира явлений — то, что делает возможным существование всего остального.
Спиноза использует понятие "субстанции" в сходном с Аристотелем смысле, но придаёт ему новое, радикальное значение. Он определяет субстанцию как то, что существует само по себе и может быть понято исключительно через собственную природу — в отличие от всего остального, что познаётся лишь через связь с другими вещами.
Так, например, понятие "телега" невозможно объяснить без обращения к другим понятиям — "движение", "перевозка" и тому подобным. Субстанция же, по Спинозе, не нуждается ни в чём внешнем для своего понимания.
Более того, философ утверждает, что существовать может только одна такая субстанция. Если бы было две, то познание одной неизбежно требовало бы знания о её отношении к другой — а это противоречит самой идее субстанции как самодовлеющей сущности.
Из этого Спиноза делает поразительный вывод: раз существует лишь одна субстанция, то всё остальное есть проявление, часть или модификация этой единой субстанции. Так рождается его знаменитый принцип "монизма субстанции" — учения о том, что все вещи в мире суть проявления единого бытия.
Это противоположно дуализму, утверждающему существование двух независимых начал — например, духа и материи. Для Спинозы же субстанция — это и Бог, и Природа одновременно (Deus sive Natura). Она является основой всего сущего и познаётся через свои бесконечные атрибуты, каждый из которых раскрывает иной аспект единой, всеобъемлющей реальности.
Бенедикт (или Барух) Спиноза родился в 1632 году в Амстердаме. В 23 года он был отлучён от синагоги португальских евреев, вероятно, из-за своих философских идей.
Позднее его труд "Теологико-политический трактат" подвергся критике со стороны христианских теологов и был запрещён в 1674 году — аналогичная судьба постигла работы французского философа Рене Декарта. Скандал вокруг трактата заставил Спинозу при жизни не публиковать своё главное произведение — "Этику", которая увидела свет лишь после его смерти.
Ради сохранения интеллектуальной свободы он отвергал высокооплачиваемые преподавательские должности. Жил скромно, перемещаясь по разным местам в Нидерландах, зарабатывая на жизнь частными уроками философии и работой точильщика линз.
Спиноза не указывает точно, сколькими атрибутами обладает субстанция, но подчёркивает, что человеку доступны для понимания как минимум два — протяжённость (материальное, физическое измерение) и мышление (сфера сознания).
Именно поэтому его философию иногда называют "дуализмом атрибутов": Спиноза признаёт существование двух различных способов проявления одной и той же субстанции, которые не могут быть сведены друг к другу. Мышление не объясняет материю, а материя не объясняет мышление — но оба они необходимы, чтобы дать полное описание мира.
Что касается самой субстанции, Спиноза утверждает, что называть её Богом или Природой — одно и то же. Это то, что существует само по себе, причина и основа всего сущего. В человеке она проявляется в двух своих аспектах — как тело и как ум, позволяя единой реальности осознавать саму себя через живое существо.
На уровне отдельных вещей, включая человека, дуализм атрибутов Спинозы помогает объяснить, как соотносятся тело и разум. То, что мы воспринимаем как отдельные тела или сознания, на самом деле является модификациями одной и той же субстанции, рассматриваемой под разными её атрибутами. Каждая вещь — это одновременно и физическая, и ментальная форма проявления единого бытия: под атрибутом протяжённости она существует как телесный объект, а под атрибутом мышления — как разумное, мыслящее существо.
Так, человеческий ум — это модификация субстанции, выраженная через атрибут мышления, а мозг — та же самая модификация, но увиденная через атрибут протяжённости.
Таким образом, Спиноза снимает классический философский вопрос о взаимодействии тела и разума: никакого взаимодействия не существует, ведь тело и ум — это не две разные сущности, а два способа восприятия одной и той же реальности, находящиеся в полном соответствии друг с другом.
Однако философская система Спинозы ведёт к поразительному выводу: не только человек является сочетанием тела и разума, но и всё остальное в мире. Столы, камни, деревья — всё это, по Спинозе, есть модификации единой субстанции, рассматриваемые под атрибутами протяжённости и мышления.
Следовательно, каждое явление в природе — и физическое, и мыслящее одновременно. Разумеется, их "ум" нельзя сравнить с человеческим сознанием: это скорее простейшая форма ментальности, едва уловимое присутствие мысли в материи. Именно эта идея — что разум пронизывает всё существующее — кажется многим трудной для понимания и ещё труднее для принятия. Свое учение Спиноза подробно излагает в трактате "Этика", где утверждает: мир и есть Бог, а Бог — это мир. Всё сущее — проявление единой божественной субстанции, бесконечной и самодостаточной.
Эта позиция получила название пантеизма — веры в то, что Бог не стоит над миром, а тождественен ему. Теисты, придерживающиеся классического представления о Боге как внешнем творце, часто упрекают Спинозу в том, что его пантеизм на деле ближе к атеизму, просто выраженному иными словами.
Тем не менее философия Спинозы ближе не к пантеизму, а к панентеизму — учению, согласно которому мир есть проявление Бога, но Бог при этом больше, чем сам мир.
В системе Спинозы мир — это не совокупность разрозненных физических и ментальных вещей. Напротив, мир материального представляет собой форму Бога, воспринимаемую через атрибут протяжённости, а мир мыслящего — ту же самую божественную субстанцию, постигаемую через атрибут мышления.
Таким образом, единая субстанция, то есть Бог, вмещает в себя всё существующее, но не исчерпывается им. Всё, что есть, — это Бог, однако Бог — не только то, что мы называем миром.
Бог Спинозы, впрочем, существенно отличается от Бога традиционной иудео-христианской теологии. Это не личность, не существо, способное творить или судить. Он не существует отдельно от мира и не создаёт его во времени, как описано в Книге Бытия. Этот Бог не предшествует мирозданию — он и есть само бытие, вечное и неизменное, через которое всё возникает, движется и существует.
Когда Спиноза говорит, что Бог — причина самого себя, он вовсе не имеет в виду, что Бог создал себя. Он подразумевает, что Бог — самообъясняющийся принцип бытия, сущность. Бог не сотворён и не творит в привычном смысле — он есть причина, смысл и основа всего сущего, он существуюет из необходимости собственной природы.
Когда Спиноза говорит, что Бог — причина всех вещей, он имеет в виду, что всё сущее находит своё объяснение в Боге. Бог — это имманентная причина мира, его внутренняя основа. Это значит, что Бог присутствует в мире, а мир существует в Боге. Всё, что есть, объясняется не внешним актом творения, а самой природой Бога, его сущностью. Мир — не произведение Бога, а его проявление, выражение божественной субстанции в многообразии форм.
Понять и принять это, по мнению Спинозы, — значит достичь высшего состояния свободы и спасения, которое он называет блаженством (beatitudo). Это состояние внутреннего прозрения, когда человек осознаёт свою неразрывную связь с целым, понимает, что он — не отдельное существо, а часть единого, вечного бытия, именуемого Богом или природой.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: