Один из самых красивых храмов на Урале, который не разрушили в советское время, находится в небольшом, но старинном селе Челябинской области, – Воскресенском. Уникальность населенного пункта не только в красивейшем религиозном объекте, но и в истории – здесь долго жили люди, которые не имели отношения к металлургии, хотя село было основано одним из организаторов горного дела на Урале. А еще здесь сохранились остатки здания XVIII века, объекты XIX и начала XX веков.
Татары, башкиры, новгородцы
Появление села Воскресенского (нынешний Каслинский район) происходило по проверенной схеме XVIII века, характерной для Урала. Землю под село выкупали у местных жителей, а затем заселяли выходцами из европейской части России.
По данным старинных карт, до села Воскресенское на этом месте – на реке Синара, возле одноименного озера – была татарская деревня Уразаева, а в 1742 году – Катерметева (скорее всего, башкирская). Но затем эти земли получил один из основателей горнозаводского производства на Урале – Никифор Клеопин, который прибыл «на камень» вместе с основателем Екатеринбурга Вильгельмом де Генниным. Клеопин также считается основателем нынешней столицы Урала, но памятников ему, как де Геннину и Татищеву, к сожалению, не поставлено, а об его существовании знают только историки и краеведы.
Никифор Клеопин не только был одним из организаторов горного дела на Урале и строил Екатеринбург, но и возводил заводы в Ирбите, Кушве, Верхней Туре, Нижней Синячихе, европейской части России, на Алтае и в других местах, возглавлял Уральскую горную администрацию, организовывал золотодобычу на Урале и делал многое другое.
Но вот на территории нынешнего Воскресенского он решил не строить заводы или вспомогательные предприятия для горного дела. В 1749 году, когда ему было уже 49 лет, по неподтвержденным данным, у него ослабло здоровье. Он решил уйти от дел, получил земли возле озера Синара, выкупив их у башкир, и построил себе имение. Сюда он переселил крестьян со своей родины – из новгородских земель (по другой версии – из самарских). Его имение не сохранилось.
Село получило название Ново-Воскресенское (в народе распространено было другое название – Клеопино, одноименно село было основано на 4 года позже немного восточнее также Никифором Клеопиным). Населенный пункт огородили стенами. Часть переселенных крестьян стала казаками. Эти два факта говорят о том, что земли Никифор Клеопин получил, как часто было в то время, не совсем легально, что не нравилось местным башкирам. Поэтому крепость и казаки должны были защищать населенный пункт от набегов башкир. Как было, например, в соседнем Тюбуке.
На реке Синара была построена плотина, рядом с которой возвели каменную мукомольную мельницу с амбаром. Последняя действовала даже в начале XX века. Полуразрушенное здание мельницы, по словам местных жителей, стояло в начале 80-х годов прошедшего века. Сейчас от нее остался только полуразрушенный фундамент.
Плотина также является уникальной. Ее, конечно, за почти три века использования сильно реконструировали и перестроили. Но часть строительных материалов осталась с XVIII века.
В 1751 году в Воскресенском появилась деревянная церковь с колокольней. Религиозный объект освятили в день Воскресения Христова. Никифор Клеопин был верующим человеком и часто посещал богослужения, к чему призывал и крепостных. В соседнем Тюбуке он также построил деревянный храм во имя святого апостола Иоанна Богослова.
Спустя время здоровье Никифора Клеопина поправилось, он снова ушел на службу. В Ново-Воскресенском он уже бывал не так часто, после обустройства села вернулся к работе, а затем в результате интриг вынуждено колесил по различным уездам России.
Умер, примерно, в 1771 году, имение с крестьянами досталось его сыну, который появлялся там еще реже, чем отец.
Смена деятельности
В 1784 году Воскресенское (именно так оно именовалось в документах) вместе с имением Никифора Клеопина было продано промышленнику Никите Демидову, который тогда владел Кыштымскими заводами. Население села тогда пришлось отойти от обычной сельской жизни, оно стало добывать уголь и руду для Каслинского, Кыштымского и Сысертского заводов, став из помещичьих крепостных - заводскими. Хотя ранее сельчане вели довольно вольный образ жизни – занимались земледелием, пчеловодством, охотой, животноводством и мелким ремеслом. У местных жителей резко поменялся уклад.
В 1809 году собственником села, а также Кыштымских и Каслинского заводов стал еще один промышленник – купец первой гильдии Лев Расторгуев. Его требования к крепостным не изменились, они также добывали руду и уголь для заводов.
Население Воскресенского в XIX веке многократно увеличилось. Перед Первой мировой войной село стало волосным центром, в нем проживало 2357 жителей (для сравнения – сейчас не более 300 жителей). В Воскресенскую волость входили кроме главного села – село Тюбук, деревни Клеопина, Знаменская, Воздвиженская, Григорьева и Аллаки.
Бунты и революции
Вольный характер жителей Воскресенского демонстрирует участие в протестах. В 1823 году они поддержали восставших рабочих в Кыштымском горном округе, а в 1826 году участвовали в «девичьим бунте» (или «бабьем бунте»), произошедшем на Соймановском золотом прииске. В то время заводами руководил родственник Расторгуева Григорий Зотов (его называли «кыштымским зверем»).
Тогда девушек-казачек заставили работать летом, ранее они трудились на золотых приисках только вне сельскохозяйственного сезона. Казачки требовали поднять зарплату, сократить время рабочей смены и перевести их на работу поближе к дому. Требования не были выполнены, поэтому они устроили бунт, который не смогли (или не стали) подавить солдаты. Но были схвачены три казачки. Остальные пообещали, что вместо них сюда придут их отцы и мужья с нагайками. Плененных девушек отпустили.
Хотя есть много не совсем таких романтичных историй. После бунта в заводском пруду нашли десятки тел крепостных рабочих.
Другое знаковое событие связано с Гражданской войной. Белогвардейцы долго находились в Воскресенском. Затем его освободили красные. В июле 1918 года в селе располагался штаб 43-го стрелкового полка под командованием Василия Чуйкова. Его войска двигались на Челябинск, из которого затем выбили белых.
Василий Чуйков станет маршалом Советского Союза. Он прошел всю Великую Отечественную войну, участвовал в Сталинградской битве и Берлинской наступательной операции. В 1969 году снова посетил Воскресенское, где встретился с местными жителями.
Выдающийся памятник
Как уже отмечалось, в 1751 году в Воскресенском появилась деревянная церковь с колокольней. Инициатором ее строительства был Никифор Клеопин, который был верующим человеком и за счет религиозного объекта намеревался обратить в православие в том числе местных башкир.
Церковь построили на каменном фундаменте, недалеко от усадьбы Никифора Клеопина. Она была освящена в день Воскресения Христова, получив название Воскресенской. От нее и пошло название населенного пункта.
Сначала приход был маленьким, но с появлением новых сел – Знаменское, Григорьева, Анжела и так далее – число прихожан увеличилось. Сам Никифор Клеопин пытался не пропускать богослужений.
Церковь Воскресения Христова сгорела в 1814 году. Удалось сохранить только икону Знамения Божией Матери. Во время пожара она была в деревне Знаменская, жители которой отмечали праздник и им привезли святыню.
В 1815 году было получено разрешение на строительство новой церкви – каменной. Ее освятили в честь Знамения Божией Матери. Храм возводили с 1822 по 1835 года на средства семьи Расторгуевых и прихожан. Освятили 8 июня 1835 года. Церковь была большой, поэтому зимой в ней было холодно. По этой причине построили придельный храм в память храма Воскресения Христова, который освятили в 1842 году.
По неподтвержденным данным, церковь Знамения Божией Матери возвели по проекту знаменитого архитектора Михаила Малахова, который построил несколько легендарных зданий в Екатеринбурге и Каменске-Уральском, сохранившихся по сей день.
Церковь является одной из самых красивых на Урале. Вероятнее всего, именно поэтому она избежала участи большинства религиозных сооружений середины XX века. Эксперты отмечают, что такие храмы раньше возводили только для столичных городов. Церковь закрыли в 1937 году и, вероятнее всего, могли снести. Но экспедиция Академии наук СССР признала храм уникальным для Урала, его сохранили. Правда, все имущество в конце 40-х погрузили на сани и увезли в Касли.
Церковь пережила закрытие религиозных объектов при Сталине, а затем при Хрущеве. Ее некоторое время использовали как зернохранилище. Церковь начали восстанавливать в 90-е. В 1998 году архиепископ Челябинский и Златоустовский Иов освятил ее, а в 1999 году церковь признали памятником архитектуры регионального значения.
На средства местных жителей был восстановлен облик храма, внутреннее убранство, ограждения, а также некоторые старинные иконы. Главная святыня церкви – икона Божией Матери «Знамение» – доступна для прихожан и сейчас.
Земская школа
В 1874 году в Воскресенском была открыта земская народная школа, которая была преобразована из церковно-приходской школы. Точных дат ее постройки найти не удалось. В ней учились не только местные жители, но и дети из соседних деревень и сел. Школа перестала работать в 1915 году, после того, как построили новую четырехклассную школу.
Новое учебное заведение было возведено при содействии купца Николая Злоказова буквой «П» в один этаж. Ее установили на бутовом фундаменте, построили из красного кирпича. На данный момент сохранились не только исторические стены и фундамент, но и кровля, навес над входом, почти все оконные проемы и много другое. Вероятнее всего, и туалетная комната.
Школа действовала до 2005 года. В том году ее посещало всего 13 детей. Затем ее закрыли, а школьники стали ходить в учебные заведения соседних населенных пунктов.
На данный момент здание полностью не эксплуатируется. Только часть помещений занята фельдшерско-акушерским пунктом.
Власти Челябинской области проводят работу по включению земской школы (нынешний адрес: улица 1 Мая, 28) в список объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России. В 2023 году эксперты признали, что она имеет право находиться в списке культурного наследия федерального значения. Но пока она туда не попала. Сейчас земская школа, как и местный храм, являются объектами культурного наследия регионального значения.
Объект называется: «Здание школы, в которой в 1920-1924 гг. учился Герой Советского Союза П.А. Кашпуров (земская школа)».
Стоит отдельно рассказать о Павле Афанасьевиче Кашпурове, личность которого, возможно, и побудила стандартной для Урала земской школе присвоить федеральный статус охраны. Хотя в Воскресенском есть и другие претенденты: остатки мельницы, дом Расторгуева, красивейшая церковь, старинный дом на берегу, плотина.
Павел Кашпуров родился в Воскресенском и получил здесь школьное образование. Он участник Великой Отечественной войны: Сталинградская битва, освобождение Запорожья.
Павел Кашпуров участвовал в форсировании Днепра возле Днепропетровска в составе 120-го гвардейского стрелкового полка. Он был в первой штурмовой группе, которая переправилась через реку. Многие солдаты и командиры были убиты, но плацдарм для дальнейшего наступления был взят. В определенный момент гвардии майор Павел Кашпуров взял командование на себя: солдаты под его руководством не только отбили атаки противника, но и расширили плацдарм. Далее на этот пяточек переправились основные силы. 25 октября 1943 года был взят Днепропетровск.
За выполнение приказа по форсированию Днепра Павлу Кашпурову было присвоено звание Героя Советского Союза (документ от 22 февраля 1944 года). Правда, награда нашла героя посмертно. Он погиб 15 февраля 1944 года в боях под Кривым Рогом. Похоронен в Апостолово Днепропетровской области.
Каменный дом
Есть еще в Воскресенском несколько объектов, которые заслуживают внимания, но информации о них свободном доступе очень мало, либо почти нет.
В селе сохранился каменный дом (улица Ленина, 4), который был построен Львом Расторгуевым примерно в 10-30-х годах XIX века. Затем им владел купец Петр Трухин. На первом этаже была лавка и подсобные помещения. Второй был жилой.
Историки говорят, что из храма в этот дом был прокопан подземный ход. Причем такие же ходы от церкви были к барской усадьбе, мельнице и дому священника.
На данный момент в этом доме располагается воскресная школа и молельная комната. Хотя на одной из карт заявляется, что здесь располагается протестантский храм.
На берегу Синары стоит еще один объект похожий на исторический (улица Пушкина, 1). Он выглядит, как будто был построен в XIX веке, благодаря декору стен, окон и крыши. Но идентифицировать здание не удалось.
В нескольких огородах можно встретить старинные каменные стены. В открытых источниках сообщают, что они возводились для защиты домов от пожаров, которых в Воскресенском было очень много, поэтому многие дома не сохранились.
Атомный город
История Воскресенского круто изменилась после 1954 года, когда сюда приехали геодезисты, чтобы найти место для крупнейшего предприятия атомной промышленности СССР. Так появился город Снежинск (Челябинск-70).
После этого Воскресенское начало превращаться из свободолюбивого населенного пункта в дачный поселок с уникальным храмом, земской школой и купеческим домом XIX века.
Но Воскресенское любопытно не только вышеперечисленными объектами культурного значения, но и местными жителями. Они берегут историю одного из старейших сел района, благоустраивают территорию, хранят память о главных событиях не только села, но и страны.
А еще проявляют свою идентичность. Например, один из дворов напоминает, что когда-то эта территория принадлежала башкирам и татарам, причем довольно воинственным. В качестве устрашения установлена противотанковая пушка. А рядом склад металлолома. Стоит надеяться, что это не остатки техники нападавших или трофеи, полученные в ходе военных событий.
Добраться до Воскресенского не сложно. Это середина трассы Челябинск – Екатеринбург. Нужно доехать до развязки на Снежинск (примерно 90 километров от Екатеринбурга или 110 километров от Челябинска), а далее по этой дороге примерно 5 километров до села Воскресенское. После знакомства с селом можно ехать на экскурсию в Снежинск, но необходим пропуск для попадания в атомный город, или в Тюбук, Воздвиженку, Знаменку.