Как раз только недавно прочитал в книге Франса Де Вааля «Истоки морали» размышления о том, что считать агрессией. Господин Вааль считает, что во время отношений видов охотник-добыча, нападение хищника не является агрессией, так как действие происходит для того, чтобы удовлетворить физиологическую потребность. Напротив, выяснение отношений между представителями одного вида – самая настоящая агрессия, способная породить крайнюю жестокость по отношению к соплеменнику. Примерами таковой могут быть сообщества шимпанзе, сурикатов.
Нас же интересует агрессия у кошек, с которой мне тоже приходилось сталкиваться. При этом я говорю именно об агрессии кошек по отношению друг к другу, если ссылаться в этом плане на мнение Франса де Вааля. По отношению ко мне кошки тоже проявляли «агрессию». Но это было, скорее, выражение страха от неизвестности, нового места, новых людей и кошек, или защита территории.
Недавно, во время обсуждений в одном из чатов (где люди обсуждают кошек, задают вопросы по их содержанию, поведению), я понял, что по крайней мере для меня, игровая агрессия - относительно сложная тема. У меня появились вопросы к терминологии, а также к тому, что считать игровой агрессией, и из чего она формируется?
Началось с того, что я рекомендовал одной даме, которая жаловалась на игровую агрессию молодого кота, переключать его внимание в тех местах, где происходят нападения, на игрушки-дразнилки, чтоб он мог тратить, накопившуюся энергию на игру, а не нападения на ноги человека. Меня тут же одёрнули две другие дамы (одна – грумер – зоопсихолог, другая – ветеринар). Они отметили, что даю глупые советы, так как таким образом я только закрепляю нежелательное поведение, ибо кот будет воспринимать это, как поощрение, а значит ассоциировать игру с нападением на человека. Объясняется тем, что если кот решил начать охоту, то она будет завершена укусом, или царапанием ноги (другой части тела). Начался спор.
Я не считаю охоту кошек полностью инстинктивной и убеждён, что часть действий формируется научением, а значит комплекс действий может быть прерван. Признаться, дамы оказали внушительное давление, их слова были убедительны и логичны. Меня посещали мысли, что может действительно людям лучше не давать подобных советов, ведь если даже специалисты вступили в полемику, то как обычному человеку быть-то...? Но вопрос: «а что делать здесь и сейчас?» - в покое не оставлял.
Леди предоставили ссылку на кошачьего зоопсихолога, точнее на её статью, чтоб я ознакомился с игровой агрессией. Однако там, я ничего в подтверждении их слов не нашёл. И всё же решил сам связаться с автором статьи и обсудить эту тему.
В общем данная статья, которую пишу я, является частью диалога, что мы ведём с коллегой.
Если вдруг кто-то не знает, знакомьтесь: Татьяна Куликова – специалист по поведению кошек, ссылка на VK – https://vk.com/zoopsihologcat, сайт - https://zoopsihologcat.ru
Татьяне подробно описал ситуацию и пояснил, что меня интересует. И получил развёрнутый ответ:
А, я поняла, вы начинаете играть, когда кот уже начал предполагаемое нападение «виляет жопкой». Да, тогда много шансов именно закрепить агрессию, потому что для кошки этот процесс не дифференциируется на стадии в голове, как у вас. Для нее это цельный поведенческий акт, включающий часто фкд(прим. Фиксированный комплекс действий) и завершающий акт в виде укуса.
Поэтому если вы начинаете играть в процессе поведенческого акта вы его рискуете закрепить целиком.
В таком случае альтернатива нужна, но не в процессе, а учитывая циркадные ритмы кошки, по режиму.
Ну казалось бы: получил ответ. Уже три человека говорят об этом. Уймись и иди читать книжки. Но книжки, что читаю, говорят о не таком однозначном влиянии врождённого поведения у сложных организмов по типу млекопитающих, или птиц.
«Вот мне и хочется понять: у нас есть ФКД в охоте, а есть навык. Насколько они не дифференцируются? Ведь, одно — это врождённое, а другое приобретённое научением…» - ответил я.
Татьяна спросила может ли использовать мой вопрос для написания статьи, где всё подробно объяснит, на что я и согласился.
Собственно, вот статья:
https://vk.com/wall-211835519_1979
Можете ознакомиться с ней по ссылке. Там довольно много информации, некоторые выдержки приведу здесь.
Начинает Татьяна с метода «адвоката» - Альтернатива Доступ Вознаграждение – действительно самый действенный метод в работе с кошками, да и с другими животными.
И далее:
То решение, которое применяете вы похоже на схему АДВ, но я не вижу ее полного выполнения и, кажется, подкрепляется в ней совсем не то, что нужно владельцу.
Это и хорошо бы выяснить: что именно нам надо, от чего мы хотим избавиться. На этот вопрос мы можем ответить после того, как ответим на первый относительно дифференциации охотничьего поведения.
У кошек есть безусловный рефлекс, который заставляет их прыгнуть за добычей, это можно наблюдать у некоторых животных, которые вылетают из балконов за птичкой, очень удивляя хозяев, ведь раньше сидела и нормально. Она же не глупая, чтоб прыгать с балкона. А тут такое.
https://dzen.ru/shorts/68e7f01255f9cc1b7412f72f?share_to=link
Это «такое» - есть рефлекс, у людей тоже похожее имеется, например отдёрнуть руку от кипятка, среагировать на насекомое и т.д.
Но что происходит далее? Далее – это действительно фиксированный комплекс действий, как нам говорят?
Представители семейства кошачьих растят своих котят. С рождения они абсолютно не могут себя обслуживать и уж тем более добывать себе пропитание. Мать котят выкармливает молоком. За то время, что они находятся с матерью и сиблингами (родными братьями и сёстрами), котята учатся охотиться и проходят социализацию.
Поэтому заводчикам и рекомендуется оставлять у себя котят рядом с их семьёй до 3-х месяцев.
Кошка познакомит их с окружающим миром, и хорошим кошачьим манерам. Отсюда следует, что охота, а уж тем более игровая агрессия, или имитация охоты – не такой уж и не дифференцированный процесс, в противном случае котята бы поубивали в итоге друг друга, если бы поведение было бы полностью инстинктивным и сам укус во время игры нельзя было бы скорректировать. Если наблюдать за игрой кошек между собой, то видно, что сами кошки корректируют и силу укуса, и его наличие в целом. Тоже касается человека. В доказательство хочу привести видео из соцсети, как девушка играет со своим животным, которое имитирует погоню, нападение, но ни разу не укусил.
Далее моя собеседница приводит причины игровой агрессии у кошек, где как раз имеется отсутствие социализации. Например, если котёнок появился у вас младше 3-х месячного возраста, потерявший мать и сиблингов, то человек становится именно тем, кто социализирует котёнка, что является не простым заданием.
Татьяна перечислила причины подобного поведения и способы решения проблем, связанных с поведением. И отмечает:
Но, если и после этого поведение не уходит, то мы можем говорить о том, что оно прочно закрепилось, как условный рефлекс и нам нужно обратиться к контробуславливанию, что вы, если я правильно поняла, и пытаетесь сделать в вашем случае. Но получается, что вы не контробуславливаете это поведение, а наоборот закрепляете.
Все потому, что охота и игра являются инстинктивным поведением, а если правильно сказать поведенческим актом, который содержит КФД – комплекс фиксированных действий. Для тех, кто не в курсе – КФД – это стереотипные, генетически обусловленные двигательные реакции у животных, которые проявляются у всех особей одного вида в ответ на определённый «ключевой стимул», независимо от прошлого опыта и внешних обстоятельств. Если сказать простым языком – кот увидел привлекательную добычу и дальше не может остановиться, чтоб ее не поймать. И так делают все котики.
Всё верно, если мы говорим об инстинктивном поведении. Такое поведение мы можем наблюдать у маленьких змей - их мама оставляет сразу после откладывания яиц. Змеёныши после вылупления повинуются инстинктам и уже умеют убивать…их никто не учил этому. Это пример «инстинктивного поведения» заложенного генетически, более того — это комплекс безусловных действий, характерных для всего вида. Что же у кошек? Котят охоте учит мать. Во время игры котята не убивают друг друга, они проходят социализацию, учатся общаться друг с другом, хорошим кошачьим манерам. В случае того, если бы вся их охота и игровая агрессия были бы инстинктивными, то никакой бы социализации изначально быть не могло бы.
Более того, мы говорим об игровой агрессии (или об имитации охоты), там уж точно смертельного укуса быть не может, а значит полноценным инстинктом охотничье поведение кошек назвать нельзя.
Данное поведение будет запускаться все чаще и чаще, ведь вознаграждение увеличивает частоту поведения, во время которого его выдают.
Именно, так как при получении вознаграждения животное научится новому приобретённому поведению. Однако, это не касается инстинктивного поведения, так как оно врождённое и подкрепления не требует.
Можем ли мы избавиться именно от укуса? Как показывает практика, видео людей (представленное выше) и выживание котят в играх – да.
Через три часа он захочет поиграть снова, и его подкорка напомнит ему, как он до этого получил игру. Он охотился на людей, и в тот же момент человек взял игрушку и стал играть. Что сделает кот? Пойдет охотиться на людей, чтоб с ним поиграли.
Вот это действительно проблема, которую я не предусмотрел, более того, не предусмотрел в рамках других домочадцев, например, маленького ребёнка, которого как раз Татьяна привела в пример в своей статье.
В общем, весьма сложный вопрос, как всегда. Конечно, нам лучшим вариантом будет, который предлагает Татьяна, а именно: "...устанавливаем правильный режим сна, питания и игр, кастрируем, перестаем выдавать игрушку каждый раз, когда кот кусает за ногу, учим котика самоутверждаться другими путями, перестаем играть руками, перестаем наказывать и т.д."
Котята в детстве воспринимают своё ближайшее окружение, как объекты для игры. Они преследуют свою мать, набрасываются друг на друга. При сильном укусе малыши вскрикивают, мать шипит, может дать оплеуху. Малыш, что спровоцировал агрессию, соответственно пугается, запоминает, но он не перестаёт производить подобных действий, так как таким образом животное оттачивает охотничьи навыки. Обычно, котята, при взаимодействии с друг другом или матерью, учатся кусать менее сильно и не выпускать когти.
Нам Татьяна предлагает добиться полного отсутствия игрового поведения относительно ног человека. То есть требуется сделать неприятным нападение и поощрять альтернативное поведение. Об этом коллега и пишет:
Если человек может физически избежать нападения, то он это должен делать. Например, не продолжать двигаться, если он шел по коридору, а кот охотился на ноги. Или прикрыть ноги картонкой или подушкой, чтобы кот не смог закончить нападение. Уйти в другую комнату, если кот в азарте пытается напасть, или закрыть кота в отдельном помещении на короткое время, если он не оставляет попыток нападения. То есть наша задача сделать нападение наименее веселым и наименее возможным.
Вот тут у меня появились опять вопросы. Позвольте я их перечислю:
Первый вопрос: рекомендуется прикрыть ноги картонкой или подушкой – а чем это отличается от перевода внимания на игрушку? Поясню свой вопрос:
У меня был юный кот, который рано лишился матери, соответственно социализацию не прошёл, на ноги кидался страшно, на руки…на всё. Конечно, я закрывался от него всем, чем только можно, однако, предметы (в том числе декоративную подушку с дивана), которыми я спасался, он воспринимал, как игрушку. Вгрызался, лупил задними ногами – самое настоящее подкрепление нежелательного поведения, получается. Не уверен, что такой метод сильно отличается от предлагаемой дразнилки.
Второй вопрос: уйти в другую комнату – не является ли это поведением жертвы? Кошки, как и другие хищники могут нападать на тех, кто от них убегает. Понятное дело, что тут не рекомендуется убегать, однако, тоже есть пример:
Кошка нижнего уровня (перемещается вдоль стены, не располагается в центре комнаты, обычно отдыхает в домке, тоннели, или за креслом) шла из одной комнаты на кухню по коридору мимо поворота в другую комнату (который она прошла). Увидела юного кота, что расположился на шкафной полочке, по языку тела было очевидно, что охотится, не отводя взгляда от кошки.
Надо пояснить, что у юного товарища как раз была игровая агрессия, но ввиду того, что он был глухой, имел сложности с коммуникацией и не слышал других кошек. Кошка, что шла на кухню, очень не хотела игры, более того из-за своей неуверенности она пугалась подобных действий. Она, увидев его, остановилась на полпути, развернулась и пошла во вторую комнату. Кот в этот момент сорвался с места и побежал её догонять. Справедливо задуматься, возможно ли такое с человеком? Думаю – да.
Третий вопрос: временное закрытие в отдельном помещении - по примеру Валесика можно сказать, что взять на руки разыгравшегося кота – практически невозможно. Он с удовольствием в этот момент начинает игру с руками. Не будет ли это являться очередным подкреплением нежелательных действий?
Далее Татьяна говорит о вознаграждении и поощрении и тут у меня вопросов нет.
Итак, что мы имеем в итоге. В первую очередь, как и рекомендует коллега нужно тратить накопившуюся энергию животного, то есть с ним играть. Сложность может возникнуть в том, что пик активности животного может происходить в моменты прихода людей с работы, школы, когда начинается активное перемещение по квартире. Закрывайтесь подушкой, картонкой, отвлекайте на игрушку – эффект одинаковый, либо вы переключаете внимание, либо закрепляете поведение. Но вам требуется, чтоб вас не кусали. Мы можем этого добиться, для доказательства смотрим на социализацию котят. Они обучаются не выпускать когти, кусать в полсилы, поэтому, если это имитация охоты (игровая агрессия), то поправить поведение можем. Лучше, если будете начинать играть с животным в конкретное время и часы активности котик подстроит под вас, а когда после игры ещё покормите, то желательное поведение (игру в определённое время) закрепите пищевым поощрением. Таким образом можно приблизить поведение к естественному: охота – еда.
Далее рассмотрим, что делать, если животное в порыве игры вас укусило. В этом случае прекращаем игру и уходим. Котик воспринял вас, как за добычу и продолжает нападать? – лучший доступный нам способ сказать кошке, что вы злитесь и агрессируете на неё – это шипение. Да животное может напугаться испытать стресс, но если не переусердствовать и не прибегать к этому часто, то стресс кратковременный и вреда не несёт.
В конце данной статьи хочется отметить, что не претендую на истину. Советы даю, исходя из теоретических знаний и собственного опыта. Однако, практика не всегда ложиться на теорию. В зоопарке уяснил одно, что можно работать с животным строго по инструкции, но само животное вносит коррективы своим индивидуальным поведением, своей индивидуальной физиологией, и приходится в работе откатываться назад, анализировать причины неудачи и начинать по новой с учётом новых данных и сделанных правок.
Рекомендую подписаться на страницы Татьяны Куликовой, ссылки на которые привёл выше. Там много интересной и полезной информации.
Весьма удачно, что мы вступили с коллегами в дискуссию, пусть я и в меньшинстве, но уверен, что в споре рождается истина.